Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника" (9 класс)»
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
Лабораторная работа № 9.
Цель работы: определить ускорение свободного падения с помощью
математического маятника.
Оборудование: штатив с держателем; груз на длинной нити; измерительная
лента; секундомер.
Краткие теоретические сведения.
Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью такого маятника может служить шарик, подвешенный на длинной нити.
Период колебаний математического маятника можно вычислить по формуле:
,
где - длина маятника, T – период колебаний маятника, g - ускорение свободного падения.
Из этой формулы можно найти ускорение свободного падения:
,
где , а значит .
Абсолютная погрешность измерения = , где
Относительная погрешность измерения .
Порядок выполнения работы:
1. Поместите штатив с держателем на край стола.
2. Укрепите в штативе свободный конец нити шарика.
3. Измерьте длину нити измерительной лентой.
4. Отклоните шарик на небольшой угол и отпустить. С помощью секундомера
определите время t, за которое маятник совершит 30 полных колебаний.
5. Повторите опыт ещё 4 раза.
6. Используя формулу, рассчитайте ускорение свободного падения для
каждого опыта.
8. Найдите среднее значение .
9. Определите абсолютную и относительную погрешности измерения.
10. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Номер опыта | , м | n | t, c | , | , | , | , % |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
11. Сделать вывод (какую величину вы определяли, каким способом, каких результатов достигли). Результат измерений записать в виде с учётом относительной погрешности .