СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Лабораторная работа.

                         «Измерение показателя преломления стекла».

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».»

Тема урока: Лабораторная работа.

«Измерение показателя преломления стекла».

Добрый день! Я рада видеть вас.

 «Мало знать — надо уметь применять»

Рене Декарт

Актуализация знаний

На экране представлено в презентации несколько картинок

1. атмосферного оптического явления «Гало».

- Как называется данное природное явление?

- Каковы причины возникновения данного явления?

(Ответ: преломление солнечных лучей в кристалликах облака).

2. фото воды в бассейне с подсветкой, выходящие из воды лучи рассеиваются на стенке.

- Объясните причину данного явления?


- Что такое отражения света?

- Сформулируйте законы отражения?

- Что такое преломление света?

- Сформулируйте законы преломления?

- Дайте определение относительного показателя преломления

- Чему равен показатель преломления стекла?

- Приведите примеры преломления света из вашей жизни


Работа на доске

- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воздуха в воду.

- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воды в воздух.

- По чертежу охарактеризуйте среды

- Сравните скорости света в данных средах?

- Угол падения из воздуха в стекло равен 0 градусов. Чему равен угол преломления? Построить на доске.

- Как найти синус угла в прямоугольном треугольнике?


Мотивация к профессии.

• На втором курсе у вас начнутся специальные предметы. Давайте подумаем, где можно найти применения знаний по теме «Оптика» в вашей специальности?

• Оптическое волокно (оптоволокно) – это волновод с круглым поперечным сечением, по которому передается электромагнитное излучение оптического диапазона

• Благодаря явлению полного внутреннего отражения, свет, попавший в оптоволокно, распространяется по нему на большие расстояния. Сердцевина и оптическая оболочка волокна изготавливаются из материалов с незначительно отличающимися показателями преломления (показатель преломления сердцевины больше). Поэтому световые волны, попавшие в сердцевину под углами, меньшими некоторого критического значения, многократно переотражаются от оболочки.


Постановка учебной задачи:

Ознакомиться с порядком измерения показателя преломления стекла

Получить преломления света в стекле на опыте

Опр. Показатель преломления стекла


Кто предложит, как нам лучше сформулировать цели урока?

(Ответ: научиться определять показатель преломления стекла)



Сегодня мы будем работать по группам. У нас 3 группы. В каждой группе выбран командир. Пожалуйста, командиры встаньте и представьтесь.

На практике узнаем, как пользоваться законом преломления света.


Каждая группа будет выполнять задание исследовательской работы


Исследовательская работа:

1 группа – исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения

2 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла от цвета луча

3 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла различными способами



Отчёт групп:

  1. показать выполнение исследования,

  2. сделать чертеж,

  3. произвести вычисления,

  4. сделать вывод.


Критерии оценки.

  1. Составление отчета


    1. Оформление работы


    1. Достоверность результатов измерения

    2. Формулировка вывода ЛР



1-2 баллов (1- неаккуратно, с ошибками; 2 – аккуратно, правильно)

1-3 балла (1- полученные измерения значительно отличаются от табличных значений, 2- недостаточно точные измерения, 3 – достаточно точные измерения)

  1. Защита работы (рассказ о выполненной работе и о подведении итогов работы)

1-5 баллов

(0 – тема не раскрыта,

1-2 – указаны не все необходимые законы и закономерности,

3-4 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта, но имеются один или несколько недостатков,

5 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта)

  1. Заданный вопрос

1 балл

  1. Ответ на вопрос

1 балл

  1. Дополнительное поощрение

1-3 баллов


Команда, набравшая большее, количество баллов станет победителем. Участники этой команды получат за работу на уроке оценку «5».

Команды, которые заняли 2 и 3 место, получают оценку «4».

Командиры команд могут снизить оценки участникам своей команды, в случае, если член команды учувствовал пассивно в работе.

Оценки будут объявлены после сдачи отчетов лабораторной работы


При выполнении заданий можно пользоваться описанием лабораторной работы, записями в тетради. Для работы вам потребуются двойной лист, фломастеры.


Техника безопасности

Опасности в работе

Ранение рук и порезы осколками разбитого оборудования при нарушении правил применения оборудования из стекла. Во время работы бережно обращаться с пластинкой, предохраняя ее от падения.


Содержание работы

В вашем отчете должно быть:

  1. Название лабораторной работы

  2. Цель

  3. Оборудование

  4. Рисунки

  5. Таблица с результатами измерений

  6. Вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от …(цвета, угла падения, способа измерения показателя преломления)


Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.


Демонстрация видеофрагмента, в котором рассказывается о выполнении работы

(1:54-4:15, 5.29-7:17)


На работу отводится 40 минут. Зашита работы в течение 5 минут. Начинается работа команд.





Инструкции по выполнению работы.

Лабораторная работа

Вариант №1.

Тема: «Измерение показателя преломления стекла».

Цель работы:


Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.


Указания к работе:

В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.

Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле

где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.

Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).

Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.

Так как   и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид

Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.

Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле

Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле

Δn = nпрε.

(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)

Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:

n = nпр ± Δn.


Подготовка к проведению работы

1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.

2. Включите фонарик. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.

Проведение эксперимента, обработка результатов измерений.

1. Измерьте показатель преломления стекла относительно воздуха при каком-нибудь угле падения. Результат измерения запишите с учетом вычисленных погрешностей.

2. Повторите то же при другом угле падения.

3. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от угла падения.


Дополнительное задание:

Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.


Лабораторная работа

Вариант №2.

Тема: «Измерение показателя преломления стекла».

Цель работы:


Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.


Указания к работе:

В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.

Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле

где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.

Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).

Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.

Так как   и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид

Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.

Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле

Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле

Δn = nпрε.

(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)

Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:

n = nпр ± Δn.


Проведение эксперимента.

1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха прииспользовании красного луча света. Результаты измерения записать в таблицу

Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.

2. Повторить результат изменяя цвет луча на синий.

3. Сравнить результаты

4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от цвета падающего луча.


Дополнительное задание:

Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.



Лабораторная работа №2.

Вариант № 3.

Тема: «Измерение показателя преломления стекла».

Цель работы:


Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, транспортир, экран.


Указания к работе:

В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.

Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле

где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.

Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).

Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.

Так как   и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид

Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.

Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле

Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле

Δn = nпрε.

(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)

Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:

n = nпр ± Δn.


Подготовка к проведению работы

1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.

2. Включите фонарик. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.

Проведение эксперимента, обработка результатов измерений.

1. Измерьте показатель преломления стекла относительно воздуха при каком-нибудь угле падения. Результат измерения запишите с учетом вычисленных погрешностей.

2. Определите показатель преломления стекла при помощи транспортира (Измерьте угол падения и угол преломления транспортиром).

3. По таблице в задачнике Рымкевича найдите значения синусов углов. Рассчитайте показатель преломления по формуле

4. Сделайте вывод о том, какой из методов определения показателя преломления предпочтительнее? Какой точнее?

Дополнительное задание:

Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.

Выступление команд.

  • Выступление первой команды

Слово предоставляется сначала второй команде, затем третьей и четвертой. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.

  • Выступление второй команды

Слово предоставляется сначала первой команде, затем третьей и четвертой. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.

  • Выступление третьей команды

Слово предоставляется сначала первой команде, затем второй и третьей. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.


Команды задают вопросы друг другу.


Заключение.

Что мы сегодня на уроке повторили?

Сегодня на уроке Вы повторили понятия преломления, отражения света, законы отражения и преломления света; еще лучше разобрались в материале и различных трудностях, работали в группах, помогая друг другу.


Сегодня на уроке мы достигли цели?

Цель этого урока была достигнута.

Мы научились различными способами измерять показатель преломления стекла.


Принципы преломления используются и во многих предметах, используемых в повседневной жизни: очки, увеличительное стекло, дверные глазки, проекторы, бинокли и многое другое, оптоволокно. Многие виды научного оборудования работают за счет применения рассматриваемого закона. Сюда относятся микроскопы, телескопы и другие сложные оптические приборы.


Домашнее задание.

повторить материал по теме: «Преломление света» (§ 55)

Решить задачи §55(№4)


Рефлексия. "Плюс – минус – интересно".


«П» – «плюс»

«М» – «минус»

«И» – «интересно»

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.


В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.


В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



«П» – «плюс»

«М» – «минус»

«И» – «интересно»






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!