СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ И ПРИ РАЗЛОЖЕНИИ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению лабораторных работ дисциплины "Химия" для студентов, осуществляющих обучение на базе основного среднего образования

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ И ПРИ РАЗЛОЖЕНИИ»


Лабораторное занятие.

Окислительные свойства перманганата калия в различных средах и при разложении


Цель работы: изучение окислительных свойств перманганата калия в различных средах (ОК04, ОК07, ОК09)

Задачи работы: изучить окислительные свойства перманганата калия при различных значениях рН и при нагревании, продолжить овладевать методами экспериментального исследования и обработки полученных результатов.


Пояснения к работе:

В результате выполнения лабораторной работы студент должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, степень окисления, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- важнейшие вещества и материалы: серная кислота; щелочь;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Оснащение занятия:

1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с. 93-100

2. Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, штатив, лучина. растворы KMnO4, H2SO4, NaOH, твердые вещества KMnO4, Na2SO3.


Задание. Ознакомьтесь с теоретическими вопросами. Выполните опыты №24, 25. Оформите отчёт о работе в соответствии с предъявляемыми требованиями.



Методика выполнения задания.

Опыт 24. Окислительные свойства перманганата калия. В три пробирки налейте по 5-6 капель раствора KMnO4.

Затем в первую пробирку прибавьте 3-4 капли раствора H2SO4, во вторую – ничего не приливаем, а в третью - 3-4 капли раствора NaOH.

После этого в каждую пробирку прибавьте сухую соль Na2SO3. Как изменяется окраска растворов?

Запишите уравнения реакций взаимодействия перманганата калия с сульфитом натрия в кислой, нейтральной и щелочной средах.

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, сделайте вывод об окислительных свойствах перманганата калия при различных значениях рН.

Опыт 25. Разложение перманганата калия при нагревании (получение, собирание и распознавание кислорода).

  • Соберите прибор, как показано на рисунке.

 В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 , у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты.

 Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

 Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.

 Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой,

для этого поднесите её к отверстию стакана. Что наблюдаете?

  • Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.

  • Запишите уравнение соответствующей реакции, Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Отметьте, окислителем или восстановителем является перманганат калия в данной реакции.


Предварительная подготовка. Краткие теоретические сведения

по теме «Соединения марганца (VII


В семивалентном состоянии марганец проявляет только окислительные свойства. Среди применяемых в лабораторной практике и в промышленности окислителей широко применяется перманганат калия KMnO4, в быту называемый марганцовкой.

Перманганат калия представляет собой кристаллы чёрно-фиолетового цвета. Водные растворы окрашены в фиолетовый цвет, характерный для иона MnO4- .

Перманганаты являются солями марганцевой кислоты HMnO4, которая устойчива только в разбавленных растворах (до 20%). 

В зависимости от среды перманганат калия может восстанавливаться до различных соединений.

При нагревании сухого перманганата калия до температуры выше 2000С он разлагается по схеме: KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

Этой реакцией в лаборатории пользуются для получения кислорода.

Марганцовая кислота HMnO4 и соответствующие ей соли - перманганаты, например, KMnO4, имеют в растворах характерный фиолетовый цвет.

Перманганаты являются сильными окислителями, особенно в кислой среде. Продуктами восстановления перманганат-ионов могут быть ионы Mn2+ (бесцветный раствор в кислой среде), черно-бурый осадок MnO2 (в нейтральной или слабощелочной среде) или ионы MnO42- (зеленый раствор в сильнощелочной среде):


а) KMnO4 + H2SO4 + Na2SO3 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + Н2О

б) KMnO4 + H2O + Na2SO3 → MnO2 + Na2SO4 + KOH

в) KMnO4 + KOH + Na2SO3 → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O

Требования к содержанию и оформлению отчёта по лабораторной работе

Запишите в журнал лабораторно-практических занятий:

1. Название и цель работы.

2. Наименование и краткое описание опытов, наблюдения, химизм процесса (коэффициенты в уравнениях реакций расставьте методом электронного баланса)

3. Вывод к работе, в котором отразите, как изменяется окраска раствора при восстановлении перманганат-иона в различных средах.

4. Ответы к контрольным вопросам для самопроверки.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

  2. Какие вещества называются окислителями? восстановителями?

  3. Какие из приведенных ниже веществ проявляют: а) только окислительные, б) только восстановительные, в) окислительные и восстановительные свойства: H2SO3, Zn, KI, КМnO4, NaNO2, K2Cr2O7, FeSO4, HNO3, H2S, Cl2, H2O, K2SO3, H2SO4?


Список литературы и интернет-источников

  1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с. 97

  2. Химия марганца и его соединений [Электронный ресурс]/ http://helpiks.org/.- Режим доступа: http://helpiks.org/5-5061.html, свободный.- Загл. с экрана




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя