СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторный практикум 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум 6 класс»

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения семян однодольных растений.

Цель: выяснить строение семян однодольных растений.

Оборудование: набухшие и сухие семена однодольных растений (пшеница), препаровальная игла, лупа.

Ход работы

Семя пшеницы одето золотисто - жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.

  3. Рассмотрите в лупу половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

  4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

Строение зерновки пшеницы

  1. Выясните, в какой части зерновки находятся запасные питательные вещества.

Оформление результатов:

Зарисуйте зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части.

Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям?

Изучение строения семян двудольных растений.

Оборудование: сухие и проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп, лупа; препаровальная игла, пинцет.

Ход работы.

Цель: выяснить строение семян двудольных растений.

Оборудование: набухшие и сухие семена двудольных растений (фасоль).

Ход работы

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Измерьте их длину и ширину. Какие семена больше, чем это объясняется?

  2. Найдите на вогнутой стороне семени рубчик - место прикрепления семени к семяножке. Над рубчиком находится маленькое отверстие - микропиле. Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникает вода и воздух.

  3. Отделите семенную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.

  4. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.



Строение семени фасоли

  1. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

6.Зарисуйте семя фасоли в тетрадь, подпишите их части.

7. Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным?


























Лабораторная работа № 2.

Виды корневых систем. Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски.

Цель: познакомить с видами корней, изучить типы корневых систем.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы: Рассмотрите корневые системы предложенных растений. Чем они отличаются?

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие - мочковатыми?

Отберите растения со стержневой корневой системой.

Отберите растения с мочковатой корневой системой.

По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие - двудольные.

Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений»

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы




7. Сделайте вывод о проделанной работе.














Лабораторная работа № 11.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).


Цель: изучение строение видоизмененных подземных побегов, учиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.


Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля; луковица лука; лупа.


Ход работы.


1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.


2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.


3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.



Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и

докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.








Лабораторная работа № 12.

Изучение строения цветка.


Цель: знакомство со строением цветка, укрепить знания о строении цветка и его функциях; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.


Оборудование: модель цветка картофеля (капусты); таблицы, живые цветки, лупа, пинцет, препаровальные иглы; гербарные листы растений.


Ход работы.

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

4. Определите, какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

Оформление результатов:

1. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

2. Запишите формулу цветка.


Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • Какие части цветка являются главными? Почему?

Лабораторная работа № 13.

Передвижение воды и питательных веществ по древесине.

Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.

Оборудование: живые побеги липы (тополя), стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Ход работы.


  1. Рассмотрите поперечный срез побега, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой окрасился.

  2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился.

  3. Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.


Оформление результатов:

1. Зарисуйте срезы.


Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.












Практическая работа № 1.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.

Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.


Ход работы.

  1. Определение всхожести семян проращиванием.

Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура 15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.

Для посева используют семена с высоким процентом всхо­жести.

2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.

В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.

Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свеклович­ным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.

Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.

Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.

Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:

200-100% 196-100

196-х откуда х = 200 = 98%

Процент всхожести семян — 98%.

Оформление результатов.

После окон­чания работы организуется отчет о результатах опытов.

Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различ­ных видов растений по дням.


2. Посев семян.


Пронаблюдайте за прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.

Практическая работа № 2.

Вегетативное размножение комнатных растений.



Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.


Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).


Ход работы.

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).


Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.











Лабораторная работа № 14.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу.


Оборудование: определительные карточки;

гербарные листы с растениями из разных семейств;

лупа.


Ход работы.

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.


Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.


Сделайте вывод, указав к какому классу, относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.









Лабораторная работа № 15.

Особенности строения растений различных экологических групп.


Цель: изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Оборудование: комнатные растения: колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус и др.


Ход работы.

  1. Изучите особенности строения комнатных растений. Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опущены ли листья.


  1. Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения.


Оформление результатов:

сделайте описание нескольких растений.


Сделайте вывод, указав к каким экологическим группам, относятся эти растение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!