СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по ботанике. 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по ботанике. 7 класс»

ТЕМА: ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лабораторная работа№1

«Строение плесневого гриба мукора»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

  5. З арисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.











Лабораторная работа№2

«Строение дрожжей»

Цель: дрожжи, микроскоп, предметные и покровные стекла.

Оборудование: Изучить особенности строения дрожжей.


Ход работы

  1. На предметное стекло нанесите кап­лю воды. В нее, пользуясь препароваль­ной иглой, поместите маленький кусочек дрожжей и все тщательно перемешайте. Накройте препарат покровным стеклом.

  2. Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз. Какой вид имеют дрожжевые клетки? За­рисуйте и подпишите их.

































ТЕМА: КЛАСС БАЗИДИОМИЦЕТЫ. НЕСОВЕРШЕННЫЕ ГРИБЫ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ.

Лабораторная работа№3

«Строение шляпочных грибов»

Цель: Изучить строение пластинчатых и трубчатых грибов.

Оборудование: Препаровальный нож, лупа, трубчатые и пластинчатые грибы.


Ход работы

  1. Рассмотрите плодовое тело труб­чатого гриба. Отделите пенек от шляпки.

  2. Препаровальным ножом разрежьте пенек вдоль и с помощью лупы рассмотрите плотно прилегающие друг к другу гифы, составляющие плодовое тело гриба.

  3. Рассмотрите нижнюю поверхность шляпки с помощью лупы. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры.

  4. Рассмотрите плодовое тело пластин­чатого гриба.

  5. В чем сходство и различие пластин­чатых и трубчатых грибов?

  6. З арисуйте строение грибов.



ТЕМА: ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОРОСЛЕЙ

Лабораторная работа №4

Строение одноклеточных водорослей.

Цель: Изучить строение одноклеточных водорослей.

Оборудование: Микроскоп, стаканы с живыми растениями хламидомонады и хлореллы,

Ход работы

  1. На предметное стекло нанесите из стакана каплю воды с водо­рослями, приготовьте препарат и рассмотрите под лупой.

  2. На­кройте каплю покровным стеклом, удалите фильтровальной бумагой лишнюю воду и рассмотрите водоросли под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет хламидомонады. Найдите в клетке хроматофор, ядро, цитоплазму, оболочку. Зарисуйте и надпишите все де­тали строения.


  1. Приготовьте препарат хлореллы. Изучите под микроскопом и сравните с хламидомонадой. Зарисуйте и подпишите основные части клетки.

  2. Сделайте выводы: что у них общего и чем отличаются.


















ТЕМА: МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, РОЛЬ В ПРИРОДЕ,

ПРАТКИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Лабораторная работа№5

«Строение спирогиры»

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Ход работы

  1. Р ассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Спиро­гира»

  3. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.


















ТЕМА: ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Лабораторная работа№6

«Строение кукушкина льна».

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы


1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2 .Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.












Лабораторная работа№7

«Строение сфагнума».

Цель: Изучить строение мха, особенности жизнедеятельности.

Оборудование: Гербарий, лупа, микроскоп, покровные и предметные стекла.

Ход работы


1 .Рассмотрите и опишите внешний вид мха. Сделайте его рисунок, подпишите основные органы.

2.Рассмотрите листья мха: все ли они одинаковые, где и как располагаются?

3.Приготовьте препарат листа сфагнума и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Найдите хлорофиллоносные и водоносные клетки.



























ТЕМА: ОТДЕЛ ХВОЩЕВИДНЫЕ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

РОЛЬ В ПРИРОДЕ.

Лабораторная работа №8

«Строение хвоща»

Цель: Изучить особенности строения хвоща.

Оборудование: Гербарий, лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла.

Ход работы

1 )Изучите весенний кремовато - красный побег хвоща. Найдите на нем спороносный колосок и рассмотрите под лупой.

Какие вегетатив­ные органы имеет летний побег хвоща?

2)Найдите подземные побеги (корневище), надземный прямостоячий стебель и видоизмененные листья, узлы и междоузлия. Какую функцию у хвоща выполняют мутовки зеленых боковых побегов?

3)Изучите спороносный колосок, отделите щиток с ножкой, найдите под щитком спорангии, выделите споры, поместите на предметное стекло в каплю воды и рассмотрите под микроскопом. Какое строение имеет спора? Обратите внимание на спиральные ленты на споре.

4)За­рисуйте строение хвоща со всеми органами.





ТЕМА: ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Лабораторная работа№9

«Строение папоротника»

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3 ) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.









ТЕМА: ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ,

Лабораторная работа №11

«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Оборудование: Гербарий «голосеменные растения», микропрепараты, микроскоп

Ход работы


  1. Р ассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

  2. Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

  3. Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покры­вающую хвоинку снаружи, устьица в углуб­лениях. Подсчитайте количество устьиц.

  4. Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?







«Строение мужских и женских семян, пыльцы и семян сосны»

Цель: Изучить строение шишек, пыльцы и семян голосеменных

Оборудование: Коллекция шишек, лупа, микроскоп, микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотрите мужские шишки сосны, они имеют желтую окраску.

  2. Р ассмотрите микропрепарат «Муж­ская шишка сосны» под микроскопом. Найдите пыльцу.

  3. Рассмотрите пыльцу под микроско­пом при увеличении в 300 раз. Найдите располагающиеся по бокам пылинки воз­душные пузырьки, которые позволяют ей держаться в воздухе. Рассмотрите их.

  4. Р ассмотрите внешний вид женской шишки первого года, они имеет краснова­тую окраску.

  5. Рассмотрите зрелую шишку. Осто­рожно отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя, лежащее на ней.

  6. Рассмотрите семя. Найдите крылышко, с помощью которого семя переносится ветром.

  7. Зарисуйте в тетради семя и под­пишите крылышко и само семя.




ТЕМА: РАЗМНОЖЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ,

КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ.

Лабораторная работа №12

«Строение шиповника»

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Ход работы.


  1. Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

  2. Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

  3. Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

  4. Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

  1. Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

  2. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

  3. Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

б) стебель

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

д) строение плода


ТЕМА: КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ.

Лабораторная работа №13

«Строение пшеницы»

Цель: Изучить характерные особенности класса однодольные на примере пшеницы

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож

Ход работы

1 .Рассмотрите корневую систему пше­ницы. Чем она отличается от корневых сис­тем класса двудольных растений?

2.Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте стебель пшеницы поперек в междоузлии и в узле и рассмотрите разрезы. Чем отличается стебель пшеницы от стеблей ранее изученных растений? Как называется стебель пшеницы'?

3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их. Рассмотрите основание листа -
влагалище. Какое оно имеет значение?

4.Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется?

5.Пинцетом выделите отдельный колосок. Рассмотрите его с помощью лупы. Найдите колосковые чешуи. Сколько их? Сколько цветков в колоске?

6.Выделите из колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите верхнюю и нижнюю цветковые чешуи. Чем они отличаются друг от друга? Подсчитайте и запишите, сколько в цветке тычинок. Найдите в цветке пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

7.Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется?

8. Запишите характеристику пшеницы по плану:

а) корневая система

б) стебель

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

д) строение плода





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс