СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УРОК ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
«Строение цветкового растения»
Лабораторная работа
Учитель биологии: Яковченкова Валентина Михайловна
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
«Строение цветкового растения»
Цель урока:
Образовательная:
сформировать представление об особенностях строения цветкового растения;
научить распознавать органы цветкового растения;
познакомить учащихся с органами цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, побег;
Развивающая:
продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Основные понятия: органы цветкового растения: подземные – корень; надземные – побеги с листьями, почками, цветками.
Коррекционная:
1.коррекция внимания, памяти, мышления
2.коррекция мелкой моторики пальцев
Воспитательная:
Оборудование:
Гербарные образцы растений со всеми органами;
Учебник «Биология» 7 класс
Растение фиалка трехцветная
Компьютер для показа слайдов
Ход урока:
Организационный момент.
(Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих на уроке)
- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке.
Для более эффективной и плодотворной работы, мы выполним упражнения на внимание:
1. «Какого цвета не стало?»
2. «Что здесь лишнее?»
3. « Определить по звуку падения предмет»
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа
Вопрос:
1. Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Слайд 2. Ответ: разнообразие растительного мира.
Слайд 3 -4. Игра «Назови правильно»
Учитель: Перед вами на экране будут появляться изображения растений, названия которых вы должны будете записать в своей тетради в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру на строку ниже.
Внимание на экран!
(Смена слайдов с изображением растений)
Слайд 5-6. Проверка выполненного задания : повторный просмотр слайдов с подписанными растениями.
Слайд 7. «Дикорастущие и культурные растения»
Учитель: Работа по вариантам.
Из предложенных на экране изображений растений:
I вариант- выбирает и записывает названия дикорастущих растений
II вариант- выбирает и записывает названия культурных растений
Слайд 8.Проверка выполненного задания : повторный просмотр слайдов с ответами.
2.Беседа.
-Где растут разные растения?
-Что общего имеют растения?
-Все ли растения имеют цветок?
-А каких растений больше цветковых или нецветковых?
( цветковых)
-Какие растения мы сегодня будем изучать?
( Цветковые)
III.Изучение нового материала.
Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Слайд 9. «Строение цветковых растений.»
Учитель: Тему мы с вами определили,
давайте определим цель нашего урока ( ответы учеников)
Слайд 9.
Цель: Изучение строения цветковых растений
Учитель: перед тем как приступить к выполнению лабораторной работы, проведем физкультминутку ( проводят подготовленные учащиеся)
Слайд 10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Рябинка
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Учитель: Узнать , из чего состоит цветковое растение , поможет лабораторная работа.
- Запишите в тетради тему сегодняшнего урока:
IV.Лабораторная работа: «Строение цветкового растения»
Цель: Изучение строения цветковых растений.
Слайд 11.Цветок
Перед нами цветковое растение.
Учитель: Мы уже знаем место обитания, значение цветковых растений.
Учитель: Какие органы растения вам известны?
Ответ: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Так как вам известно, какими органами образовано цветковое растение, то распознайте их в ходе выполнения лабораторной работы ,
а сейчас проверим готовы ли вы к выполнению
на столах у вас
1.Гербарий цветкового растения; это объект нашего исследования
2.Инструкция по выполнению работы находится в инструктивной карте урока
3. Дополнительный источник информации – учебник «Биология.7 класс» З.А.Клепенина, стр .15
Учитель: Рассмотрите рисунок на слайде, найдите и назовите органы цветкового растения.
ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ЗАПОНЯЕМ ТАБЛИЦУ .ПЕРВЫЙ ОРГАН В ТАБЛИЦЕ (КОРЕНЬ), ДАВАЙТИ МЫ ЕГО ВЫПОЛНИМ ВМЕСТЕ, А ДАЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Слайд 12. Заполните таблицу.
Орган цветкового растения | Работа, которую он выполняет |
КОРЕНЬ | 1. укрепляет растение в почве; 2. прочно удерживает его; 3. поглощает из почвы воду и минеральные соли. |
СТЕБЕЛЬ | 1. поднимает над землей и выносит к свету листья; 2. двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам. |
ЛИСТ | 1. образуются органические вещества. 2. выделяют O2 |
ЦВЕТОК ПЛОД | Орган семенного размножения. |
Выполнение лабораторной работы
Приложение 1,2.
Учитель: Сделайте вывод, из чего состоит растение?
Записать вывод в тетради.
Слайд 13. Вывод:
Растение-живой организм. Оно состоит из корня, стебля, цветков и плодов. Внутри плодов созревают семена. Каждая часть имеет определенное значение для растения.
Организм цветкового растения , это единое неделимо целое.
V.Подведение итогов работы.
Мне понравилось с вами сегодня работать .
Спасибо вам
Слайд 14. запишем Д/З : « Строение цветкового растения», учить материал на стр.14-16.
Ответить на вопрос:
За что я хочу сказать спасибо цветковым растениям?
Сегодня мы узнали много интересного и нового ,а так ли это?
В инструктивной карте у вас написаны вопросы ответьте на них.
Слайд 15. Приложение 1
Слайд 15. Рефлексия.
Закончите фразу.
Я узнал... Я научился...
Я понял, что могу.......... Мне понравилось...
Для меня стало новым... Меня удивило...
У меня получилось... Я приобрёл...
Оцените свою работу на уроке, оцените работу соседа по парте, поставьте себе отметку, поставьте оценку товарищу.
Собственная отметка
Отметка товарища
Отметка учителя
Приложение 1
Инструктивная карта урока
Фамилия, имя______________________________ Класс ________
Тема урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока
Лабораторная работа.
Задание 1. Используя текст учебника и гербарий заполните таблицу.
Орган цветкового растения | Работа, которую он выполняет |
КОРЕНЬ | 1. укрепляет растение в почве; 2. прочно удерживает его; 3. поглощает из почвы воду и минеральные соли. |
СТЕБЕЛЬ | 1. поднимает над землей и выносит к свету листья; 2. двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам. |
ЛИСТ | 1. образуются органические вещества. 2. выделяют O2 |
ЦВЕТОК ПЛОД | Орган семенного размножения. |
Задание 2. Подпишите органы цветкового растения.
.
Вывод к уроку.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Лабораторная работа № 1. Строение цветкового растения.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение фиалка трехцветная (один экземпляр на парту).
Ход работы
Рассмотрели выданное нам цветковое растение – фиалка трехцветная.
Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисова
Плоды и цветки находятся на стебле.
Цветки некрупных размеров.
Плоды небольшие, внутри их находятся мелкие семена.
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере фиалки трехцветной. Я выяснил, что это растение состоит из корня, стебля, листьев, цветков и плодов. Внутри плодов созревают семена. Каждая часть имеет определенное значение для растений.