Практическая работа № 10
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Цель: выяснить, как происходит изменение объема грудной клетки при дыхательных движениях.
Оборудование: сантиметровая лента.
Ход работы:
Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту. Во время измерения руки должны быть опущены.
1. Измерения на вдохе. Испытуемому предлагают спокойно вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Измерить окружность грудной клетки, записать результаты в оценочный лист.
2. Измерения на выдохе. Испытуемому предлагают сделать спокойный выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Измерить окружность грудной клетки, записать результаты в оценочный лист.
3. Проделать это же, только при глубоком вдохе и при глубоком выдохе. Записать результаты в таблицу.
Спокойное дыхание | Окружность грудной клетки (в см.) | Глубокое дыхание | Окружность грудной клетки (в см.) |
Вдох | | Вдох | |
Выдох | | Выдох | |
Разница в(см.) | | Разница в(см.) | |
Примечание: В норме разница обхвата грудной клетки при спокойном вдохе и выдохе = 1-3 см. В состоянии глубокого вдоха и выдоха 5-8 см. Обычно окружность грудной клетки увеличивается у мальчиков до 20 лет, у девочек до 18. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин.
ВЫВОД:
1) Почему объем легких при глубоком дыхании больше? Объясните, используя знания о строении легких.
2) Когда газообмен протекает интенсивнее: при спокойном или глубоком дыхании?
Почему?
Инструктивная карточка №2
Определение частоты дыхания после физической нагрузки.
Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту дыхание.
Оборудование: секундомер.
Ход работы:
1. Положите руку на грудную клетку и по сигналу учителя с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Результаты занесите в таблицу. 2. Встаньте и по сигналу учителя сделайте 10 энергичных рывков руками (5 одной, 5 другой), 5 прыжков на одной и 5 на другой ноге.
3. Быстро сядьте и сосчитайте число дых. движений за 1 минуту сразу после нагрузки, затем спустя 30 секунд, 60 секунд, 90 секунд, 120 секунд, 150 секунд.
Результаты запишите и сделайте вывод.
Число дыхательных движений в спокойном состоянии за 1 мин | Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту |
| Сразу после нагрузки | |
Спустя 30 минут | |
Спустя 60 минут | |
Спустя 90 минут | |
Спустя 120 минут | |
Спустя 150 минут | |
Примечание: В норме при спокойном дыхании 17-22 раза. При физической нагрузке 24-28 раз.
ВЫВОД:
1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки. 2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?
3. Почему количество дыхательных движений со временем восстанавливается?
4. Как вы думаете, у всех в классе будут одинаковые результаты? Почему?
Лабораторная работа №8
Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся
с помощью воздушного шарика.
Цель: определить ЖЁЛ учащихся и сравнить показатели мальчиков и девочек.
Оборудование: воздушные шарики разных цветов, линейка, калькулятор.
Ход работы: Приглашаются два юноши и две девушки
1. Измерение дыхательного объёма (ДО). Возьмите воздушный шарик, разгладьте его несколько раз, что бы удалить из него остатки воздуха. Сделайте нормальный вдох и выдохните воздух в воздушный шарик. Дышите спокойно. Зажмите конец шарика и измерьте его диаметр. 2. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Повторите предыдущую процедуру, только на этот раз сделайте глубокий вдох и сделайте сильный выдох воздуха в воздушный шарик. 3. Переведите полученные результаты в объём лёгких, используя формулу
Например: диаметр шарика 15 см, то V = . Начало формыКонец формы
Задание | Мальчик | Девочка | Норма |
Измерение дыхательного объёма | | | |
Измерение жизненной ёмкости лёгких | | | |
Примечание: Полученный результат можно сравните с расчётным значением жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ): ЖЕЛ можно рассчитать с помощью формул: ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5*рост (м)., ЖЕЛ (л) женщин = 1,9* рост(м)
Вывод: 1. Как изменились величины шариков ?
2. У кого больше ЖЁЛ у юношей или девушек? 3. От чего зависит ЖЕЛ?
Инструктивная карточка №4
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
Пояснение (Проба проводится в положении сидя).
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4. Отдохните 5-7 минут.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
7. Оцените свои результаты.
Выполняемые действия. | Личные данные. | В норме. |
Задержка дыхания на фазе вдоха | | Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. |
Задержка дыхания на фазе выдоха. | | Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание не ниже 12-13 сек. |
Пояснение: Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие – хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.
Практическая работа №1
Определения частоты дыхания. Изменения дыхания после физических нагрузок.
Ход работы
Задание 1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Инструктивная карточка №1
Спокойное дыхание | Окружность грудной клетки (в см.) | Глубокое дыхание | Окружность грудной клетки (в см.) |
Вдох | | Вдох | |
Выдох | | Выдох | |
Разница в(см.) | | Разница в(см.) | |
Задание 2. Определение частоты дыхания после физической нагрузки.
Инструктивная карточка №2
Число дыхательных движений в спокойном состоянии за 1 мин | Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту |
| Сразу после нагрузки | |
Спустя 30 минут | |
Спустя 60 минут | |
Спустя 90 минут | |
Спустя 120 минут | |
Спустя 150 минут | |
Задание 3. Сделайте общие выводы.
Практическая работа №2
Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.
Ход работы
Задание 1. Измерение дыхательного объёма . Инструктивная карточка № 3
Задание 2 . Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Инструктивная карточка № 3
Задание | Мальчик | Девочка | Норма |
Измерение дыхательного объёма | | | |
Измерение жизненной ёмкости лёгких | | | |
Задание 3. Сделайте выводы.
Задание 4. Проведите дыхательные функциональные пробы и сравните их с нормой. Инструктивная карточка № 4
Выполняемые действия. | Личные данные. | В норме. |
Задержка дыхания на фазе вдоха | | Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. |
Задержка дыхания на фазе выдоха. | | Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание не ниже 12-13 сек. |
Задание 5. Оцените свои результаты.