СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по теме: «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме: «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»»

Лабораторная работа №11

Тема: «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Цель: определить длину световой волны красного и фиолетового цвета.

Необходимо знать: понятие длина волны, частота и скорость распространения света.

Необходимо уметь: работать с приборами, делать выводы на основе экспериментальных данных.

Оборудование: прибор для определения длины световой волны, дифракционная решетка, источник света.

Теоретические сведения

Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решетку, вследствие дифракции за решеткой, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, расположенном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в точках экрана, для которых выполняется условие:  = n, где  – разность хода волн, n – номер максимума,  - длина световой волны. Центральный максимум называют нулевым; для него  = 0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков.

Дифракционная Экран

решетка

Условие возникновения максимума можно записать иначе:

n = dsin

где d – период дифракционной решетки,  – угол, под которым виден световой максимум (угол дифракции).

Так как углы дифракции, как правило, малы, то для них можно принять

sin  = tg , а tg  = a/b

Поэтому n = da/b

Белый свет по составу – сложный. Нулевой максимум для него – белая полоса, а максимум высших порядков – набор семи цветных полос, совокупность которых называют спектром соответственно 1го, 2го, … порядка, причем, чем больше длина волны, тем дальше максимум от нулевого.

Получить дифракционный спектр можно, используя прибор для определения длины световой волны.

Ход работы

  1. Установить на демонстрационном столе лампу и включить ее.

  2. Смотря через дифракционную решетку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы.

  3. Экран прибора установить на расстоянии 400 мм от дифракционной решетки и получить на нем четкое изображение спектров 1го и 2 го порядков.

  4. Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины фиолетовой полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап», для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.ф»

аср.ф1= (ал + ап ) / 2

кр. ф. ф. кр.

дифракционная решетка



  1. Опыт повторить со спектром второго порядка. Определить для него аср.ф2

  1. Такие же измерения выполнить и для красных полос дифракционного спектра.

  2. Вычислить длину волны фиолетового света, длину волны красного света (для 1го и 2 го порядков) по формуле:

= ,

где d = 10-5 м – постоянная (период) решетки,

n – порядок спектра,

b – расстояние от дифракционной решетки до экрана, мм


8. Определить средние величины:

λф= ; λкр=

9. Определить погрешности измерений:

абсолютные – Δ λф = |λср.ф.- λтаб.ф. | ; где λтаб.ф = 0,4 мкм

Δ λкр = |λср.кр.- λтаб.кр. | ; где λтаб.кр = 0,76 мкм


относительные – δ λф = %; δ λкр = %

10. Оформить отчет. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.


Порядок

спектра

граница спектра

фиолет. цвета

граница спектра

красн. цвета

длина световой волны

оп.

n

«ал»,

мм

«ап»,

мм

«аср»

мм

«ал»,

мм

«ап»,

мм

«аср»

мм

ф ,

м

кр ,

м




















Сделайте вывод по проделанной работе.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое дифракция света?

  2. Что такое дифракционная решетка?

  3. Определить постоянную дифракционной решетки, если при освещении ее светом с длиной волны 600 нм максимум второго порядка виден под углом 7

  4. Определить длину волны, если максимум первого порядка отстоит от нулевого максимума на 36 мм, а дифракционная решетка с постоянной 0,01 мм, находится от экрана на расстоянии 500 мм.


Литература:

  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 448с.

  2. Мякишев Г. Я. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 366с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя