Практическая работа № 33
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.4. Магнитное поле
Название лабораторной работы: изучение явления электромагнитной индукции
Учебная цель: выяснить, что такое индуцированное электрическое поле. Убедиться, что переменное магнитное поле едино. Что индуцированное поле создаётся не электрическими зарядами, а изменением магнитного поля. Подтвердить правило Ленца
Учебные задачи: экспериментально получить индукционный ток
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь: собирать экспериментальную установку по схеме, пользоваться измерительными приборами, определять направление индукционного тока разными способами
знать: что такое магнитное поле, магнитная индукция, электромагнитная индукция, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, вихревое электрическое поле, электромагнитная индукция в движущемся проводнике.
Обеспеченность занятия:
- методические указания по выполнению занятия,
- лабораторная тетрадь, карандаш, линейка, ластик
- оборудование: миллиамперметр, гальванометр, источник тока, выключатель, катушка с сердечником 2 – шт., магнит дугообразный, магнитная стрелка, провода соединительные
Порядок проведения занятия:
Каждая учебная группа выполняет индивидуальное здание
Теоретическое обоснование
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Согласно правилу Ленца, возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он вызван. Это мы можем наблюдать по отклонению стрелки миллиамперметра или гальванометра.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что такое магнитное поле?
Что такое магнитная индукция?
Что такое электромагнитная индукция?
Что такое закон электромагнитной индукции?
правило Ленца?
Что такое вихревое электрическое поле?
Что такое электромагнитная индукция в движущемся проводнике?
Как определить направление индукционного тока, применив правило Ленца?
Что происходит со стрелкой гальванометра при введении магнита в катушку?
Что происходит со стрелкой гальванометра, если магнит оставляют неподвижным относительно катушки?
Что происходит со стрелкой гальванометра, если катушку вращать вокруг магнита?
Содержание и Последовательность выполнения практической работы:
Задачи практической работы:
Опыт №1
Зажимы гальванометра присоединить к зажимам катушки. Сердечник приставить к одному из полюсов дугообразного магнита и вдвинуть внутрь катушки, рисунок 1; стрелка гальванометра должна отклониться.
Направление индукционного тока определить. Зная. Что стрелка гальванометра всегда отклоняется вправо, когда левый зажим гальванометра присоединён к минусу источника тока, а правый зажим – к плюсу. Источником тока в данном случае является катушка.

Рисунок 1
Опыт №2
Катушку соединить с гальванометром, положить набок и рядом с ней положить вторую катушку так. Чтобы их оси совпали, рисунок 2. Вставить в обе катушки железные сердечники и соединить вторую катушку последовательно с источником тока и выключателем. Замкнуть и разомкнуть ток в первичной цепи, получить индукционный ток во вторичной цепи. О чём свидетельствует отклонение стрелки гальванометра. Определить направление индукционного тока и тока от источника питания. Проверить правило Ленца для случаев получения индукционного тока при замыкании и размыкании первичной цепи.

Рисунок 2
Пример выполнения и оформления
Образец вывода:
Индуцированное поле создаётся не электрическими зарядами, а изменением магнитного поля.
Силовые линии электростатического и стационарного поля всегда разомкнуты; они начинаются и заканчиваются на зарядах или проводах.
Силовые линии индуцированного поля замкнуты, а само поле имеет вихревой характер.
В случае электростатического и стационарного поля можно указать истоки поля (заряды или пограничный слой между металлом и электролитом, контакт из двух различных металлов). Это на опыте невозможно показать. Эти различия втекают из совокупоности.
По окончанию практической работы студент должен представить: - Выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы:
1.Физика для профессий и специальностей технического профиля
В. Ф. Дмитриева М.: ИД Академия – 2016
2.Лабораторные работы по физике О. М. Тарасов М. ФОРУМ –ИНФРА-
М.2015