СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по естествознанию "Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа активизирует полученные теоретические зания по теме "Изменчивость"

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по естествознанию "Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой".»

Лабораторная работа №3

Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой.


Цель: познакомить учащихся со статистическими закономер­ностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.


Оборудование: линейки для измерения, натуральные объекты (засушенные листья дуба, рябины, акации; семена фасоли; клубни картофеля), коллекции жуков, бабочек, раковин моллюсков.


Ход работы:

Построение вариационного ряда и вариационной кривой изменчивости длины листа.

  1. Посчитайте общее количество листьев.

n =


  1. Измерьте длину листьев.

  2. Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу:


v










P










При заполнении таблицы необходимо помнить - длину листьев записывать от меньшего к большему;


  1. Постройте графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака - длины листовой пластинки.

С этой целью:

    • по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты длины листовой пластинки в нарастающем порядке;

    • по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (длины листовой пластинки)

    • по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;


    • точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте встречаемости вариант, соедините прямыми.

  1. Определите среднюю величину указанного признака - длины листовой пластинки, используя формулу:



n - общее число вариант вариационного ряда

v- варианта

Р - частота встречаемости вариант

∑ - знак суммирования

М - средняя величина признака

  1. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости листовой пластинки определенной длины

  2. Ответьте на вопросы:

    • О чем свидетельствует вариационная кривая?

    • С каким числом наиболее часто встречаются листья, семена, клубни? (в зависимости о того, с чем работали студенты).

  3. Сделайте вывод.