СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Типы химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена:

1. Методика применяемой лабораторной работы и техника безопасности

2. Методика выполнения лабораторной работы

3. Оформление результатов лабораторной работы

4. Рабочий лист

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Типы химических реакций"»

Методика применяемой лабораторной работы и техника безопасности

Перед началом выполнения лабораторной работы нужно вспомнить о правилах техники безопасности.

  1. Необходимо соблюдать тишину, чистоту и порядок. Нельзя отвлекаться от работы и отвлекать товарищей.

  2. При работе с химическими реактивами волосы должны быть собраны.

  3. На столах не должно быть лишних предметов. Запрещается принимать и хранить пищу.

  4. Каждый должен знать, где находится аптечка

  5. Приступать к работе можно только после изучения методики ее проведения. Если есть вопросы, необходимо обратиться к учителю.

  6. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу, т.к. некоторые из них могут вызвать ожоги.

  7. Перед работой со спиртовкой. Проверить ее состояние. Проверить фитиль, диск должен плотно прилегать к горлышку спиртовки. Зажигать спиртовку можно ТОЛЬКО спичками, а тушить ТОЛЬКО колпачком.)

  8. Запрещается нагревать, смешивать и взбалтывать реактивы вблизи лица.

  9. Пробирку закрепляют в держателе у горла. Отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от других работающих. Сначала осторожно прогреть всю пробирку, а затем нагреть ее содержимое в верхней части пламени.



Методика выполнения лабораторной работы

Опыт №1 «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом»

  1. Налейте в пробирку примерно на ¼ ее объема раствор хлорида меди (II)

  2. Опустите в него очищенный железный гвоздь

Опыт №2 «Прокаливание медной пластинки над пламенем спиртовки»

  1. Внесите в пламя спиртовки медную пластинку или проволоку с помощью держателя.

Опыт №3 «Разложение основного карбоната меди (II)»

  1. Пробирку с основным карбонатом меди (II) закрываем пробкой с газоотводной полимерной трубкой.

  2. Собранный прибор проверяем на герметичность. Наконечник газоотводной трубки опускаем в стакан с водой, зажав пробирку в руке. Выходящие пузырьки воздуха свидетельствуют о том, что прибор собран герметично.

  3. Закрепляем прибор в штативе.

  4. В пробирку наливаем известкой воды Ca(OH)2 на 1/3 объема

  5. Опускаем наконечник газоотводной трубки в пробирку с известковой водой.

  6. Нагреваем пробирку с малахитом на спиртовке.

Опыт №4 «Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия»

  1. В пробирку прилить по 1 мл раствора гидроксида натрия и сульфата меди (II)


Оформление результатов лабораторной работы

Опыт №1

Тема: «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом»

Реактивы: хлорида меди (II), железный гвоздь

Оборудование: пробирка

Уравнение реакции: CuCl2 + Fe → FeCl2 + Cu

Наблюдения (признаки реакции): изменение цвета раствора с голубого на зеленоватый, гвоздь покроется золотисто-красной медью.

Тип реакции: замещения – это реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Опыт №2

Тема: «Прокаливание медной пластинки над пламенем спиртовки»

Реактивы: медь(пластинка)

Оборудование: штатив, спиртовка

Уравнение реакции: 2Cu + O2 → 2CuO

Наблюдения (признаки реакции): Изменение цвета. Образовался налет оксида меди (II) черного цвета

Тип реакции: соединения – реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

Опыт №3

Тема: «Разложение основного карбоната меди (II)»

Реактивы: основный карбонат меди, известковая вода

Оборудование: штатив, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, стакан.

Уравнение реакции: (CuOH)2CO3 → 2CuO + H2O + CO2

Наблюдения (признаки реакции): выделяется углекислый газ, так как происходит помутнение известковой воды; образуется вода, которая конденсируется на стенках пробирки; образуется оксид меди (II), имеющий черный цвет.

Тип реакции: разложения - реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ.

Опыт №4

Тема: «Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия»

Реактивы: сульфат меди (II), гидроксид натрия

Уравнение реакции: CuSO4 + 2KOH → K2SO4 + Cu(OH)2

Наблюдения (признаки реакции): выпадение голубого осадка гидроксида меди (II)

Тип реакции: обмена - реакция, когда два сложных вещества меняются своими составными частями, образуя два новых вещества.



Рабочий лист

Лабораторная работа «Типы химических реакций»

ФИО:_______________________________Класс:___________________

Опыт №1

Тема: «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом»

Выполнение работы:

1.Налейте в пробирку примерно на ¼ ее объема раствор хлорида меди (II)

  1. Опустите в пробирку очищенный железный гвоздь

Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Чем покрывается поверхность гвоздя? Почему поменялся цвет раствора? Как называется тип реакции? Напишите уравнение реакции. Дайте определение данному типу реакции.

Реактивы:_________________________________________________________

Уравнение реакции: ________________________________________________

Наблюдения (признаки реакции):_____________________________________

__________________________________________________________________

Тип реакции: ______________________________________________________

Опыт №2

Тема: «Прокаливание медной пластинки над пламенем спиртовки»

Выполнение работы:

  1. Внесите в пламя спиртовки медную пластинку или проволоку

Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Как называется тип реакции? Напишите уравнение реакции. Дайте определение данному типу реакции.

Реактивы:________________________________________________________

Уравнение реакции:_______________________________________________

Наблюдения (признаки реакции):____________________________________________________________________________________________________________________________

Тип реакции:____________________________________________________





Опыт №3

Тема: «Разложение основного карбоната меди (II)»

Выполнение работы:

  1. Пробирку с основным карбонатом меди (II) закрываем пробкой с газоотводной полимерной трубкой.

  2. Собранный прибор проверяем на герметичность. Наконечник газоотводной трубки опускаем в стакан с водой, зажав пробирку в руке. Выходящие пузырьки воздуха свидетельствуют о том, что прибор собран герметично.

  3. Закрепляем прибор в штативе.

  4. В пробирку наливаем известкой воды Ca(OH)2 на 1/3 объема

  5. Опускаем наконечник газоотводной трубки в пробирку с известковой водой.

  6. Нагреваем пробирку с малахитом на спиртовке, сначала обогрейте в пламени всю пробирку, а затем то место, где находится порошок.

Что наблюдаете? О выделении какого газа это свидетельствует? Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Как называется тип реакции? Дайте определение данному типу реакции?

Реактивы_______________________________________________________

Уравнение реакции:______________________________________________

Наблюдения (признаки реакции):__________________________________

Тип реакции:____________________________________________________

Опыт №4

Тема: «Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия»

Выполнение работы:

  1. В пробирку прилить по 1 мл раствора гидроксида натрия и сульфата меди (II)

Что наблюдаете? Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Как называется тип реакции? Дайте определение данному типу реакции?

Реактивы: _____________________________________________________

Уравнение реакции:_____________________________________________

Наблюдения (признаки реакции)___________________________________

Тип реакции: ____________________________________________________


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!