Тема урока: Лабораторная работа.
«Измерение показателя преломления стекла».
Добрый день! Я рада видеть вас.
«Мало знать — надо уметь применять»
Рене Декарт
Актуализация знаний
На экране представлено в презентации несколько картинок
1. атмосферного оптического явления «Гало».
- Как называется данное природное явление?
- Каковы причины возникновения данного явления?
(Ответ: преломление солнечных лучей в кристалликах облака).
2. фото воды в бассейне с подсветкой, выходящие из воды лучи рассеиваются на стенке.
- Объясните причину данного явления?
- Что такое отражения света?
- Сформулируйте законы отражения?
- Что такое преломление света?
- Сформулируйте законы преломления?
- Дайте определение относительного показателя преломления
- Чему равен показатель преломления стекла?
- Приведите примеры преломления света из вашей жизни
Работа на доске
- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воздуха в воду.
- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воды в воздух.
- По чертежу охарактеризуйте среды
- Сравните скорости света в данных средах?
- Угол падения из воздуха в стекло равен 0 градусов. Чему равен угол преломления? Построить на доске.
- Как найти синус угла в прямоугольном треугольнике?
Мотивация к профессии.
• На втором курсе у вас начнутся специальные предметы. Давайте подумаем, где можно найти применения знаний по теме «Оптика» в вашей специальности?
• Оптическое волокно (оптоволокно) – это волновод с круглым поперечным сечением, по которому передается электромагнитное излучение оптического диапазона
• Благодаря явлению полного внутреннего отражения, свет, попавший в оптоволокно, распространяется по нему на большие расстояния. Сердцевина и оптическая оболочка волокна изготавливаются из материалов с незначительно отличающимися показателями преломления (показатель преломления сердцевины больше). Поэтому световые волны, попавшие в сердцевину под углами, меньшими некоторого критического значения, многократно переотражаются от оболочки.
Постановка учебной задачи:
Ознакомиться с порядком измерения показателя преломления стекла
Получить преломления света в стекле на опыте
Опр. Показатель преломления стекла
Кто предложит, как нам лучше сформулировать цели урока?
(Ответ: научиться определять показатель преломления стекла)
Сегодня мы будем работать по группам. У нас 3 группы. В каждой группе выбран командир. Пожалуйста, командиры встаньте и представьтесь.
На практике узнаем, как пользоваться законом преломления света.
Каждая группа будет выполнять задание исследовательской работы
Исследовательская работа:
1 группа – исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения
2 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла от цвета луча
3 группа - исследовать зависимость показателя преломления стекла различными способами
Отчёт групп:
-
показать выполнение исследования,
-
сделать чертеж,
-
произвести вычисления,
-
сделать вывод.
Критерии оценки.
-
Составление отчета -
Оформление работы -
Достоверность результатов измерения -
Формулировка вывода ЛР | 1-2 баллов (1- неаккуратно, с ошибками; 2 – аккуратно, правильно) 1-3 балла (1- полученные измерения значительно отличаются от табличных значений, 2- недостаточно точные измерения, 3 – достаточно точные измерения) |
-
Защита работы (рассказ о выполненной работе и о подведении итогов работы) | 1-5 баллов (0 – тема не раскрыта, 1-2 – указаны не все необходимые законы и закономерности, 3-4 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта, но имеются один или несколько недостатков, 5 – правильный логичный рассказ, тема полностью раскрыта) |
-
Заданный вопрос | 1 балл |
-
Ответ на вопрос | 1 балл |
-
Дополнительное поощрение | 1-3 баллов |
Команда, набравшая большее, количество баллов станет победителем. Участники этой команды получат за работу на уроке оценку «5».
Команды, которые заняли 2 и 3 место, получают оценку «4».
Командиры команд могут снизить оценки участникам своей команды, в случае, если член команды учувствовал пассивно в работе.
Оценки будут объявлены после сдачи отчетов лабораторной работы
При выполнении заданий можно пользоваться описанием лабораторной работы, записями в тетради. Для работы вам потребуются двойной лист, фломастеры.
Техника безопасности
Опасности в работе
Ранение рук и порезы осколками разбитого оборудования при нарушении правил применения оборудования из стекла. Во время работы бережно обращаться с пластинкой, предохраняя ее от падения.
Содержание работы
В вашем отчете должно быть:
-
Название лабораторной работы
-
Цель
-
Оборудование
-
Рисунки
-
Таблица с результатами измерений
-
Вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от …(цвета, угла падения, способа измерения показателя преломления)
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.
Демонстрация видеофрагмента, в котором рассказывается о выполнении работы
(1:54-4:15, 5.29-7:17)
На работу отводится 40 минут. Зашита работы в течение 5 минут. Начинается работа команд.
Инструкции по выполнению работы.
Лабораторная работа
Вариант №1.
Тема: «Измерение показателя преломления стекла».
Цель работы:
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.
Указания к работе:
В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.
Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле
где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.
Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).
Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.
Так как
и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид
Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.
Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле
Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле
Δn = nпрε.
(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)
Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:
n = nпр ± Δn.
Подготовка к проведению работы
1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.
2. Включите фонарик. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.
Проведение эксперимента, обработка результатов измерений.
1. Измерьте показатель преломления стекла относительно воздуха при каком-нибудь угле падения. Результат измерения запишите с учетом вычисленных погрешностей.
2. Повторите то же при другом угле падения.
3. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от угла падения.
Дополнительное задание:
Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.
Лабораторная работа
Вариант №2.
Тема: «Измерение показателя преломления стекла».
Цель работы:
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, экран.
Указания к работе:
В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.
Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле
где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.
Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).
Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.
Так как
и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид
Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.
Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле
Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле
Δn = nпрε.
(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)
Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:
n = nпр ± Δn.
Проведение эксперимента.
1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха прииспользовании красного луча света. Результаты измерения записать в таблицу
Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.
2. Повторить результат изменяя цвет луча на синий.
3. Сравнить результаты
4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от цвета падающего луча.
Дополнительное задание:
Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.
Лабораторная работа №2.
Вариант № 3.
Тема: «Измерение показателя преломления стекла».
Цель работы:
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир, циркуль, телефон с встроенным фонариком, транспортир, экран.
Указания к работе:
В работе измеряется показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции. На одну из параллельных граней пластины наклонно к ней направляют узкий световой пучок. Проходя через пластину, этот пучок света испытывает двукратное преломление. Источником света служит электрическая лампочка, подключенная через ключ к какому-либо источнику тока. Световой пучок создается с помощью металлического экрана с щелью. При этом ширина пучка может меняться за счет изменения расстояния между экраном и лампочкой.
Показатель преломления стекла относительно воздуха определяется по формуле
где α — угол падения пучка света на грань пластины (из воздуха в стекло); β — угол преломления светового пучка в стекле.
Для определения отношения, стоящего в правой части формулы, поступают следующим образом. Перед тем как направить на пластину световой пучок, ее располагают на столе на листе миллиметровой бумаги (или листе бумаги в клетку) так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух — стекло. Тонко очиненным карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло — воздух. После этого, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким-либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков тонко очиненным карандашом ставят точки 1, 2, 3 и 4 (рис. 18.1). После этого лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий, выходящий и преломленный лучи (рис. 18.2).
Через точку В границы раздела сред воздух — стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения α и преломления β. Далее с помощью циркуля проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и CBD.
Так как
и АВ = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид
Длины отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. При этом в обоих случаях инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм. Погрешность отсчета надо взять также равной 1 мм для учета неточности в расположении линейки относительно края светового пучка. ∆AE = ∆DC = 2 мм.
Максимальную относительную погрешность ε измерения показателя преломления определяют по формуле
Максимальная абсолютная погрешность определяется по формуле
Δn = nпрε.
(Здесь nпр — приближенное значение показателя преломления, определяемое по формуле (18.1).)
Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:
n = nпр ± Δn.
Подготовка к проведению работы
1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.
2. Включите фонарик. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.
Проведение эксперимента, обработка результатов измерений.
1. Измерьте показатель преломления стекла относительно воздуха при каком-нибудь угле падения. Результат измерения запишите с учетом вычисленных погрешностей.
2. Определите показатель преломления стекла при помощи транспортира (Измерьте угол падения и угол преломления транспортиром).
3. По таблице в задачнике Рымкевича найдите значения синусов углов. Рассчитайте показатель преломления по формуле
4. Сделайте вывод о том, какой из методов определения показателя преломления предпочтительнее? Какой точнее?
Дополнительное задание:
Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.
Выступление команд.
Слово предоставляется сначала второй команде, затем третьей и четвертой. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.
Слово предоставляется сначала первой команде, затем третьей и четвертой. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.
Слово предоставляется сначала первой команде, затем второй и третьей. Ваши уточнения, замечания, дополнения, вопросы.
Команды задают вопросы друг другу.
Заключение.
Что мы сегодня на уроке повторили?
Сегодня на уроке Вы повторили понятия преломления, отражения света, законы отражения и преломления света; еще лучше разобрались в материале и различных трудностях, работали в группах, помогая друг другу.
Сегодня на уроке мы достигли цели?
Цель этого урока была достигнута.
Мы научились различными способами измерять показатель преломления стекла.
Принципы преломления используются и во многих предметах, используемых в повседневной жизни: очки, увеличительное стекло, дверные глазки, проекторы, бинокли и многое другое, оптоволокно. Многие виды научного оборудования работают за счет применения рассматриваемого закона. Сюда относятся микроскопы, телескопы и другие сложные оптические приборы.
Домашнее задание.
повторить материал по теме: «Преломление света» (§ 55)
Решить задачи §55(№4)
Рефлексия. "Плюс – минус – интересно".
«П» – «плюс» | «М» – «минус» | «И» – «интересно» |
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. | В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
«П» – «плюс» | «М» – «минус» | «И» – «интересно» |
| | |
8