СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные по дисциплине Электротехника для группы 1А

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы по Электротехники для 1 курса по профессии Автомеханик.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные по дисциплине Электротехника для группы 1А»

Лабораторная работа №1


Тема: Измерение электроемкости конденсатора.


Цель работы: 1. Изучить методы измерения емкости конденсатора.

2. Проверить экспериментальные данные расчетным путем.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Набор конденсаторов (0,2; 0,5; 1,0 мкФ).

2. Мультиметр или микроамперметр на 100 мкА.

3. Источник электропитания 4 В постоянного тока.

4. Переключатель однополосной.

5. Комплект соединительных проводов.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Объект и средства испытания.

Если заряжать конденсатор постоянной емкости от одного и того же источника постоянного напряжения, а затем разряжать его через микроамперметр, то стрелка микроамперметра всякий раз будет отклоняться по шкале на одно и тоже число делений. При конденсаторах другой емкости отклонение стрелки микроамперметра будет иным. Имея конденсатор известной емкости, можно на опыте убедиться, что емкость конденсатора C прямо пропорциональна числу делений n, на которое отклоняется стрелка микроамперметра и коэффициенту пропорциональности:

Отсюда легко определить коэффициент пропорциональности:

выражающий собой электроемкость, соответствующую одному делению, зная коэффициент, можно по отклонению стрелки микроамперметра определить емкость любого другого конденсатора.


Порядок выполнения работы.

1. Подготовить в тетради таблицу №1 для записи результатов измерений и вычислений.

Таблица №1

п/п

Емкость конденсатора C, мкФ

Число делений по шкале n

Коэффициент пропорциональности k, мкФ

Среднее значение коэффициента пропорциональности , мкФ

1





2





2. Составить электрическую цепь по схеме.

3. Зарядить конденсатор. Для этого соединить его на короткое время с источником тока (положение I). Затем, наблюдая за микроамперметром, быстро переключить конденсатор на микроамперметр (положение II) и заметить максимальное отклонение стрелки с точностью 0,1. Опыт проделать несколько раз и вычислить коэффициент пропорциональности k.

4. Выполнить опыт с конденсатором другой емкости и по полученным данным вычислить среднее значение . Результаты измерений и вычислений занести в таблицу №1.

5. Включить в электрическую цепь два конденсатора известной емкости сначала параллельно, а затем последовательно и определить на сколько делений n отклоняется стрелка измерительного прибора в этом случае. Зная коэффициент k, вычислить C. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу №2.


Таблица №2

п/п

Вид соединения конденсаторов

, мкФ

, мкФ

Число делений по шкале n

, мкФ

, мкФ

Через

Стандартный расчет

1.








2.









6. Вычислить по стандартным формулам () общую емкость конденсаторов при параллельном и последовательном соединении и сравнить результаты схем, которые были получены на опыте.


Контрольные вопросы:

1. Что такое конденсатор?

2. Устройство простейшего конденсатора.

3. Чем отличается конденсатор от источника электрического тока?

Лабораторная работа №2


Тема: Расчет конденсаторов при их смешанном соединении.


Цель работы: 1. Научиться производить расчет смешанного соединения конденсаторов.

2. Научиться подбирать конденсаторы под заданную емкость.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Набор конденсаторов.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Объект и средства испытания.

Смешанное соединение конденсаторов применяют тогда, когда необходимо увеличить емкость и рабочее напряжение конденсаторов.

Общая емкость двух параллельно соединенных конденсаторов определяется по формуле:

Если параллельно включены m одинаковых конденсаторов емкостью каждый, то общая емкость этих конденсаторов:

Емкость двух последовательно включенных конденсаторов:

Если последовательно включены n одинаковых конденсаторов емкостью каждый, то общая емкость этих конденсаторов:

Для того чтобы напряжение на каждом конденсаторе не превышало его рабочего Uраб, есть возможность соединить несколько конденсаторов последовательно, так как при последовательном соединении

то количество последовательно соединенных конденсаторов можно определить по формуле:




Порядок выполнения работы.

Задание 1. Вычислить общую емкость цепи конденсаторов изображенной на рисунке.



Емкости конденсаторов представлены в таблице №1.

Таблица №1

варианта

, мкФ

, мкФ

, мкФ

, мкФ

, мкФ

1

2

1

2

6

4

2

3

2

4

1

6

3

6

3

1

2

4

4

1

4

6

2

3

5

4

6

3

1

2


В отчете записать все расчеты.


Задание 2. Определить какое количество конденсаторов одинаковой емкости, и в какой последовательности их соединить, чтобы получить заданную общую емкость. Собрать полученную схему соединения конденсаторов. Все необходимые данные для расчетов предоставлены в таблице №2.

Таблица №2

варианта

Необходимая емкость C, мкФ

Емкость конденсатора C', мкФ

Напряжение цепи U, В

Рабочее напряжение конденсатора Uраб, В

1

18

8

380

100

2

20

12

140

50

3

21

12

380

100

4

18

16

380

50

5

14

6

140

50


Контрольные вопросы:

1. От чего и как зависит емкость плоского конденсатора?

2. Назовите пример практического применения конденсатора.



Лабораторная работа №3


Тема: Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.


Цель работы: 1. Изучить основные характеристики измерительных приборов (цена деления, номинальная величина, погрешности измерения).

2. Изучить методы измерений тока, напряжения, мощности и сопротивления с помощью измерительных приборов.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Амперметр (от 0 до 2А).

2. Мультиметр в режиме вольтметра и омметра.

3. Реостат

4. Источник электропитания 4 В постоянного тока.

5. Переключатель однополосной.

6. Комплект соединительных проводов.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Порядок выполнения работы.

1. Собрать ЭЦ по схеме. В качестве нагрузки использовать резистор R1.


2. Поочередно установить ручку реостата в трех разных положениях (в каждом положении ручки реостата при отключенной цепи снять показания сопротивления мультиметром в режиме «омметр»). Снять показания амперметра и вольтметра. Данные измерений занести в таблицу №1.


3. Рассчитать мощность цепи и сопротивление реостата из полученных показаний амперметра и вольтметра. Полученные данные занести в таблицу №1.


4. Заполнить таблицу №2, занеся в неё основные характеристики используемых измерительных приборов.





Таблицу №1

п/п

Измеренные значения

Вычисленные значения

U, B

I, A

R, Ом

Р, Вт

R, Ом

1






2






3







Таблица №2

Прибор

Род тока

Класс точности

Цена деления

Номинальная величина

















Контрольные вопросы:

1. Назначение измерительных приборов.

2. Что такое абсолютная погрешность?

3. Что такое относительная погрешность?

4. Что такое приведённая погрешность?



Лабораторная работа №4


Тема: Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приемников электрической энергии.


Цель работы: 1. Изучить методы измерения тока, напряжения, мощности и сопротивления в электрических цепях постоянного тока с последовательным соединением резисторов.

2. Проверить экспериментальным и расчетным путем закон Ома, 2-е правило Кирхгофа и закон сохранения энергии (баланс мощностей).

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Источник электропитания 4 В постоянного тока.

2. Мультиметр в режиме амперметра, вольтметра и омметра.

3. 4 резистора.

4. Комплект соединительных проводов.

5. Амперметр.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Порядок выполнения работы.

1. Собрать ЭЦ по схеме показанной на рисунке.

2. В обесточенной цепи установить промежуточные значения сопротивления резисторов. Измерить сопротивление каждого резистора ЭЦ с помощью омметра (мультиметр в режиме «Омметр» в диапазоне 200 Ом). Данные измерений занести в таблицу №1.

3. С помощью проводников со штекерами соединить точки d и d1. Измерить сопротивление ЭЦ между точками a и b, результат занести в таблицу №1.

4. Собрать ЭЦ по схеме, установив вместо перемычки d – d1 миллиамперметр постоянного тока. После проверки схемы преподавателем подать в ЭЦ постоянное напряжение Uab в пределах 10…20В и занести это значение в таблицу №1.

5. Не изменяя сопротивление резисторов и напряжения питания Uab, измерить падение напряжения на каждом элементе ЭЦ. Результаты занести в таблицу №1.

6. Занести в таблицу №1 значение тока в ЭЦ.

7. Вычислить мощность, потребляемую каждым элементом ЭЦ и всей цепью (Pab). Результаты занести в таблицу №1.

Таблица №1

Параметр

Участок ЭЦ

R1

R2

R3

R4

a - b

R, Ом






U, B






I, мА






Р, Вт







Контрольные вопросы:

1. Какой ток называется постоянным?

2. Какими параметрами определяется сопротивление проводника?

3. Что называется электрической цепью?



Лабораторная работа №5


Тема: Измерение потери напряжения в проводах.


Цель работы: 1. Научиться пользоваться законом Ома.

2. Научится определять материал по удельному сопротивлению.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Источник электрической энергии постоянного тока =30 В.

2. Мультиметр.

3. Комплект соединительных проводов.

4. Реостат.

5. Образцы проводников ⌀ 1 мм – 3 шт. .

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Порядок выполнения работы.

1. Определить размещение приборов на столе.

2. Собрать электрическую схему, представленную на рисунке и предъявить ее для проверки преподавателю. Особо обратить внимание на то чтобы реостат R перед началом опыта был в положении максимального сопротивления.

3. При отключенном ключе S, включить выключатель питания цепи постоянного тока. Установить с помощью реостата заданное преподавателем напряжение такое, чтобы ток цепи не превышал 1 А при R ≥ 15 Ом.

4. Измерить ток цепи и падение напряжения на участке провода . Записать в таблицу №1. Измерение тока и напряжения сделать для 3х значений .

5. По измеренным данным определить, согласно закону Ома, сопротивления проводов.

6. По полученным данным определить удельное сопротивление каждого провода и по его значению определить материал.




Таблица №1

п/п

Измеренные

Вычисленные

Определить

U

I

l

S

ρ

γ

R

Материал провода

В

А

м

мм2

Ом

1









2









3










Таблица №2

Материал

Плотность

Удельная проводимость

Удельное сопротивление

ТКС*

×103 кг/м3

×106 см/м

×10-6 см·м

ºC-1

Алюминий

2,7

34

0,029

0,004

Константан

8,8

2

0,40…0,51

0,00005

Медь

8,9

57

0,0175

0,004

Манганин

8,14

2,4

0,42

0,000015

Нихром

8,2

0,9

1,1

0,0003

Сталь

7,85

10,5

0,1…0,2

0,005

Фехраль

7,6

0,83

1,2

0,0002


Расчетные формулы:

* ТКС – температурный коэффициент сопротивления (приращение R на 1ºC).


Контрольные вопросы:

1. От чего зависит сопротивление проводника?

2. Как сопротивление проводников связано с заземлением электротехнических устройств?

3. Почему с повышением температуры проводника увеличивается его сопротивление?



Лабораторная работа №6


Тема: Измерение силы Ампера и индукции магнитного поля.


Цель работы: 1. Уметь применять закон Ампера и определять индукцию магнитного поля.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Источник постоянного тока 4 В.

2. Штатив.

3. Постоянный подковообразный магнит.

4. Комплект соединительных проводов.

5. Медный стержень.

6. Амперметр.

7. Линейка.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Объект и средства испытания.

Для проведения лабораторной работы используется метод наблюдения силы Ампера с помощью «качелей». «Качели» состоят из толстой медной проволоки, к которой с двух сторон припаяны два тонких проводника в эмалевой изоляции. «Качели» подвешивают на изолирующем стержне, закрепленном на штативе. Медный провод «качелей» помещают между полосами подковообразного магнита.

При пропускании медный провод под действием силы Ампера отклоняется на расстояние. В положении равновесия силы, действующие на проводник, скомпенсированы:

где: - сила тяжести, действующая на медный провод;

- сила Ампера;

- сила натяжения подвеса.

Из рисунка видно, что для малых углов 𝜑 из подобия треугольников КДМ и ВСД имеем:

Отсюда:

Измерив силу Ампера , можно вычислить величину индукции магнитного поля по формуле:


Порядок выполнения работы.

1. Собрать схему, изображенную на рисунке. Измерить длину подвеса и - длину части медного провода, находящегося в магнитном поле (принять ее равной ширине магнита).

2. Включить источник постоянного тока, предварительно установив рукоятку регулятора на нуль. Установить силу тока и определить по линейке, насколько отклонился от первоначального положения медный провод «качелей» в магнитном поле.

3. Вычислить силу Ампера.

4. Вычислить индукцию магнитного поля.

5. Повторить опыт при двух других значениях силы тока.

6. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу №1.

Таблица №1

п/п

Длина

проводника l,(м)

Смещение х, (м)

Сила тока I, (А)

Сила

Ампера Fа,тта(Н)

Индукция

магнитного поля

В, (Тл)

1






2






3







Контрольные вопросы:

1. Что может являться источником магнитного поля? Чем создается магнитное поле в данной работе?

2. Дайте определение индукции магнитного поля и единицы измерения индукции магнитного поля в СИ.

Лабораторная работа №7


Тема: Последовательное соединение катушки индуктивности и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах.


Цель работы: 1. Выявить влияние активного сопротивления и индуктив­ности катушки, а также емкости конденсатора на значения тока в электрической цепи (ЭЦ), напряжения на ее элементах и мощ­ности.

2. Изучить явление резонанса напряжений.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Лабораторный стенд «Уралочка».

2. Мультиметр.

3. Комплект соединительных проводов.

4. Реостат.

5. Катушка индуктивности.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Объект и средства испытаний.

Объектом испытаний является ЭЦ, содержащая конденсатор емкостью С и катушку индуктивности, характеризуемую актив­ным сопротивлением RK и индуктивностью LK. ЭЦ питается сину­соидальным напряжением промышленной частоты 50 Гц.

В качестве катушки индуктивности используется дроссель с ак­тивным сопротивлением 15 Ом и индуктивностью 0,65 Гн. Ем­кость конденсатора может изменяться от 1 до 29 мкФ.

Все элементы смонтированы на блоке № 4 стендовой панели и могут быть включены в цепь с помо­щью контактных гнезд и проводов со штекерами. Изменение ем­кости конденсатора С осуществляется с помощью переключателя П1, состоящего из семи кнопок. Нажатие n-й кнопки (n может изменяться от 1 до 7) подключает параллельно к уже имеющимся конденсаторам общей емкостью С, + С2+ ... + С„_, конденсатор емкостью С„, соответствующей данной кнопке.

Схема ЭЦ с включенными в нее измерительными приборами приведена на рисунке. В качестве измерительных приборов в работе используются:

-миллиамперметр переменного тока для измерения полного тока ЭЦ;

-ваттметр для измерения потребляемой ЭЦ активной мощно­сти;

-вольтметр переменного тока для измерения напряжения пита­ния и напряжений на элементах ЭЦ.

Порядок выполнения работы.

  1. Собрать ЭЦ в соответствии с рисунком. С помощью переключателя пределов установить наибольшую номинальную величину измерительных приборов. Все конденсаторы должны быть отключены (кнопки отжаты).

  2. После проверки схемы преподавателем подать питание.

  3. Постепенно увеличивая емкость переключателем П1, уста­новить такое ее значение, при котором ток в цепи будет наиболь­шим (режим резонанса напряжений). Занести значение емкости Срез и показания всех приборов в соответствующие графы таблицы №1. Из­меняя значение емкости от Срез в большую и меньшую стороны, снять показания всех приборов еще для шести значений емкости. Данные занести в таблицу №1.

  4. Отключить питание ЭЦ, переключатель П1 установить в исходное положение.

  5. Занести в таблицу №2 основные характеристики измеритель­ных приборов, используемых в лабораторной работе.

Таблица №1

С, мкФ

U, в.

I, мА

Uк, в

Uс, в

Р, Вт





-














Срез =

























Контрольные вопросы:

  1. Что понимается под резонансом напряжений?

  2. Какие элементы и параметры ЭЦ оказывают влияние на резонанс напряжений?

  3. Укажите связь между полным, активным и реактивным сопротив­лениями.



Лабораторная работа №8


Тема: Трехфазная цепь при активной нагрузке однофазных приемников соединенных «треугольником».


Цель работы: 1. Изучить методы расчета снятия характеристик в трехфазной цепи.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование:

1. Лабораторный стенд «Уралочка».

2. Мультиметр.

3. Комплект соединительных проводов.

4. Магазин сопротивлений.

Литература: 1. Учебник В.М. Прошин «Электротехника» М. «Академия», 2012г. . – 288 с.

2. Учебное пособие. В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М. «Академия», 2009г. -188с.


Порядок выполнения работы.

  1. Определить размещение приборов на столе.

  2. Собрать электрическую схему согласно рисунку.

  3. Определить цену деления приборов, установить на магазинах сопротивлений заданные параметры Z согласно таблице №1.

  4. Предъявить собранную электрическую схему для проверки преподавателю.

  5. Включить выключатель S пит переменного тока, снять показания приборов IА, IВ, IС, IАВ, IВС, IСА. Измерить переносным вольтметром напряжение генератора UАВ, UВС, UСА. (освободив один из приборов) для четырех опытов, результаты измерений записать в таблицу №1.


Примечание:

а) первый опыт - нагрузка симметричная ZАВ ZВС, ZСА,

б) второй опыт - нагрузка несимметричная ZАВ ZВС, ZСА,;

в) третий опыт - обрыв одного из фазных проводов ZАВ ZВС, ZСА, = ω бесконечн.

г) четвертый опыт- нагрузка симметричная ZАВ = ZВС = ZСА (обрыв одного из линейных проводов).

  1. Для всех опытов построить в масштабе векторные диаграммы токов и напряжений.

Амперметр (0-2) А

Вольтметр (0-100) В


п/п

Нагрузка

Измерить

Вычислить

Uae

Ubc

Uca

Iав

Iвс

Ic

Рав

Рвс

Рса

Р

В

В

В

А

А

А

А

А

А

Вт

Вт

Вт

1.

Zав=

Zвс=

Zca=














2.

Zав=

Zвс=

Zca=














3.

Zав=

Zвс=

Zca=














4.

Zав=

Zвс=

Zca=















Контрольные вопросы:

1.Какое соединение трехфазной цепи называют соединением в «треугольник»?

2.Чему равно отношение при соединении в треугольнике линейных и фазных напряжений, линейных и фазных токов?

3.Как определяется линейный ток при симметричной и несимметричной нагрузке?




Лабораторная работа №9


Тема: однофазный трансформатор.


Цель работы: 1. Ознакомиться с устройством, характеристиками и принципом работы однофазного трансформатора.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование:

1. Источник электрической энергии переменного тока ~50 В.

2. Мультиметр.

3. Комплект соединительных проводов.

4. Амперметр.

5. Вольтметр.

6. Трансформатор однофазный на 220/12 В.

7. Реостат.

Литература: 1. Учебник М.В. Немцов, М.Л. Немцова «Электротехника и электроника» М.,2007г. . – 336 с.

2. Учебное пособие. Федеральный комплект учебников В.М.Прошин «Лабораторно-практические работы по электротехнике». М... «Академия»,2009г. -188с.


Порядок выполнения работы.

1. Ознакомиться с устройством трансформатора, выписать его паспортные данные: d1; d2; n1; n2; u1; u2; k; n3; d3.

2. Собрать схему согласно рисунку и после проверки преподавателем включить прибор для проведения опыта холостого хода трансформатора.


3. Установить потенциометром первичное напряжение U1 = 50 В, измерить U2 и определить коэффициент трансформации:

4. Изменяя U1 потенциометром в пределах 10-50 В измерить ток I1, вычислить P.

5. Все результаты измерений и вычислений занести в таблицу №1.







Таблица №1

п/п

Uвх, В

U1, В

I1, А

P, Вт

U2, В

k

1







2







3







4









Контрольные вопросы:

1. Что называется трансформатором?

2. Что называется коэффициентом трансформации? Как его определить?

3. От чего зависит КПД трансформатора?




27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!