СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Лабораторная работа Класс Костные рыбы (Osteichtyes).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучение внешнего и внутреннего строения костных рыб на примере натурального объекта.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Лабораторная работа Класс Костные рыбы (Osteichtyes).»

С правилами проведения лабораторной работы и правилом работы с режущим инструментом

ознакомлен___________________ ___________подпись_______________________2021

Лабораторная работа

Класс Костные рыбы (Osteichtyes).

Цель занятия: Изучить внешнее и внутреннее строение костных рыб.

Оборудование:

-речная рыба (плотва) в пластмассовом лотке;

-нож;

-ножницы;

-лупа;

-салфетки;



Задание 1. Рассмотрите: Внешнее строение

Ответьте на вопрос в итоговой таблице: А) какая форма тела у рыбы?

Б) Как такая форма тела способствует перемещению вводной среде?

Задание 2.Рассмотрите тело рыбы . Ответьте на вопрос в итоговой таблице : А)Можно ли заметить вдоль всего тела линию? Как она называется?

Б)Какова ее функция?.

Задание 3.Рассмотрите в дополнительном тексте особенности формы тела других рыб: заполните таблицу:

Формы тела рыб

Форма тела

представитель

стреловидная

Морская щука

торпедовидная

Тунец

лещевидная

Лешь

змеевидная

Угрь

лентовидная

Сельдяной король

шарообразная

Рыба-кузовок

Плоская, округлая

Камбала, палтус


Ответьте на вопрос : Какая форма тела у рыбы-объекта практической работы? Запишите ответ в итоговую таблицу.



\

Задание 4.Внимательно рассмотрите строение чешуи рыбы. Сравните образцы из текста «Снаружи тело костных рыб покрыто чешуёй (рис. 2): плакоидной (зубы, уложенные «в паркет»), ганоидной (ромбические пластинки с шипом), циклоидной (тонкие пластинки с гладким краем) или ктеноидной (пластинки с шипиками), периодически сменяющейся по мере роста животного. Годичные кольца на ней позволяют судить о возрасте рыбы.»

А)Сравни рисунки натуральным объектом. Определите и запишите в итоговую таблицу вид чешуи ,Б) предполагаемый возраст рыбы.

В)В чем особенность кожного покрытия рыбы?

Задание 5 Расчлените рыбу на отделы : голову и туловище.

Задание 6 С помощью ножа или ножниц вскройте полость тела рыбы и осторожно (не нарушая целостности и порядка) извлеките внутренние органы. Рассмотрите их внимательно

Задание 7. Копируйте рисунок в тетрадь




Сравните натуральный объект с рисунком. Заполните таблицу.

Название системы органов

Название органов

Опорно –двигательная


Дыхательная


Кровеносная


Выделительная


Половая


Нервная а)основа системы


б)органы чувств



Задание 8.Рассмотрите плавательный пузырь рыбы. ответьте на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу :

А) Назовите значение плавательного пузыря(ст. учебника 103, читать!) для жизни костных рыб(у хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует!)

Задание 9 Рассмотрите сравнительные схемы строения сердца

1

4

3

2

Задание 10. Используя иллюстрации ответьте на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу :

А) По какой цифрой показано сердце рыбы?

Б)сколько желудочков и сколько предсердий в сердце рыбы?

В)сколько кругов кровообращения в кровеносной системе рыбы?

Г)Какова функция кровеносной системы рыбы


Задание 11. Используя иллюстрации ответь на вопрос. Ответ запиши в итоговую таблицу



1

2

3

4

5

6

-отделы мозга разных животных. Ответьте на вопрос

А)Под какой цифрой схема больше подходит к исследуемому объекту практической работы


А) Какие отделы выделяются в строении головного мозга рыбы?

Б ) Какой отдел мозга рыбы занимает большую площадь и массу?

В)Почему этот отдел больше, выскажите предположение: какие жизненно важные функции контролирует данный отдел мозга?




Задание 12.

Рассмотрите внимательно исследуемый объект и ответьте на вопрос: Где в теле рыбы находятся почки-органы выделительной системы. Ответ запиши в итоговую таблицу

Задание 13.(ответить на вопросы и записать в итоговую таблицу. Нужное подчеркнуть!!!

А)Какой способ размножения рыб? Половое \ бесполое?

Б)В чем особенности оплодотворения рыб? внутреннее \наружное

В)В чем особенности развития рыб развитие: без превращений(прямое)\развитие с метаморфозом(не прямое)


Задание 14.Рассмотрите внимательно голову рыбы. Зарисуйте в тетради и подпишите: черепную коробку, жаберные крышки(есть только у костных рыб, отсутствуют у хрящевых), жабры, жаберные дуги, тычинки жаберных дуг, глаза, ноздри, челюсти.

4

5

6

3

7

8




Задание 15.Общий вывод практической работы запиши в итоговую таблицу.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЛОЖНОСТЬ В СТРОЕНИИ РЫБЫ В ОТЛИЧИИ ОТ ПРРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИХ?





Итоговая таблица:

Номер задания

ответ

Задание 1.

А)


Б)

Задание 2

А)



Б)

Задание 3


Задание 4

А)


Б)


В)


Задание 7

См. таблицу

Задание 8

А)



Задание 10

А)


Б)


В)


Г)





Задание 11

А)


Б)


В)

Задание 12


Задание 13

А)


Б)


В)

Задание 15






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!