СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа с элементами "нано" - молоко и красители

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе данной работы лежит описание демонстрации с элементами «НАНО» «Молоко и красители» из  сборника лабораторных работ «Учебные демонстрации с элементами «НАНО», авторы: Жданов Э.Р., Лачинов А.Н.,Галиев А.Ф. (Санкт – Петербург, Школьная лига, 2013 г.»

Лабораторная работа с элементами «Нано» ( 7 класс)

Выполнили:                

Тема: «Молоко и красители»

Цель: Наблюдение теплового движения частиц.

           Объяснить наблюдаемое явление, используя знания о строении вещества

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа с элементами "нано" - молоко и красители»

В основе данной работы лежит описание демонстрации с элементами «НАНО» «Молоко и красители» из сборника лабораторных работ «Учебные демонстрации с элементами «НАНО», авторы: Жданов Э.Р., Лачинов А.Н.,Галиев А.Ф. (Санкт – Петербург, Школьная лига, 2013 г.»

Лабораторная работа с элементами «Нано» ( 7 класс)

Выполнили:

Тема: «Молоко и красители»

Цель: Наблюдение теплового движения частиц.

Объяснить наблюдаемое явление, используя знания о строении вещества

Приборы и принадлежности:

1. Цельное молоко 4. Пипетка и ватная палочка




2. Сухие или жидкие красители 5. Кювета (неглубокая тарелка и т.п.)



3. Моющее средство













Порядок выполнения работы:

1. В широкий сосуд (кювету) налейте небольшое количество цельного молока, чтобы получился

слой 1–2 см.

2. Стараясь не двигать кювету, добавьте в нескольких местах по несколько капель красителя.

3. Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство, а затем прикоснитесь ей в самый центр кюветы с молоком.

4. Наблюдайте за происходящим в кювете.

5. Вместо молока возьмите обычную воду, наблюдайте за происходящим в кювете.

Задания

  1. Каждый этап работы зафиксируйте на фотокамеру и опишите, что наблюдали.

  2. Объясните наблюдаемое явление, используя знания о строении вещества.

  3. Оформите отчет на электроном носителе.





































МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЯХ




Физика

Химия

Биология

Младшие классы

Предмет: Окружающий мир

Наблюдения живой и неживой природы.

Экологические проблемы.

( 3 -4 класс)

Среднее звено предпрофильные классы

Тепловое движение

(7 – 8 класс)

Органические соединения. Химия и жизнь

( 8 – 9 ) классы

Пищеварительная система

( 8 – 9 класс)

Старшие и профильные классы

Свойства жидкостей

(10 класс)

Химические связи. Поверхностно – активные вещества

(10 – 11 класс)

Органические вещества

( 10 – 11 класс)





МЛАДШИЕ КЛАССЫ

В процессе выполнения данного эксперимента-фокуса вы увидели, что жидкость для мытья посуды заставляет краски разбегаться. В результате на поверхности молока получаются цветные завитки. На самом деле всё было бы невозможно без молока. В молоке имеются очень маленькие (невидимые нам) частицы жира в виде клубков. Когда мы добавляем краситель, то частицы красителя прикрепляются к этим клубкам. Когда же мы добавляем моющее средство, то вещества, содержащиеся в моющем средстве, заставляют жировые клубки распутываться и разбегаться. А вместе с ними «разбегаются» и частички красителя.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ

Жир в молоке находится в виде жировых шариков диаметром 2–5 микрон (в 100 раз меньше диаметра человеческого волоса), впрочем, они могут быть значительно бóльших и меньших размеров. В одном миллилитре молока насчитывают от 2 до 5 миллиардов жировых шариков разного диаметра. Чем они крупнее, тем их меньше в определённом объёме. Размер жировых шариков имеет большое значение в маслоделии. В молоке жирномолочных коров встречаются более крупные жировые шарики, они быстрее оседают, чем мелкие. Особое и сложное устройство оболочки жировых шариков препятствует их слиянию в свежем молоке и в то же время не мешает тому, что в сливках они объединяются в группы.

Для этого опыта нужно брать именно гомогенизированное молоко, то есть такое, где жир в виде очень мелкой взвеси равномерно распределён по всему объёму жидкости. Когда ты добавляешь в молоко краситель, сначала ничего не происходит. Капли красителя остаются там, куда ты их нанёс. Однако когда ты добавляешь мыло, оно начинает расплываться по поверхности молока.

Частицы молока – полярные молекулы; один конец каждой из таких частиц (молекул) заряжен положительно, а другой – отрицательно. Так как противоположные молекулы притягиваются друг к другу, положительно заряженные концы молекул мыла притягиваются к отрицательно заряженным частицам жира в молоке, и начинают двигать их. Двигаясь, частицы жира толкают и частицы красителя. Из-за этого краситель смешивается с молоком, и получаются красивые узоры.

СТАРШИЕ КЛАССЫ

Жир в молоке находится в виде жировых шариков диаметром 2–5 микрон, впрочем, они могут быть значительно бóльших и меньших размеров. В одном миллилитре молока насчитывают от 2 до 5 миллиардов жировых шариков разного диаметра. Чем они крупнее, тем их меньше в определённом объёме. Размер жировых шариков имеет большое значение в маслоделии. В молоке жирномолочных коров встречаются более крупные жировые шарики, они быстрее оседают, чем мелкие. Особое и сложное устройство оболочки жировых шариков препятствует их слиянию в свежем молоке и в то же время не мешает тому, что в сливках они объединяются в группы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счёт этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.