Лабораторная работа № 2
Удельная Русь.
2-й уровень на «4»
Что послужило поводом для начала восстания в Киеве? Выступали ли киевляне против княжеской власти вообще?
Что такое вече? Кто участвовал в новгородском вече?
Что общего в описаниях киевского и новгородского восстаний? Чем эти восстания отличаются?
Объясните, почему в современном обществе считается зазорным получать подарки от незнакомых людей? Можете ли вы объяснить, почему не принято передаривать полученный подарок?
Как вы думаете, с какими представлениями связано такое уголовное преступление как взятка?
Почему Андрей Боголюбский, желая «самовластець бытии», изгнал в 1162 г. из Ростово- Суздальской земли не только своих братьев и племянников, но и отцовских дружинников? Как вы считаете, почему люди, окружавшие впоследствии Андрея Боголюбского, назывались не дружинниками, а милостниками?
1-й уровень на «5»
Как вы думаете, кого восставшие киевляне называли своей дружиной?
На основании проанализированных документов, попытайтесь определить 3 основные силы, которые осуществляли государственные функции в Древнерусском государстве. Как изменилось соотношение этих сил после распада Киевской Руси? В каких землях стали преобладать те или иные силы?
Как вы считаете, изменились ли отношения между князем и его приближенными, если те не были дружинниками, следовательно, не участвовали в получении дани или в захвате добычи во время военных походов, а получали необходимое в дар от князя?
Как вы считаете, в какой земле могло быть написано «Моление»? что дает вам основания для такого вывода?
Попытайтесь определить социальное положение Даниила заточника. Был ли он дружинником, смердом? А может быть, «Моление» написал купец или простой горожанин? Почему вы так считаете?
Документ № 1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов
В лето 1068 г. пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, И Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых /язычников/ за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы… Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча и пришли на двор Коснячков и, не найдя его, ста ли у двора Брячислава и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по Мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиною своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди расшумелись: пошли пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая половина людей пришли из темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое соделалось: пошли ко Всеславу, пусть подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же вырубили Всеслава из поруба – в пятнадцатый день сентября – и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжеский разграбили бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу…
Ва лето 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан, и сговорились прогнать князя своего Всеволода, и посадили его в епископский двор с женою и с детьми и тещею, месяца мая в двадцать восьмой /день/: и сторожа стерегли их день и ночь – 30 воинов с оружием. И сидел /так Всеволод/ два месяца, и выпустили его из города июля в пятнадцатый /день/, а Владимира, сына его, приняли /князем/ /князя обвинили, во-первых, в том, что он не защищает смердов; во-вторых, его упрекали: зачем хотел сесть на княжение в Переяславле; в-третьих, новгородцев не устраивало, что он ехал на поле боя впереди всех, и мало того: сначала велев нам Всеволодка наступать, потом отступить велел: и не пустили его, кока другой князь не приедет/
Документ № 2 Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в западной Европе, М., 1972
…Дар, который не возмещен равноценным даром, ставит одаренного в унизительную и опасную для его чести, свободы и самой жизни зависимости от дарителя… Это объяснялось тем, что передаваемые вещи… как бы содержали частицу того, кто их подарил. В результате между дарителем и одаренным устанавливалась тесная связь: на последнего налагались обязательства по отношению к первому. Таким образом, обмен дарами имел в глазах этих людей магическую силу… В основе благодарности принявшего дар лежало сознание, что через посредство полученного имущества он мог оказаться неразрывно связанным с дарителем. Но подобная связь не всегда была желательна, он могла быть унизительна для одаренного… ибо в случае, если дарение не сопровождалось компенсацией, получивший его оказывался во власти давшего.
Документ № 3. Фрагменты из «Моления» Даниила Заточника
… Видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей… Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною, на которую ни солнце не светит, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым. Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных – не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы господине, ищем милости твоей… Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам в рае; пкусти тучу на землю убожества моего… Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну от сиз сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной… Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом грозы твоей… Птица разуется весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и вдовиц, вельможами обижаемых. Княже мой, господине! Покажи инее лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой – как плод райский.