Лабораторно-практическое занятие № 1
Тема: Классификация и кодирование товаров. Решение задач
Цели занятия:
- обобщение и систематизация материала по теме «Классификация и кодирование товаров»;
- формирование умений классифицировать товары по группам, выделять классификационные группировки;
- формирование умений находить контрольное число в штрих-коде;
- развитие общих компетенций: классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность.
Задание 1.
Определить классификационные признаки, по которым выделены группировки товаров.
1 вариант.
Хлебобулочные изделия:
- из пшеничной хлебопекарной муки;
- из пшеничной муки общего назначения;
- из смеси пшеничной хлебопекарной муки и пшеничной муки общего назначения;
- из смеси пшеничной хлебопекарной муки и зерновых продуктов;
- из смеси пшеничной муки общегого назначения и зерновых продуктов;
- из смеси пшеничной хлебопекарной муки, пшеничной муки общего назначения и зерновых продуктов.
Консервы молочные:
- на обезжиренные;
- цельные.
Молоко:
- из цельного молока;
- из нормализованного молока;
- из обезжиренного молока.
2 вариант
Хлебные товары:
Общие, специальные, диетические и национальные; ржаные, пшеничные и ржано-пшеничные; формовые и подовые; буханки, караваи, батоны, плетенки, булки, булочки, калачи и др.; крупно-штучные и мелкоштучные.
Задание 2.
С использованием иерархического метода классификации составить графическую схему классификации «Культуры – многолетние растения», используя нижеприведенную информацию.
1 вариант. Культуры многолетние делятся: на виноград, фрукты тропические и субтропические, плоды цитрусовых культур, плоды семечковых и косточковых культур. Ягоды и плоды растений вида Vaccinium, плоды масличных культур, культуры для производства напитков, пряности и растения, используемые в парфюмерии и фармации, культуры многолетние прочие. Виноград делится на виноград свежий столовых сортов, виноград свежий прочих сортов. Фрукты тропические и субтропические делятся на авокадо, бананы, финики, инжир. Плоды цитрусовых культур делятся на: грейпфруты, лимоны и лаймы, апельсины, мандарины, включая танжерины, клементины и аналогичные гибриды цитрусовых культур. Плоды семечковых и косточковых культур делятся следующим образом: на яблоки, груши, айва, абрикосы, вишня, персики, нектарины, сливы, терн, ягоды и плоды растений вида vaccinium, киви, малина, земляника (клубника), ягоды, плоды растений вида Vaccinium, прочие, е включенные в другие группировки. Эта группировка включает: клюкву, чернику всех видов, бруснику, голубику, смородину и крыжовник. Плоды масличных культур разделяются: на оливки (оливки столовые, оливки для производства оливкового масла), орехи кокосовые, плоды масличных культур прочие. Культуры для производства напитков делятся: на зерна кофейные необжаренные, лист зеленого чая сортовой, лист зеленого чая грубый, лист черного чая сортовой, лист черного чая грубый, листья мате, какао-бобы, культуры для производства напитков прочие (цикорий). Пряности и растения, используемые в парфюмерии и фармации, делятся: на пряности необработанные (перец необработанный), перец красный и стручковый, сухой необработанный, орех мускатный, мацис и кардамон необработанные, анис, бадьян, кориандр, тмин душистый и обыкновенный, фенхель и можжевеловые ягоды необработанные.
Отметить достоинства и недостатки иерархического метода классификации.
2 вариант
Составить схему фасетной классификации «Овощные соки, нектары и сокосодержащие напитки».
Овощные соки, нектары и сокосодержащие напитки изготавливают:
- одного из вида овощного сока и/или пюре;
- двух и более видов овощных соков и/или пюре (смешанными).
Овощефрукторвые соки, нектары и сокосодержащие напитки изготавливают из одного или нескольких видов овощных соков и/или пюре с добавлением фруктовых соков и/или пюре.
В овощефруктовых соках доля овощного сока и/или пюре должна быть более 50%.
В овощефруктовых нектарах доля овощного сока и/или пюре должна быть более 50% от общей объемной доли сока и/или пюре в нектаре.
Овощные и овощефруктовые соки различают:
- прямого отжима;
- прямого отжима с мякотью;
- восстановленные;
- восстановленные с мякотью.
Овощные и овощефруктовые сокосодержащие напитки подразделяют на:
- напитки;
- напитки с мякотью.
Овощные и овощефруктовые нектары подразделяют на:
- нектары;
- нектары с мякотью.
Соки, нектары и напитки с мякотью могут изготавливаться гомогенизированными.
Овощефруктовые соки, нектары и напитки могут изготавливаться:
- стерилизованными;
- пастеризованными.
Соки, нектары и напитки могут изготавливаться обогащенными (ГОСТ 32100-2013).
Отметить достоинства и недостатки фасетного метода классификации.
Задание 3. Составить классификации обуви и трикотажных изделий фасетным и иерархическим методами.
Обувь: бытовая, мужская, женская, комбинированная, зимняя, детская, ботинки, хромовая, мальчиковая, профилактическая, сапоги, из искусственной кожи, мокасины, половозрастное назначение, осенне-весенняя, сандалии, летняя, малодетская, специальная, спортивная, военная, сапожки, по материалу верха, школьная, туфли, вид, назначение, обувь кроссовая, ортопедическая, юфтевая, из синтетической кожи, сезон носки.
Трикотажные изделия: назначение, сырье, переплетение, отбеленные, пестровязаные, гладкокрашеные, набивные, со специальными отделками, способ изготовления, из натуральных волокон, из смеси различных волокон, отделка, верхний трикотаж, бельевые трикотажные изделия, пол и возраст, чулочно-носочные, из кулирных (поперечно-вязаных), перчаточные, головные уборы, полурегулярные, детские, комбинированные, платочно-шарфовые, мужские, из основовязаных полотен, женские, кроеные, регулярные, комбинированные.
Задание 4.
Определить правильность построения кода EAN-13 и EAN-8 по контрольному числу:
1 вариант.
4605973000505
42300113
4601313011569
4030969807651
4606224098968
4607131340065
2 вариант
9859001061050
5051584103361
8901205009206
4030855000166
4601969007237
42164548
Задание 5. Контрольные вопросы:
Для чего необходимо систематизировать товары?
Что такое классификация товаров и для каких целей она проводится?
Что такое признак классификации? Приведите примеры наиболее общих и частных признаков классификации.
Укажите товары, для которых систематизации на основе возрастного назначения играет важное практическое значение.
Какие методы классификации вы можете назвать?
Какие системы классификации вам известны?
Какие принципы и правила вы будете использовать при создании собственной системы классификации ассортимента товаров?
Какие товары называют бакалейными? Какие гастрономическими?
Какие группы товаров входят в комплексы «хозяйственные товары», «культурно-бытовые товары»?
Что такое кодирование товаров и какова его цель?
Какие методы кодирования товаров существуют?
С какой целью штрих-коду присваивают контрольное число?
Какую информацию содержит штрих-код и для кого она предназначена?
Лабораторно-практическое занятие № 2
Тема: Ассортимент товаров. Расчет показателей ассортимента товаров
Цели занятия:
- обобщение и систематизация материала по теме «Ассортимент товаров»;
- формирование умений рассчитывать показатели ассортимента;
- ознакомиться с основными направлениями ассортиментной политики торговой организации;
- изучить факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики;
- развитие общих компетенций: классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность.
Задание 1. Рассчитать основные показатели ассортимента.
Вариант 1.
Задача 1. Рассчитать структуру ассортимента детских платьев. Сделать выводы по данной структуре.
Наименование товара | Кол-во платьев | Цена платья, руб. | Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении |
натуральном | денежном |
Платье нарядное с пайетками «Элегант» | 2 | 3570 | | |
Платье нарядное для девочек со шлейфом «Весна» | 2 | 2770 | | |
Платье нарядное в пол | 1 | 3980 | | |
Платье с длинными рукавами «Романс» | 10 | 1190 | | |
Платье с короткими рукавами «Ванильное мороженое» | 12 | 870 | | |
Платье для малышек с короткими рукавами «Мяу» | 15 | 720 | | |
Сарафан для девочек с расцветкой | 14 | 890 | | |
Итого: | | | | |
Задача 2.
В ассортименте фирменного обувного магазина имеется 8 видов обуви: сапоги, слипоны, туфли, кроссовки, ботинки, ботильоны, резиновая обувь, домашняя обувь 13 видов, представленных в каталоге предприятия-изготовителя (т.е. отсутствуют балетки, босоножки, мокасины, сабо, сандалии). Определить коэффициент широты.
Задача 3. В ассортименте киоска «К чаю» 40 наименований продукции, 10 из них пользуются устойчивым спросом. Рассчитать коэффициент устойчивости.
Задача 4. В магазине «Детская одежда» ассортимент «Платья» в 1-м квартале был представлен 20 артикулами, во 2-м квартале появилось 6 новых артикулов и 2 артикула были сняты с реализации (устаревшие модели), в 3-м квартале в продажу поступило еще 4 артикула данного наименования. Определить показатели новизны и степени (коэффициенты) обновления ассортимента «Платья» во 2-м и 3-м кварталах. Сделайте выводы по совершенствованию ассортимента.
Задача 5. Определить полноту и степень обновления ассортимента магазина «Трикотаж», имеющего в продаже: майки – 7 артикулов, чулочно-носочные изделия – 15 артикулов, бельевой трикотаж – 10 артикулов; шапки – 3 фасона, перчатки – 2, если на оптовом предприятии выпускают по 15 фасонов каждого вида, из имеющихся по 2 новинки. Ваши действия по созданию рационального ассортимента к лету.
Задача 6. В ассортименте магазина кондитерских товаров в наличии имеется 55 наименований товаров, в том числе 35 видов конфет. 12 видов обладают способностью удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в магазине появилось 5 видов новых продуктов. Рассчитайте коэффициент рациональности и обновления ассортимента, если базовая широта – 100, базовая полнота 60. Весомость широты – 0,25, весомость полноты – 0,35, весомость устойчивости – 0,1.
Задание 2.
Собрать информацию об ассортименте и ценах на товары в торговой организации прохождения практики. Рассчитать структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении выбранного магазина по следующим данным и сделать вывод о структуре товарооборота.
Таблица 1.- Состав и структура товарооборота магазина «…»
Товарные группы | Количество | Цена, руб | Относительный показатель структуры %, в выражении |
натуральном | денежном |
1.Алкогольная продукция | | | | |
2.Бакалея | | | | |
3.Кондитерские изделия | | | | |
4.Чай, кофе | | | | |
5.Молочная продукция | | | | |
6.Мясо, п/ф, птица | | | | |
7.Фрукты, овощи, сухофрукты | | | | |
8.Хлебная продукция | | | | |
9.Макаронные изделия | | | | |
10.Консервы | | | | |
11.Соки, воды | | | | |
12.Мороженное | | | | |
13.Рыбные товары | | | | |
14.Яйцо | | | | |
15.Заморозка овощи морепродукты | | | | |
16.Пиво, чипсы | | | | |
17.Табачные изделия | | | | |
Всего: | | | | |
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2.
Задача 1. Рассчитать структуру ассортимента детских игрушек. Сделать выводы по данной структуре.
Наименование товара | Кол-во платьев | Цена платья, руб. | Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении |
натуральном | денежном |
Конструктор «Лего» | 10 | 2590 | | |
Робот «Железный человек» | 4 | 1300 | | |
Машина на радиоуправлении | 3 | 4990 | | |
Железная дорога | 2 | 5990 | | |
Машины (в ассортименте) | 25 | 690 | | |
Мягкие игрушки (в ассортименте) | 15 | 490 | | |
Итого: | | | | |
Задача 2. В отделе колбасы продуктового магазина представлен следующий ассортимент: вареные колбасы, сосиски и сардельки, варено-копченые колбасы, полукопченые колбасы, сырокопченая колбаса, сыровяленые колбасы, мысные деликатесы. В каталоге колбасы стоят следующие позиции: вареные колбасы, сосиски и сардельки, варено-копченые колбасы, полукопченые колбасы, сырокопченая колбаса, сыровяленые колбасы, мясные деликатесы, холодец. Определить действительную широту, базовую широту. Рассчитать коэффициент широты.
Задача 3. Оценить устойчивость ассортимента сыров в магазине.
В ассортименте магазина «Сыромания» ассортимент сыров представлен 16-ю наименованиями твердых сыров. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять поступает по импорту. Устойчивым спросом у населения пользуются пять наименований сыра (Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор).
Задача 4.
Рассчитайте коэффициент обновления ассортимента мужских летних сорочек в двух магазинах по следующим данным:
Магазин 1: в продаже в течение месяца было 20 артикулов, 3 из них поступили впервые взамен снятых с поставок устаревших моделей.
Магазин 2: в продаже было 33 артикула, 5 из них поступили впервые взамен снятых с поставок устаревших моделей.
Устойчивым спросом в обоих магазинах пользовались 6 артикулов сорочек.
Проанализируйте полученные данные. Дайте предложения по совершенствованию ассортимента этих двух магазинов-конкурентов.
Задача 5. Определить полноту и степень обновления ассортимента магазина «Мир обуви», имеющего в продаже: кроссовки – 7 фасонов, сапоги женские – 9 фасонов, ботинки – 5 фасонов, туфли – 3, полуботинки – 4, сандалии – 3, если на оптовом предприятии выпускают по 10 фасонов каждого вида, из имеющихся по 3 новинки. Ваши действия по созданию рационального ассортимента к лету.
Задача 6. В ассортименте магазина молочных товаров в наличии имеется 40 наименований товаров, в том числе 10 видов молока. 6 видов обладают способностью удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в магазине появилось 7 видов новых продуктов. Рассчитайте коэффициент рациональности и обновления ассортимента, если базовая широта – 65, базовая полнота 14. Весомость широты – 0,25, весомость полноты – 0,35, весомость устойчивости – 0,1.
Задание 2.
Собрать информацию об ассортименте и ценах на товары в торговой организации прохождения практики. Рассчитать структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении выбранного магазина по следующим данным и сделать вывод о структуре товарооборота.
Таблица 1.- Состав и структура товарооборота магазина «…»
Товарные группы | Количество | Цена, руб | Относительный показатель структуры %, в выражении |
натуральном | денежном |
1.Алкогольная продукция | | | | |
2.Бакалея | | | | |
3.Кондитерские изделия | | | | |
4.Чай, кофе | | | | |
5.Молочная продукция | | | | |
6.Мясо, п/ф, птица | | | | |
7.Фрукты, овощи, сухофрукты | | | | |
8.Хлебная продукция | | | | |
9.Макаронные изделия | | | | |
10.Консервы | | | | |
11.Соки, воды | | | | |
12.Мороженное | | | | |
13.Рыбные товары | | | | |
14.Яйцо | | | | |
15.Заморозка овощи морепродукты | | | | |
16.Пиво, чипсы | | | | |
17.Табачные изделия | | | | |
Всего: | | | | |
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Контрольные вопросы:
Дайте определение термину «ассортимент товаров»
В чем заключается различие между сложным и укрупненным ассортиментом?
Какие явления обусловливают необходимость обновления ассортимента?
Как вы представляете себе ассортиментную конкуренцию производственных предприятий? Каково ее влияние на торговый ассортимент?
Какие показатели ассортимента определяются в процессе его анализа? Зачем проводится анализ ассортимента?
Какой ассортимент называю рациональным?
Что понимают под управлением ассортиментом товаров? Какова цель управления?
Какие основные направления по формированию ассортимента вы знаете?
Каким требованиям должен отвечать рациональный ассортимент товаров?