СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии на тему "Дыхание и его значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                          Лабораторная работа № 9    

«Дыхательная функциональная проба с задержкой дыхания»

Цель: изучить влияние изменения ритма дыхания на дыхательные движения

Оборудование: секундомер                                                            

Ход работы:

1. Сядьте, расслабьтесь и подсчитайте количество вдохов в течение 1 минуты.

 

Количество вдохов в минуту __

2. По команде сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Определите время задержки дыхания, запишите его.

 

Время задержки дыхания _____

3.Восстановите дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов / выдохов, после чего по команде задержите дыхание. Определите время задержки дыхания, запишите его.

 

 

Время задержки дыхания _____

4.Восстановите дыхание. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте, подсчитайте количество вдохов в течение 1 минуты. Сравните с результатом в п.1, запишите его.

 

Количество вдохов в минуту  после нагрузки ______

5.Сразу по истечении 1 минуты сделайте глубокий вдох, по команде задержите дыхание. Определите время задержки дыхания. Сравните его с результатом  в п.2, запишите его.

 

 

Время задержки дыхания _____

 

Сделайте вывод

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии на тему "Дыхание и его значение"»

Дыхательная система человека

Дыхательная система человека

Цель урока: изучить особенности строения органов дыхания;  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;  выяснить механизмы голосообразования.

Цель урока:

  • изучить особенности строения органов дыхания;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования.
Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Значение дыхания 1 . Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях (О 2 ) 2. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии 3 . Образование и удаление из организма избытка ( CO 2 ) 4 . Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды ( H 2 O ),  аммиака ( NH 3 ),  сероводорода (H 2 S ) и др.

Значение дыхания

1 . Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях 2 )

2. Окисление (распад) органических соединений с

высвобождением энергии

3 . Образование и удаление из организма избытка

( CO 2 )

4 . Удаление некоторых конечных продуктов

обмена веществ:

паров воды ( H 2 O ),

аммиака ( NH 3 ),

сероводорода (H 2 S ) и др.

Формула окисления  Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .   Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Формула окисления Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия . Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Дыхание Внешнее – процесс обмена газами (газообмен) -кислородом и углекислым газом между легкими и атмосферой, через дыхательную поверхность легких в кровь. 2. Внутреннее (транспорт газов кровью) – из легких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в легкие для удаление из организма. 3. Тканевое и клеточное - происходит в процессе окисления питательных веществ для высвобождения энергии : при этом потребляется О 2 и выделяется СО 2

Дыхание

  • Внешнее – процесс обмена газами (газообмен)

-кислородом и углекислым газом между легкими и атмосферой,

через дыхательную поверхность легких в кровь.

2. Внутреннее (транспорт газов кровью) – из легких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в легкие для удаление из организма.

3. Тканевое и клеточное - происходит в процессе

окисления питательных веществ для высвобождения

энергии : при этом потребляется О 2 и выделяется СО 2

Органы дыхательной системы 1 2 1 . Полость носа 2 . Носоглотка 3 3 . Гортань 4 Легкие 5 5 4 . Трахея Л 5 . Бронхи Л

Органы дыхательной системы

1

2

1 . Полость носа

2 . Носоглотка

3

3 . Гортань

4

Легкие

5

5

4 . Трахея

Л

5 . Бронхи

Л

Полость носа Пазуха лобной кости Пазуха клино- видной кости Верхняя носовая раковина Носоглотка Нижняя носовая раковина Ротоглотка Твердое небо Мягкое небо Надгортанник

Полость носа

Пазуха лобной

кости

Пазуха клино-

видной кости

Верхняя носовая

раковина

Носоглотка

Нижняя носовая

раковина

Ротоглотка

Твердое небо

Мягкое небо

Надгортанник

Функции носовой полости 1.Согревание (охлаждение) вдыхаемого воздуха. 2.Увлажнение вдыхаемого воздуха. 3. Задерживание и удаление пыли. 4. Уничтожение бактерий. 5. Рефлекторное чихание. 7. Обоняние.

Функции носовой полости

1.Согревание (охлаждение) вдыхаемого воздуха.

2.Увлажнение вдыхаемого воздуха.

3. Задерживание и удаление пыли.

4. Уничтожение бактерий.

5. Рефлекторное чихание.

7. Обоняние.

Гортань

Гортань

Гортань – орган голосообразования Щитовидный хрящ у мужчин несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки.

Гортань – орган голосообразования

Щитовидный хрящ у мужчин несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки.

Функции гортани 1.Образование звуков и речи. 2. Рефлекторный кашель при раздражении  рецепторов от попадания пыли. 3. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

Функции гортани

1.Образование звуков и речи.

2. Рефлекторный кашель при раздражении

рецепторов от попадания пыли.

3. Надгортанник при глотании

закрывает вход в гортань.

Образование звука Воздух во время выдоха Проходит через Голосовую  щель Вызывает Колебания голосовых связок Возникает Звук

Образование звука

Воздух

во время

выдоха

Проходит через

Голосовую

щель

Вызывает

Колебания

голосовых

связок

Возникает

Звук

Высота  звука Частота колебаний связок от 80 до 10 000 Гц. звукообразование Сопрано Бас Длина связок Чем короче голосовые связки, тем выше их звук .

Высота

звука

Частота колебаний связок

от 80 до 10 000 Гц.

звукообразование

Сопрано

Бас

Длина связок

Чем короче голосовые связки, тем выше их звук .

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей.

Трахея

Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.

Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.

Бронхи

Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.

Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2 . Каждое легкое одето оболочкой  - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2 .

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Функции легких  1. Газообмен через альвеоло - капиллярную мембрану.   Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант , которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, проникшие в легкие.

Функции легких

1. Газообмен через альвеоло - капиллярную мембрану.

Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант ,

которое препятствует слипанию альвеол

и обезвреживает микроорганизмы, проникшие в легкие.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.

Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

А что выбираешь ТЫ?

А что выбираешь ТЫ?

А .– Защищает вход в гортань Б .– Газообмен В .– Защита гортани спереди Г .– Хрящевая трубка, проводящая воздух Д . – Образование звука Е . – Согревание и очистка воздуха Ж . – Воздухоносные пути, заканчивающиеся альвеолами З . – Места непосредственного контакта с капиллярами Тест.

А .– Защищает вход в гортань

Б .– Газообмен

В .– Защита гортани спереди

Г .– Хрящевая трубка, проводящая воздух

Д . – Образование звука

Е . – Согревание и очистка воздуха

Ж . – Воздухоносные пути, заканчивающиеся альвеолами

З . – Места непосредственного контакта с капиллярами

Тест.

Ответы 1. - Е 2. - Д 3. - А 4. - В 5. - Г 6. - Ж 7. - Б 8. - З

Ответы

1. - Е

2. - Д

3. - А

4. - В

5. - Г

6. - Ж

7. - Б

8. - З

Вопросы для закрепления:   Почему нужно дышать через нос, а не через рот? Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? Как возникает и формируется звук?

Вопросы для закрепления:

  • Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
  • Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
  • Как возникает и формируется звук?
Домашнее задание  Параграф 20 повторить и ответить на вопросы   Параграф 21 вопрос №2 и 5. подготовиться к ЛР и Заполнить словарь.

Домашнее задание Параграф 20 повторить и ответить на вопросы Параграф 21 вопрос №2 и 5. подготовиться к ЛР и Заполнить словарь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!