СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для обучающихся 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 1 Фенологические наблюдения»


Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»


Цель: научиться проводить наблюдения за погодой, находить нужную информацию о погоде и фиксировать данные о погоде в таблице.

Оборудование: термометр, учебник, атлас, карандаш, интернет-ресурсы или радио (телевизор) для получения информации о погоде.

Задачи: научиться измерять температуру воздуха, правильно записывать атмосферное давление; стрелками и условными знаками обозначать направление ветра. Научиться вести наблюдения за состоянием атмосферы: облачностью, осадками, особыми явлениями в атмосфере и фиксировать результаты этих измерений и наблюдений в дневнике погоды.

Ход работы:

Проведите наблюдения за погодой в течение 20 дней в сентябре, регулярно фиксируя их в дневнике погоды.


  • Попроси родителей, чтобы они прикрепили на улице (балконе, лоджии) термометр в тени. С помощью термометра измерь температуру воздуха. Проводи измерения 2 раза в сутки (когда уходишь в школу около 8 часов утра, и в 20.00 вечера), каждый день в одно и то же время. Результаты записывай в соответствующую графу дневника погоды.

  • С помощью дополнительных источников информации узнавай атмосферное давление 1 раз в сутки примерно в одно и то же время. Заноси данные в дневник погоды.

  • С помощью дополнительных источников информации или флюгера определи направление ветра. Записывай его буквами (например СВ – северо-восточный) и стрелками:

Данные о направлении ветра фиксируй в дневнике погоды.

  • Наблюдения за облачностью, осадками и другими погодными явлениями проводи методом визуального наблюдения. Фиксируй их в дневнике погоды ежедневно условными знаками.

Из каких источников можно получать данные о состоянии погоды за день? ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 2 Ведение дневнрка наблюдений»


Лабораторная работа №2 «Ведение дневника наблюдений»

Зарисуй в тетради:

Дневник наблюдений за погодой

в сентябре 20__ года в селе ________________________


Число,

месяц

Температура

ºС

Направление

ветра

Атмосферное

давление,

мм рт.ст.

Облачность

Осадки

Явления

погоды

Состояние луны

08.00

20.00




































































































У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :

ОБЛАЧНОСТЬ

ОСАДКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ

СОСТОЯНИЕ ЛУНЫ








Снег *

Туман ≡

Дождь ::

Град ∆

Роса Ω

Иней ˽




Гололед ~

Гроза Ϟ

Радуга ∩



Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 3,4 Увеличительные приборы»

Лабораторная работа №3 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Лабораторная работа №4 «Рассматривание клеток с помощью лупы».

Цель: изучение устройства лупы и светового микроскопа, ознакомление с правилами работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Ход работы.



  1. Изучите строение ручной лупы и светового микроскопа (учебник, §1)

  2. Ознакомьтесь с многообразием видов увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

  3. Выясните, как подготовить микроскоп к работе и определить степень увеличения.

  4. Основные части микроскопа:

объектив -

штатив -

винты -

окуляр -

зеркало –

тубус –

предметный столик –

И спользуя лупу, рассмотрите и зарисуйте клетки томата.


Вывод: Увеличительные приборы - _________________________________________ позволяют рассмотреть клетки организма. ___________________ увеличивает в _____ раз (окуляр - _______, объективы - ____________________).



ЗАДАНИЕ. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.




Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №5 Приготовление препаратов»

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №8 Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Лабораторная работа №8 «Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Цель: изучить строение зелёных водорослей.

Оборудование: учебник, карандаши.

Ход работы:

1. Рассмотрите изображение одноклеточного представителя отдела Зелёные водоросли. Используя текст учебника (§12, рис.35), укажите, клетка, какой водоросли изображена на рисунке. Обозначьте основные элементы её строения (2-5):


1. Сократительные вакуоли__________


2. ____________________________________


3. ____________________________________


4. ____________________________________


5. ____________________________________


6. Оболочка_______________________


_______________________________


2. Рассмотрите изображение многоклеточного представителя отдела Зелёные водоросли. Используя текст учебника (§12, рис.37), укажите, клетка, какой водоросли изображена на рисунке. Обозначьте основные элементы её строения (1-3):

1. ___________________________


2. _______________________________


3. _______________________________





__________________________________________


Вывод: _____________________ и _______________________ являются представителями отдела _____________________ водоросли. Для них характерно наличие в клетках хроматофора, имеющего зелёный цвет и осуществляющего фотосинтез. В отличие от хламидомонады, спирогира имеет многоклеточное строение.

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????? ?10 л???????? ???????? ????????????? ???????????╗»

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????? ?11 л???????? ???????? ????? ?????????? ? ??????????? ????????╗»

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????? ?12 л???? ??????, ?????????? ? ?????????? ???????? ???????╗ - ? ?»

Лабораторная работа №12

«Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

Цель: изучить виды корней, корневые системы.

Оборудование: фиксированные корни пшеницы, фасоли; раздаточный материал - гербарий корневых систем.

  1. Ход работы:

  1. Рассмотрите внешний вид корня, укажите на рисунке виды корней:



1 – ___________________ корень

2 – ___________________ корни

3 – ___________________ корни
















  1. Рассмотреть гербарий предложенных растений. Определить типы их корневых систем.


1 – _______________________ корневая система

2 – _______________________ корневая система

4 – корень













Сделайте вывод:

1) какое строение имеет корень? ____________________________________

_______________________________________________________________

2) виды корневых систем? __________________________________________

3) чем отличаются между собой типы корневых систем? ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????? ?13 л???????? ?????????????? ??????? (?????????, ???????, ????????)╗ - ? ?»

Лабораторная работа №13

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Ход работы:

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков? Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня, подпишите его части.

1 – ___________________________

2 – ___________________________

3 – клубень картофеля

4 – ___________________________

5 – ___________________________

6 – ___________________________

7 – ___________________________

8 – ___________________________

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите её части.

1 – ______________________

_________________________

2 – ______________________

3 – ______________________

4 – ______________________

_________________________

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему? Зарисуйте фрагмент корневища и подпишите его части.


1 – ___________________________

______________________________

2 – ___________________________

______________________________

Вывод: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №13

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Ход работы:

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков? Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня, подпишите его части.

1 – столоны

2 – (новые) клубни

3 – клубень картофеля

4 – глазок

5 – росток

6 – луб

7 – древесина

8 – сердцевина

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите её части.


1 – видоизменённые листья

2 – почки

3 – донце

4 – придаточные корни

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему? Зарисуйте фрагмент корневища.


1 – надземные листья

2 – придаточные корни

Вывод: мы изучили строение и выявили общие признаки видоизмененных побегов.

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????? ? 18 л????????? ????????? ????????? ?? ???????? ???????? ????????╗ - ? ?»

Лабораторная работа №18

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»


Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, редьки посевной, пастушьей сумки, коллекции плодов.


Ход работы:

Рассмотрите гербарные экземпляры растений, определите основные признаки.

Укажите признаки растения Редька дикая (подчеркните нужное):

  1. Определите тип корневой системы (стержневая/мочковатая).

  2. Рассмотрите побег. Лист (простой/сложный).

Тип жилкования листа (перистое/пальчатое/параллельное/дуговое).

Листорасположение (очерёдное/супротивное/мутовчатое/розеточное).

Вид стебля (травянистый/ деревянистый).

Характер роста стебля (прямостоячий/стелющийся/цепляющийся/ вьющийся/ползучий).

  1. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия –______________________________________.

  2. Запишите формулу цветка –______________________________________.

  3. Изучите строение и определите тип плода –________________________.

  4. Сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные (строение цветка, соцветия, плода). Семейства определяют на основании признака/совокупности признаков (нужное подчеркните)._________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №18

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»


Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, редьки посевной, пастушьей сумки, коллекции плодов.


Ход работы:

Рассмотрите гербарные экземпляры растений, определите основные признаки.

Укажите признаки растения Редька дикая (подчеркните нужное):

  1. Определите тип корневой системы (стержневая/мочковатая).

  2. Рассмотрите побег. Лист (простой/сложный).

Тип жилкования листа (перистое/пальчатое/параллельное/дуговое).

Листорасположение (очерёдное/супротивное/мутовчатое/розеточное).

Вид стебля (травянистый/ деревянистый).

Характер роста стебля (прямостоячий/вьющийся/ползучий/стелющийся/

цепляющийся).

  1. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия –______________________________________.

  2. Запишите формулу цветка –______________________________________.

  3. Изучите строение и определите тип плода –________________________.

  4. Сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные (строение цветка, соцветия, плода). Семейства определяют на основании признака/совокупности признаков (нужное подчеркните)._________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №18

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»


Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, редьки посевной, пастушьей сумки, коллекции плодов.


Ход работы:

Рассмотрите гербарные экземпляры растений, определите основные признаки.

Укажите признаки растения Редька дикая (подчеркните нужное):

  1. Определите тип корневой системы (стержневая/мочковатая).

  2. Рассмотрите побег. Лист (простой/сложный).

Тип жилкования листа (перистое/пальчатое/параллельное/дуговое).

Листорасположение (очерёдное/супротивное/мутовчатое/розеточное).

Вид стебля (травянистый/ деревянистый).

Характер роста стебля (прямостоячий/стелющийся/цепляющийся/ вьющийся/ползучий).

  1. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия кисть.

  2. Запишите формулу цветка 4Л4Т4+2П1.

  3. Изучите строение и определите тип плода стручок.

  4. Сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные (строение цветка, соцветия, плода). Семейства определяют на основании признака/совокупности признаков (нужное подчеркните). Важнейшими из них являются особенности строения цветка и плода. Для растений семейства крестоцветные характерны цветки одинакового строения, с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком. Формула цветка – *Ч4Л4Т4+2П1. Соцветие – кисть. Плоды – стручки или стручочки, т.е. короткие стручки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя