СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Морфологический критерий вида"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа "Морфологический критерий вида" содержит задания по данной теме, описание 2-х видов клевера (Клевера лугового и Клевера белого ползучего), которые предлагается сравнить в работе по ряду признаков.  В работе есть фото предложенных растений, перечень признаков для сравнения, наводящие вопросы для формулировки вывода по работе. 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Морфологический критерий вида"»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.



Семейство: Бобовые Род: Клевер

Вид: Клевер белый ползучий




Семейство: Бобовые

Род: Клевер

Вид: Клевер луговой



Признаки

Клевер белый ползучий

Клевер луговой

1. Стебель:

- прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

 

 

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

 

 

3. Лист:

- форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);
– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);
– окраска;

- простой или сложный;
– листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

 

 

4. Цветок или соцветие

 

 

5. Плод:

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

 

 



Вывод:

1.Какой критерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

5.Что такое вид?



Приложение к лабораторной работе "Изучение морфологического критерия вида"

Дополнительная информация

  1. Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

  1. Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя