Лабораторная работа по изучению приспособления организмов к влиянию света, как абиотического фактора, конкретизировать знания о адаптациях на основе изучения экологических групп растений и животных по отношению к свету.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Тема: «Выявление приспособлений организмов к влиянию света»»
Лабораторная работа
Тема: «Выявление приспособлений организмов к влиянию света»
Цель: изучить приспособления организмов к влиянию света, как абиотического фактора, конкретизировать знания о адаптациях на основе изучения экологических групп растений и животных по отношению к свету
Материалы: гербарные материалы или фотографии растений (животных) разных видов одного рода.
Ход работы
Изучите материал: Классификация организмов по отношению к свету основана на их адаптациях к различным уровням освещённости.
Для растений выделяют три группы:
Гелиофиты (светолюбивые растения). Предпочитают ярко освещённые места. К ним относятся злаки, степные и пустынные растения.
Сциофиты (тенелюбивые растения). Обитают в затенённых местах, например, в подлеске лесов. Примеры: мхи, папоротники, некоторые виды орхидей.
Сциогелиофиты (теневыносливые растения). Способны расти как на свету, так и в тени. Это большинство лесных растений, например, липа, клён, берёза.
Для животных по активности в разное время суток выделяют:
Дневные животные — активны днём (большинство птиц, насекомые, некоторые млекопитающие). Они приспособлены к яркому свету, имеют хорошее цветовое зрение.
Ночные животные — активны ночью (совы, летучие мыши, некоторые грызуны). Обладают адаптациями для жизни при слабом освещении: увеличенные глаза или органы слуха, развитое обоняние.
Сумеречные животные (крепускулярные) — активны на рассвете и закате (олени, кролики, многие виды насекомых).
Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)
Признак для сравнения | Виды _________________ | Приспособления | Среда обитания |
1. Светолюбивые растения | | | |
2. Тенелюбивые растения | | | |
3Теневыносливые растения | | | |
4. Дневные животные | | | |
5. Ночные животные | | | |
6. Сумеречные животные | | | |
Дайте ответы на вопросы:
Как влияет свет на перечисленные вами организмы?
Можно ли на основании только морфологического критерия судить о потребности к свету растений и животных?
Какая потребность в свете у этих организмов?
На примере филина и манула объясните связь между строением и приспособлениям к световым потребностям этих организмов?
Клен и липа осенью сбрасывают листву – пример какого приспособления это явление характеризует?
Если животное в ходе эволюции перешло с дневного на ночной образ жизни – объясните что стало причиной этого? Приведите примеры таких животных и укажите какие у них появились приспособления к ночному образу жизни?
Приведите примеры организмов обладающих Биолюминесценцией? Объясните механизм этого явления.
Приведите примеры растений пустынь и объясните механизмы защиты от действия яркого света.
Приведите примеры организмов обладающих хроматической адаптацией? Объясните его механизм.
Приведите примеры организмов использующих маскировку? Объясните её механизм
Сделайте вывод.
Дополнительная информация