ТЕМА: ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лабораторная работа№1
«Строение плесневого гриба мукора»
Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.
Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа
Ход работы
-
Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.
-
Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
-
Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
-
Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?
-
З
арисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Лабораторная работа№2
«Строение дрожжей»
Цель: дрожжи, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Оборудование: Изучить особенности строения дрожжей.
Ход работы
-
На предметное стекло нанесите каплю воды. В нее, пользуясь препаровальной иглой, поместите маленький кусочек дрожжей и все тщательно перемешайте. Накройте препарат покровным стеклом.
-
Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз. Какой вид имеют дрожжевые клетки? Зарисуйте и подпишите их.
ТЕМА: КЛАСС БАЗИДИОМИЦЕТЫ. НЕСОВЕРШЕННЫЕ ГРИБЫ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ.
Лабораторная работа№3
«Строение шляпочных грибов»
Цель: Изучить строение пластинчатых и трубчатых грибов.
Оборудование: Препаровальный нож, лупа, трубчатые и пластинчатые грибы.
Ход работы
-
Рассмотрите плодовое тело трубчатого гриба. Отделите пенек от шляпки.
-
Препаровальным ножом разрежьте пенек вдоль и с помощью лупы рассмотрите плотно прилегающие друг к другу гифы, составляющие плодовое тело гриба.
-
Рассмотрите нижнюю поверхность шляпки с помощью лупы. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры.
-
Рассмотрите плодовое тело пластинчатого гриба.
-
В чем сходство и различие пластинчатых и трубчатых грибов?
-
З
арисуйте строение грибов.
ТЕМА: ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОРОСЛЕЙ
Лабораторная работа №4
Строение одноклеточных водорослей.
Цель: Изучить строение одноклеточных водорослей.
Оборудование: Микроскоп, стаканы с живыми растениями хламидомонады и хлореллы,
Ход работы
-
На предметное стекло нанесите из стакана каплю воды с водорослями, приготовьте препарат и рассмотрите под лупой.
-
Накройте каплю покровным стеклом, удалите фильтровальной бумагой лишнюю воду и рассмотрите водоросли под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет хламидомонады. Найдите в клетке хроматофор, ядро, цитоплазму, оболочку. Зарисуйте и надпишите все детали строения.
-
Приготовьте препарат хлореллы. Изучите под микроскопом и сравните с хламидомонадой. Зарисуйте и подпишите основные части клетки.
-
Сделайте выводы: что у них общего и чем отличаются.
ТЕМА: МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, РОЛЬ В ПРИРОДЕ,
ПРАТКИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Лабораторная работа№5
«Строение спирогиры»
Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.
Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.
Ход работы
-
Р
ассмотрите многоклеточную водоросль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.
-
Рассмотрите микропрепарат «Спирогира»
-
Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клетку и надпишите детали клетки.
ТЕМА: ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Лабораторная работа№6
«Строение кукушкина льна».
Цель: Изучить строение мха.
Оборудование: Гербарий, лупа.
Ход работы
1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).
2
.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте растение и его части.
3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.
4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.
Лабораторная работа№7
«Строение сфагнума».
Цель: Изучить строение мха, особенности жизнедеятельности.
Оборудование: Гербарий, лупа, микроскоп, покровные и предметные стекла.
Ход работы
1
.Рассмотрите и опишите внешний вид мха. Сделайте его рисунок, подпишите основные органы.
2.Рассмотрите листья мха: все ли они одинаковые, где и как располагаются?
3.Приготовьте препарат листа сфагнума и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Найдите хлорофиллоносные и водоносные клетки.
ТЕМА: ОТДЕЛ ХВОЩЕВИДНЫЕ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
РОЛЬ В ПРИРОДЕ.
Лабораторная работа №8
«Строение хвоща»
Цель: Изучить особенности строения хвоща.
Оборудование: Гербарий, лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Ход работы
1
)Изучите весенний кремовато - красный побег хвоща. Найдите на нем спороносный колосок и рассмотрите под лупой.
Какие вегетативные органы имеет летний побег хвоща?
2)Найдите подземные побеги (корневище), надземный прямостоячий стебель и видоизмененные листья, узлы и междоузлия. Какую функцию у хвоща выполняют мутовки зеленых боковых побегов?
3)Изучите спороносный колосок, отделите щиток с ножкой, найдите под щитком спорангии, выделите споры, поместите на предметное стекло в каплю воды и рассмотрите под микроскопом. Какое строение имеет спора? Обратите внимание на спиральные ленты на споре.
4)Зарисуйте строение хвоща со всеми органами.
ТЕМА: ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Лабораторная работа№9
«Строение папоротника»
Цель: Изучить строение папоротника
Оборудование: Гербарий, лупа.
Ход работы
1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.
2) Сравните листья папоротника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.
3
) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусочков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в разрезе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.
ТЕМА: ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРОИСХОЖДЕНИЕ,
Лабораторная работа №11
«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»
Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои
Оборудование: Гербарий «голосеменные растения», микропрепараты, микроскоп
Ход работы
-
Р
ассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?
-
Рассмотрите внешнее строение по бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?
-
Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покрывающую хвоинку снаружи, устьица в углублениях. Подсчитайте количество устьиц.
-
Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?
«Строение мужских и женских семян, пыльцы и семян сосны»
Цель: Изучить строение шишек, пыльцы и семян голосеменных
Оборудование: Коллекция шишек, лупа, микроскоп, микропрепараты.
Ход работы
-
Рассмотрите мужские шишки сосны, они имеют желтую окраску.
-
Р
ассмотрите микропрепарат «Мужская шишка сосны» под микроскопом. Найдите пыльцу.
-
Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите располагающиеся по бокам пылинки воздушные пузырьки, которые позволяют ей держаться в воздухе. Рассмотрите их.
-
Р
ассмотрите внешний вид женской шишки первого года, они имеет красноватую окраску.
-
Рассмотрите зрелую шишку. Осторожно отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя, лежащее на ней.
-
Рассмотрите семя. Найдите крылышко, с помощью которого семя переносится ветром.
-
Зарисуйте в тетради семя и подпишите крылышко и само семя.
ТЕМА: РАЗМНОЖЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ,
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ.
Лабораторная работа №12
«Строение шиповника»
Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.
Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.
Ход работы.
-
Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?
-
Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.
-
Рассмотрите цветок шиповника. Какой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?
-
Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите
пестики, их тоже много.
-
Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.
-
Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?
-
Запишите характеристику шиповника по плану:
а) корневая система
б) стебель
в) жилкование и расположение листьев на стебле
г) строение цветка
д) строение плода
ТЕМА: КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ.
Лабораторная работа №13
«Строение пшеницы»
Цель: Изучить характерные особенности класса однодольные на примере пшеницы
Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож
Ход работы
1
.Рассмотрите корневую систему пшеницы. Чем она отличается от корневых систем класса двудольных растений?
2.Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте стебель пшеницы поперек в междоузлии и в узле и рассмотрите разрезы. Чем отличается стебель пшеницы от стеблей ранее изученных растений? Как называется стебель пшеницы'?
3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их. Рассмотрите основание листа -
влагалище. Какое оно имеет значение?
4.Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется?
5.Пинцетом выделите отдельный колосок. Рассмотрите его с помощью лупы. Найдите колосковые чешуи. Сколько их? Сколько цветков в колоске?
6.Выделите из колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите верхнюю и нижнюю цветковые чешуи. Чем они отличаются друг от друга? Подсчитайте и запишите, сколько в цветке тычинок. Найдите в цветке пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?
7.Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется?
8. Запишите характеристику пшеницы по плану:
а) корневая система
б) стебель
в) жилкование и расположение листьев на стебле
г) строение цветка
д) строение плода