С правилами проведения лабораторной работы и правилом работы с режущим инструментом
ознакомлен___________________ ___________подпись_______________________2021
Лабораторная работа
Класс Костные рыбы (Osteichtyes).
Цель занятия: Изучить внешнее и внутреннее строение костных рыб.
Оборудование:
-речная рыба (плотва) в пластмассовом лотке;
-нож;
-ножницы;
-лупа;
-салфетки;
Задание 1. Рассмотрите: Внешнее строение
Ответьте на вопрос в итоговой таблице: А) какая форма тела у рыбы?
Б) Как такая форма тела способствует перемещению вводной среде?
Задание 2.Рассмотрите тело рыбы . Ответьте на вопрос в итоговой таблице : А)Можно ли заметить вдоль всего тела линию? Как она называется?
Б)Какова ее функция?.
Задание 3.Рассмотрите в дополнительном тексте особенности формы тела других рыб: заполните таблицу:
Формы тела рыб
Форма тела | представитель |
стреловидная | Морская щука |
торпедовидная | Тунец |
лещевидная | Лешь |
змеевидная | Угрь |
лентовидная | Сельдяной король |
шарообразная | Рыба-кузовок |
Плоская, округлая | Камбала, палтус |
Ответьте на вопрос : Какая форма тела у рыбы-объекта практической работы? Запишите ответ в итоговую таблицу.
\
Задание 4.Внимательно рассмотрите строение чешуи рыбы. Сравните образцы из текста «Снаружи тело костных рыб покрыто чешуёй (рис. 2): плакоидной (зубы, уложенные «в паркет»), ганоидной (ромбические пластинки с шипом), циклоидной (тонкие пластинки с гладким краем) или ктеноидной (пластинки с шипиками), периодически сменяющейся по мере роста животного. Годичные кольца на ней позволяют судить о возрасте рыбы.»
А)Сравни рисунки натуральным объектом. Определите и запишите в итоговую таблицу вид чешуи ,Б) предполагаемый возраст рыбы.
В)В чем особенность кожного покрытия рыбы?
Задание 5 Расчлените рыбу на отделы : голову и туловище.
Задание 6 С помощью ножа или ножниц вскройте полость тела рыбы и осторожно (не нарушая целостности и порядка) извлеките внутренние органы. Рассмотрите их внимательно
Задание 7. Копируйте рисунок в тетрадь
Сравните натуральный объект с рисунком. Заполните таблицу.
Название системы органов | Название органов |
Опорно –двигательная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Выделительная | |
Половая | |
Нервная а)основа системы | |
б)органы чувств | |
Задание 8.Рассмотрите плавательный пузырь рыбы. ответьте на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу :
А) Назовите значение плавательного пузыря(ст. учебника 103, читать!) для жизни костных рыб(у хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует!)
Задание 9 Рассмотрите сравнительные схемы строения сердца
1
4
3
2
Задание 10. Используя иллюстрации ответьте на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу :
А) По какой цифрой показано сердце рыбы?
Б)сколько желудочков и сколько предсердий в сердце рыбы?
В)сколько кругов кровообращения в кровеносной системе рыбы?
Г)Какова функция кровеносной системы рыбы
Задание 11. Используя иллюстрации ответь на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу
1
2
3
4
5
6
-отделы мозга разных животных. Ответьте на вопрос
А)Под какой цифрой схема больше подходит к исследуемому объекту практической работы
А) Какие отделы выделяются в строении головного мозга рыбы?
Б ) Какой отдел мозга рыбы занимает большую площадь и массу?
В)Почему этот отдел больше, выскажите предположение: какие жизненно важные функции контролирует данный отдел мозга?
Задание 12.
Рассмотрите внимательно исследуемый объект и ответьте на вопрос: Где в теле рыбы находятся почки-органы выделительной системы. Ответ запиши в итоговую таблицу
Задание 13.(ответить на вопросы и записать в итоговую таблицу. Нужное подчеркнуть!!!
А)Какой способ размножения рыб? Половое \ бесполое?
Б)В чем особенности оплодотворения рыб? внутреннее \наружное
В)В чем особенности развития рыб развитие: без превращений(прямое)\развитие с метаморфозом(не прямое)
Задание 14.Рассмотрите внимательно голову рыбы. Зарисуйте в тетради и подпишите: черепную коробку, жаберные крышки(есть только у костных рыб, отсутствуют у хрящевых), жабры, жаберные дуги, тычинки жаберных дуг, глаза, ноздри, челюсти.
4
5
6
3
7
8
Задание 15.Общий вывод практической работы запиши в итоговую таблицу.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЛОЖНОСТЬ В СТРОЕНИИ РЫБЫ В ОТЛИЧИИ ОТ ПРРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИХ?
Итоговая таблица:
Номер задания | ответ |
Задание 1. | А) |
| Б) |
Задание 2 | А) |
| Б) |
Задание 3 | |
Задание 4 | А) |
| Б) |
| В) |
Задание 7 | См. таблицу |
Задание 8 | А) |
Задание 10 | А) |
| Б) |
| В) |
| Г) |
Задание 11 | А) |
| Б) |
| В) |
Задание 12 | |
Задание 13 | А) |
| Б) |
| В) |
Задание 15 | |