Лабораторная работа № 9
Изучение последовательного соединения проводников.
Цель работы: опытным путем убедиться в справедливости законов последовательного соединения.
Оборудование: источник питания, резисторы сопротивлением R1 и R2, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Правила техники безопасности.
Не трогать оборудование и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя. Необходимо ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли сила тока и напряжение источника тока, на которое рассчитан прибор. Приборы и оборудование нельзя оставлять у края стола.
Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь. Перед включением тока пригласите учителя для проверки, собранной вами установки. Не допускайте «зашкаливания» приборов во-избежание выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку.
Берегите оборудование и используйте его по назначению. Отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Ход работы.
-
Соберите цепь, последовательно соединив источник питания, резисторы R1 и R2, ключ, амперметр. Изобразите электрическую схему в тетради и покажите на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на каждом резисторе и на двух резисторах.
-
Замкните цепь. Измерьте силу тока и напряжение на концах каждого резистора.
-
Измерьте напряжение на участке цепи, состоящего из двух резисторов.
-
По результатам измерений определите сопротивление каждого резистора и сопротивление участка цепи, состоящего из двух резисторов.
-
Результаты измерений запишите в таблицу 1.
Таблица 1.
Сила тока, I, А | Напряжение на первом резисторе, U1, В | Напряжение на втором резисторе, U2, В | Напряжение на участке цепи, состоящего из R1 и R2, Uобщ, В | Сопротивление первого резистора, R1, Ом | Сопротивление второго резистора, R2, Ом | Сопротивление всего участка цепи, состоящего из R1 и R2, Rобщ, Ом |
| | | | | | |
-
По результатам измерений проверьте выполнение законов последовательного соединения.
-
Вычислите отношения
и
, сравните их.
-
Ответьте на вопросы:
1. Почему в работе не проверялся закон последовательного соединения I= I1=I2?
2. Почему последовательное соединение потребителей редко используется в бытовых электрических сетях?
-
Сделайте вывод о проделанной работе, описав какие закономерности для последовательного соединения проверялись; были ли расхождения и из-за чего могли возникнуть погрешности.