СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа Тема: «Выявление приспособлений организмов к влиянию света»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по изучению приспособления организмов к влиянию света, как абиотического фактора, конкретизировать знания о адаптациях  на основе изучения экологических групп растений и животных по отношению к свету.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Тема: «Выявление приспособлений организмов к влиянию света»»

Лабораторная работа

Тема: «Выявление приспособлений организмов к влиянию света»

Цель: изучить приспособления организмов к влиянию света, как абиотического фактора, конкретизировать знания о адаптациях на основе изучения экологических групп растений и животных по отношению к свету

Материалы: гербарные материалы или фотографии растений (животных) разных видов одного рода.

Ход работы

Изучите материал: Классификация организмов по отношению к свету основана на их адаптациях к различным уровням освещённости. 

Для растений выделяют три группы: 

  1. Гелиофиты (светолюбивые растения). Предпочитают ярко освещённые места. К ним относятся злаки, степные и пустынные растения. 

  2. Сциофиты (тенелюбивые растения). Обитают в затенённых местах, например, в подлеске лесов. Примеры: мхи, папоротники, некоторые виды орхидей. 

  3. Сциогелиофиты (теневыносливые растения). Способны расти как на свету, так и в тени. Это большинство лесных растений, например, липа, клён, берёза. 

Для животных по активности в разное время суток выделяют: 

  • Дневные животные — активны днём (большинство птиц, насекомые, некоторые млекопитающие). Они приспособлены к яркому свету, имеют хорошее цветовое зрение. 

  • Ночные животные — активны ночью (совы, летучие мыши, некоторые грызуны). Обладают адаптациями для жизни при слабом освещении: увеличенные глаза или органы слуха, развитое обоняние. 

  • Сумеречные животные (крепускулярные) — активны на рассвете и закате (олени, кролики, многие виды насекомых).











  1. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)

Признак для сравнения

Виды _________________

Приспособления

Среда обитания

1. Светолюбивые растения







2. Тенелюбивые растения




3Теневыносливые растения





4. Дневные животные




5. Ночные животные





6. Сумеречные животные





Дайте ответы на вопросы:

  1. Как влияет свет на перечисленные вами организмы?

  2. Можно ли на основании только морфологического критерия судить о потребности к свету растений и животных?

  3. Какая потребность в свете у этих организмов?

  4. На примере филина и манула объясните связь между строением и приспособлениям к световым потребностям этих организмов?

  5. Клен и липа осенью сбрасывают листву – пример какого приспособления это явление характеризует?

  6. Если животное в ходе эволюции перешло с дневного на ночной образ жизни – объясните что стало причиной этого? Приведите примеры таких животных и укажите какие у них появились приспособления к ночному образу жизни?

  7. Приведите примеры организмов обладающих Биолюминесценцией? Объясните механизм этого явления.

  8. Приведите примеры растений пустынь и объясните механизмы защиты от действия яркого света.

  9. Приведите примеры организмов обладающих хроматической адаптацией? Объясните его механизм.

  10. Приведите примеры организмов использующих маскировку? Объясните её механизм


Сделайте вывод.




Дополнительная информация