Лабораторная работа.
«Лента времени»
Тема: Счет лет в истории.
Цель: сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний;
Задачи:
1) Познакомиться с основными понятиями: дата, год, век, тысячелетие.
2) Усвоить правила хронологии.
3) Изготовить ленту времени и обозначить на ней изученные хронологические единицы.
4) Решить хронологические задачи с помощью ленты времени.
Оборудование: Альбомный лист (либо бумага для принтера), двойной листок бумаги в клетку, цветная бумага (синяя и красная), ножницы, клей ПВА, карандаш, линейка.
Ход урока:
I. Познакомится с понятиями: дата, год, век, тысячелетие.
Дата – точное календарное время какого-либо события.
Дата = число - месяц - год – век.
Год: зима, весна, лето, осень.
Век = 100 лет
Тысячелетие = 1000 лет = 10 веков
II. Познакомьтесь с правилами хронологии и выучите их:
Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым
Если дата оканчивается на любые цифры кроме 00, то мы к первым двум цифрам прибавляем 1 и получаем век. Например: 1812, дата оканчивается на 2, значит, 18+1=19 век
Если дата оканчивается на 00, то первые две цифры и есть век. Например: 1700, оканчивается на 00, значит это 17 век
Каждый век делится на две половины и четыре четверти.
Половина века = 100лет разделить на 2 = 50 лет
Первая половина века **01 - **50, вторая половина века **51 - **00.
Четверть века = 100 лет разделить на 4= 25 лет
I четверть **01 - **25, II четверть**26 - **50, III четверть **51 - **75,
IV четверть**76 -**00.
III. Создание ленты времени:
1. Сложите альбомный лист пополам так, как показано на рисунке, и разрежьте по линии сгиба.
2. Склейте получившиеся половинки.
3. Теперь отрежьте от двойного тетрадного листа в клетку две полоски шириной 2 см и склейте их (лучше отмерять не по линейке, а по клеткам). Должна получиться лента длиной 52 см.
4. Приклейте ленту к заготовке, получившейся в пункте 2 следующим образом:
5. Ленту в клеточку разделите на квадраты со стороной 2 см, их должно получиться ровно 26.
6. Наклейте на заготовку синюю и красную бумагу, если не хватает длины, поступите как в пункте 1 – сложите вдвое и разрежьте.
7. Аккуратно обрежьте лишнее – не повредите альбомный лист. Затем продолжите линии, которыми вы разделили ленту в клеточку. В получившихся на цветной бумаге прямоугольниках впишите слева направо римские цифры: на синей бумаге – V, IV, III, II, I; на красной – I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI.
8. Запомните, на синей бумаге у вас обозначен счёт лет до нашей эры с 5-го века до. н.э., на красной – нашей с 1-го по 21-ый век.
9
5000
401
400
301
300
201
2000
101
1000
1
. Осталось заполнить квадратики внизу почти готовой ленты времени.
Период до нашей эры должен выглядеть так:
Наша эра будет представлена вот так:
И так далее до конца 21-го века.
10. Лента времени готова, и теперь вы с лёгкость с помощью неё найдёте век, в который случилось историческое событие.
Теперь с помощью ленты времени попробуйте решить несколько несложных заданий приведенных ниже.