СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторный практикум по биологии для 8-9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторный практикум по биологии, предназначен для учителей биологии, темы и занятия разработаны в соответствии с ФК ГОС. 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по биологии для 8-9 классов»

8 класс

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Цель: научить определять на готовых микропрепаратах различные виды тканей.

Оборудование: микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.

Ход работы:

1.Рассмотрите на препарате участки эпителиальной ткани. Зарисовать эпителиальную клетку.

2. Определить вид соединительной ткани (кость, хрящ, рыхлая соединительная ткань). Зарисовать клетку.

3. Определить вид мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая). Зарисовать клетку.

4. Рассмотрите нейрон на препарате «Строение нервной ткани». Зарисовать нейрон и подписать все части.

5. Выяснить, к соединительной или эпителиальной относится данная для просмотра ткань.

6. Заполните таблицу:

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция














Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Цель: Научить распознавать на таблицах, рисунках, моделях - органов и систем органов человека.

Оборудование: таблицы, рисунки, муляжи.

Ход работы:

  1. Рассмотрите на таблицах пищеварительную систему, органы пищеварительной системы.

  2. Рассмотрите на таблицах кровеносную систему, органы кровеносной системы. На муляжах и таблицах рассмотрите сердце и его отделы.

  3. Рассмотрите на таблицах, моделях - опорно-двигательную систему, отделы скелета.

  4. Рассмотрите на таблицах дыхательную систему, органы дыхательной системы.

  5. Рассмотрите на таблицах нервную систему: нервы, спинной и головной мозг.

  6. Заполните таблицу:

Название системы органов

Основные органы

Функция















Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».


Цель: познакомиться с отделами головного мозга, их функциями.

Оборудование: муляжи головного мозга.

Ход работы:

1. Найдите на муляжах отделы головного мозга: передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок, большие полушария.

2. Продолговатый мозг.

Черенком ложки прикоснёмся к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

Испытуемый делает 2-3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в ходе эксперимента?

Какие ещё функции этого отдела головного мозга вам знакомы?

3. Средний мозг.

Учащимся предлагаются задания( например прочитать небольшой) , как только все испытуемые приступили к чтению, педагог неожиданно и довольно громко стучит по столу карандашом. В это время большинство учащихся прекратят чтение и непроизвольно повернут голову в сторону звука(ориентировочный рефлекс).

Испытуемый смотрит на зажжённую лампу. Видит один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло потому что была нарушена правильная установка, контролируемая средним мозгом.

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперёд правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данного эксперимента?

4. Промежуточный мозг.

Учитель предлагает учащимся заниматься своим делом, а сам даёт громкую команду «замри!». Испытуемые замирают в разных позах( рефлекс промежуточного мозга).

5. Заполните таблицу:

Название отдела головного мозга

Функции












Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»

Цель: выработать условный вегетативный зрачковый рефлекс у человека на звонок; познакомиться с процессом торможения.

Оборудование: будильник, тёмный плотный лист бумаги (лучше для этого взять новогоднюю маску с заклеенными отверстиями для глаз).

Работа проводится при хорошем освещении.

Ход работы.

Экспериментатор заводит будильник, который должен звенеть примерно 10-12с. В этот момент он наблюдает за состоянием зрачка у испытуемого. Если расширения зрачка на сигнал не произошло. Можно переходить к выработке условного рефлекса.

Экспериментатор вновь включает звонок. В это время испытуемый плотно закрывает глаза тёмной маской. При прекращении сигнала он открывает глаза. В этот момент экспериментатор наблюдает за размерами зрачков у испытуемого ( они должны расшириться). Эксперимент проводится 10 раз в сочетании с затемнением (повторы необходимо делать без перерывов). На 11 раз экспериментатор включает звонок, но испытуемый не надевает тёмную маску, а экспериментатор наблюдает условно-рефлекторное расширение зрачка.

Заполните таблицу «Результаты выработки зрачкового рефлекса»

Порядковый номер раздражителя

Условный раздражитель (звонок)

Безусловный раздражитель (свет)

Безусловная реакция

Условная реакция

1





2





и т.д.







Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Цель: изучить особенности внешнего строения костей человека.

Оборудование: макеты костей человека

Ход работы:

Задание 1. Составьте описание выданной кости. При составлении описания необходимо указать:

  1. Название кости

  2. Принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, смешанные, плоские, воздухоносные)

  3. Принадлежность к одному из отделов скелета

  4. Перечислите кости с которыми она сочленяется

  5. Строение кости.


Например:

  1. Лопатка

  2. Плоская кость

  3. Пояс верхней конечности

  4. Соединена с ключицей и головкой плечевой кости

  5. Это плоская в виде треугольника кость


Лабораторная работа №6 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

Цель: выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы.

Оборудование: гантель весом 5 кг или портфель с учебниками, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Статическая работа мышц.

Испытуемый берёт в одну руку гантель или портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась стены. Он отводит руку с грузом горизонтально в сторону вдоль доски. Меловой чертой отмечается уровень, на котором находится рука с грузом. По секундомеру отмечается время опускания руки из-за утомления.

2. Динамическая работа мышц.

Испытуемый поднимает и опускает груз на высоту сделанной ранее меловой черты. Опыт проводится на 30 секунд дольше предыдущего.

Вывод

Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма»

Цель: научиться производить измерения своего роста и веса, познакомиться с местоположением отдельных костей и мышц.

Оборудование: весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

Задание 1. Проведите следующие измерения:

  1. Используя весы, измерьте свой вес.

  2. Измерьте ваш рост.

  3. Данные запишите в тетрадь

Рост_____________

Вес______________

  1. Рассчитайте по формуле Брока свой идеальный вес. Сравните с вашим реальным весом. Сделайте соответствующий вывод.

  • Идеальный вес по формуле Брока рассчитывается следующим образом:

Рост (в см) минус 110

Ваш результат________

Отличия реального веса от идеального на 10% и менее считаются нормой.

Отличия от 10% до 20% считаются выше нормы.

Отличия на 20% и более – существенные отличия от нормы.

Запишите вывод в тетрадь.

Задание 2.

  1. Рассмотрите рисунок на стр. 101 «Скелет человека» и рисунок на стр.120 «Мышцы туловища и конечностей». Найдите кости верхней конечности и мышцы, которые к обеспечивают движение в плечевом суставе.

Закончите предложение. «Самая мощная мышца плечевого сустава - ………….., она прикрепляется с одной стороны к ……… и к ……… ,а другой стороной к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука ……….».

  1. Согните руку в локте и нащупайте двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогните руку и найдите трехглавую мышцу.

Запишите вывод: «Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к ………., а другим к ………….. Двуглавая мышца сгибает руку в …………суставе. Трехглавая мышца расположена на ………. стороне плеча. От ее верхнего конца отходит три сухожилия: одно прикрепляется к ………… , а два других к ………. кости. При сокращении этой мышцы рука ……………».

  1. Сделайте ряд разнообразных движений пальцами кисти.

Вывод: « Движение пальцев человека происходят благодаря сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на ………….., ………… и пясти».

  1. Обратите внимание на строение костей нижних конечностей. Найдите их и прикрепленные к ним мышцы на рисунках. Запишите вывод.

«Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от ………..и прикрепляется к …………… При сокращении портняжной сгибаются ………. и …………

  1. На передней стороне бедра найдите четырехглавую мышцу бедра. «Четырехглавая мышца бедра начинается от ………… и крепится одним общим сухожилием к большой ………… кости. Мышца является разгибателем ………… и участвует в сгибании ………»

  2. На задней стороне голени найдите икроножную мышцу. «Икроножная мышца одним концом крепится к ………. кости, а другим к …………… Икроножная мышца сгибает ………… и поднимает ……….. от земли».



Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови».


Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки.

Оборудование: готовые микропрепараты.

Ход работы:

  1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки.

  2. Почему эритроциты крови человека в средней части слегка просвечиваются?

  3. Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата и 1 лейкоцит человека.

Найдите черты сходства эритроцитов.

  1. Сравните эритроциты и лейкоциты крови человека. В чём их различие?

  2. Чья кровь человека или лягушки перенесёт в единицу времени больше кислорода и почему?


Лабораторная работа №9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке, измерение кровяного давления»


Цель: отработать методику измерения артериального давления, выработать навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр и фонендоскоп(для прослушивания тонов), секундомер.

Ход работы

Задание1. Измерение артериального давления.

1. Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого(предварительно обнажив левую руку).

2. В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развёрнута и под её локоть подставляется ладонь правой руки.

3. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм рт.ст.

4. Экспериментатор медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале прибора появляется величина систолического давления(так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии)

5. Экспериментатор записывает величину давления.

6. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления.

7.Экспериментатор записывает величину диастолического давления. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

8. Сравните данные полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

9. Рассчитайте значения пульсового(ПД), среднего артериального(АДср) и собственного артериального давлений(АДсист и АДдиаст). Известно. Что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм . Ст.

Артериальное(АД):АДсист.=1,7 возраст+83

АДдиаст.=1,6возраст+42

Пульсовое(ПД): ПД=АДсист.- АДдиаст.

Среднее артериальное(АДср):

АДср. = (АДсист.-АДдиаст)\3+АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчётные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся.

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

7-8

98\66

98\67

9-10

102\69

102\70

11-12

105\71

105\72

13-14

109\73

109\74

15

112\75

112\72

16

118\73

116\72

17

119\75

118\76

18

120\80

120\80



Ответьте на вопросы: какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Задание 2. Подсчет пульса.

1.Ознакомление учащихся с пальпаторным методом.

Определение пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчёте пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца. В состоянии покоя пульс можно считать в течении 10-15-30- и 60 секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10- секундными интервалами.

2. Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях:

-сидя;

-стоя;

-после 10 приседаний.

3. Заполните таблицу:

Физическое состояние

Частота пульса в разных физических состояниях

В положении сидя


стоя


после 10 приседаний




4. Оценка результатов.

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лёжа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 ударов в минуту - характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 ударов в минуту характеризует нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

5. Сделайте выводы о частоте пульса и сердечных сокращениях.

Лабораторная работа №10 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Цель работы: научиться практически, оказывать первую помощь при кровотечениях

Оборудование: Перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор антисептика мази), вата, ножницы.

Ход работы:

Капиллярное кровотечение.

  1. Обработайте края условной раны йодом

  2. Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.

Артериальное кровотечение

1. Найти на себе типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения.

2. Определите место наложения жгута при условном ранении.

3. Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.

Внимание! Жгут сразу же ослабьте!

4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.

Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают на 1. – 2 часа в тёплое время года и на 1 час в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.

Венозное кровотечение.

  1. Определите условное место повреждения (на конечности).

Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.

  1. При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.

  2. При повреждении крупного венозного сосуда наложите жгут.

Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу.

По ходу выполнения работы заполните таблицу:

Вид кровотечения

Признаки кровотечения

Первая помощь

Капиллярное кровотечение



Артериальное кровотечение



Венозное кровотечение






Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания»

Цель: Определение частоты дыхания в различных физических состояниях, установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

  1. Подсчитайте число дыхательных движений в положении сидя.

  2. Подсчитайте число дыхательных движений в положении стоя.

  3. Подсчитайте число дыхательных движений после 10 приседаний.

  4. Полученные результаты внесите в таблицу:


Физическое состояние

Число дыхательных движений

В положении - сидя



- стоя


После 10 приседаний


Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (1 этап)

  2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе (2 этап)

  3. Отдохните ровно минуту и повторите п.5 (3 этап)

Результаты внесите в таблицу

Этапы работы

Время

1 этап


2 этап


3 этап



  1. Оцените полученные результаты с помощью таблицы, сделайте вывод.

Состояние здоровья

1-й этап работы

2-й этап работы

3-й этап работы

Здоров, тренирован

50-70с

Более 50% 1-го этапа

Более 1005 1-этапа

Здоров, нетренирован

45-50с

30-50% 1-го этапа

70-100% 1-го этапа

Скрытая недостаточность кровообращения

30-45с

Менее 30 % 1-го этапа

Менее 70% 1-го этапа

Лабораторная работа №12 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал»

Цель: Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал, а в желудочном соке ферменты, способные расщеплять белки.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки, белок куриного яйца, желудочный сок или раствор пепсина.

Ход работы.

  1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

  2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин, а затем опустите в раствор йода.

  3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

Форма отчётности.

Запишите в тетрадь результаты работы:

Цель опыта, ход работы, результат работы, вывод из опыта.

Методические рекомендации.

Белки расщепляются под влиянием содержащегося в желудочном соке фермента пепсина. Однако пепсин действует при определённой температуре и в кислой среде. Для приготовления раствора яичного белка следует отделить белки сырых куриных яиц от желтков. К белкам добавить воды в соотношении 1: 1 и тщательно перемешать полученный раствор. Чтобы белок лучше растворился, необходимо прибавить в смесь половину чайной ложки поваренной соли. Затем полученный раствор следует профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить. Образовавшиеся белые хлопья белка после охлаждения пригодны для исследования ферментативного действия желудочного сока.

Ход работы

  1. Пронумеруйте пробирки (№ 1-4). В каждую из них налейте по 1мл. желудочного сока (раствора пепсина)

  2. Пробирку № 2 с желудочным соком нагрейте до кипения и охладите.

  3. В пробирку № 3 добавьте 0,5%-ный раствор едкой щелочи натрия (3-5 капель). Во все пробирки добавьте небольшое количество приготовленного белка.

Пробирки несколько раз встряхните и поместите: № 1-3- на водяную баню (37 градусов С); № 4 – в стакан со льдом. Через каждые 8-10 мин содержимое пробирок взбалтывайте.

4. Через 30 минут отметьте, какие изменения произошли с белком.

Форма отчётности

5. Опишите проделанные опыты в тетради. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Действие желудочного сока на белки

Номер пробирки

Содержимое пробирки

Температура

Результаты

1

Белок + 1 мл желудочного сока

37

Содержимое стало прозрачным

2




3




4






6. Сделайте выводы о влиянии желудочного сока на белок.

Лабораторная работа №13 «Определение норм рационального питания»

Цель: познакомить учащихся с энергетическим балансом организма, научить вычислять минимальные суточные затраты, близкие к основному обмену.

Ход работы

  1. Определите расчётную величину своего основного обмена.

В состоянии покоя на каждый 1 кг массы юноши тратят 150 кДж, девушки - 130 кДж в сутки. Умножив эту величину на массу тела, каждый из учащихся определяет расчётную величину своего основного обмена.

Для взрослого человека основной обмен ниже, в среднем он составляет 96,6 кДж на 1кг массы.

При работе интенсивность энергетических затрат существенно возрастает:

- при работе на уроке на 20-50%;

- на лабораторных занятиях – на 75- 125%;

- при ходьбе – на 150-175%;

- при беге, подъёме по лестнице – на 300-400% от основного объёма.

2. Рассчитайте дополнительные энергетические затраты на выполнение работы и заполните таблицу.

Определение дополнительных энергетических затрат

Виды деятельности

Дополнительные энергетические затраты(кДж за 1 час на кг массы тела)

юноши

Дополнительные энергетические затраты(кДж за 1 час на кг массы тела)

девушки

Масса тела (кг)

Время (часы)

Сумма дополнительных энергозатрат (кДж)

Уроки и подготовка к ним

2,5

2,5




Игра, работа в школьных мастерских

6

5




Ходьба

9

7.5




Бег, спортивные состязания, тяжёлая физическая работа

20

15






  1. Определение общей суммы суточных энергетических затрат.( Величина основного обмена + дополнительные энергетические затраты).

  2. Составление пищевого рациона.

Решение задачи: рассчитайте суточный пищевой рацион для подростка, масса которого 50 кг и который затратил в сутки 12000 кДж.

При составлении рациона следует исходить из таких данных:

- на каждый 1 кг массы подростку в сутки требуется 2г белка 2 г жира.

- недостающий запас энергии восполняется за счёт углеводов.

- энергетическая ценность 1 г белка равна 17 кДж, 1г жира – 39 кДж, 1 г углеводов – 17 кДж.


Ход решения:

Суточная потребность в белке равняется 2г х 50 = 100 г, что составляет 100 х 17 кДж = 1700 кДж

За счёт жиров организм может получить 100 х 39 кДж = 3900 кДж;

Таким образом, жиры и белки вместе компенсируют 5600кДж энергетических затрат. За счёт углеводов следует пополнить остальную часть затрат: 12000 кДж-5600 кДж = 6400 кДж., т.е. в пищевой рацион, учитывая, что 1 г углеводов даёт 17 кДж, следует ввести 6400:17 = 377г углеводов.

Исходя из того, что калорийность завтрака должна равняться 25% суточного рациона, обеда – 505, полдника – 15%, ужина – 105, составляют расход пищевых веществ на сутки (см. таблицу):

Состав белков, жиров и углеводов в суточном пищевом рационе

Пищевые вещества

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Итого

Белки(г)

25

50

15

10

100

Жиры(г)

25

50

15

10

100

Углеводы(г)

100

187

50

40

377

  1. Составление примерного меню - домашнее задание .

При составлении меню необходимо пользоваться таблицей «Химический состав и калорийность пищевых продуктов».

Примерное меню завтрака

Продукты

Белки(г)

Жиры(г)

Углеводы(г)

Калорийность(кДж)

Картофельное пюре(150г)

3

11

30

990

Печень говяжья(75г)

13

3

2

372

Хлеб чёрный (100г)

5

1

40

804

Конфеты «Мишка» (30г)

1

4

20

513

Чай без сахара

-

-

-

-

Итого:




2679



Лабораторная работа №14 «Анализ и оценка окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»


Цель: изучить влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Ход работы

Задание 1. На основе имеющихся знаний по биологии и географии составить схему факторов окружающей среды.

Благоприятные неблагоприятные:

  1. 1.

  2. 2.

  3. 3.





Задание 2. Оценить их влияние на здоровье человека.

  1. Обобщить факторы риска, используя знания по изученным темам.

А)

Б)

В)

Г)

Задание 3. Сделайте вывод, что необходимо для укрепления здоровья.

Задание 4. Составьте план по вопросу «Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни».

9 класс

Лабораторная работа №1

«Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Цель: сформировать умение определять среду обитания организмов и выявлять черты приспособленности.

Оборудование: комнатные растения или гербарные экземпляры растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов, карточки с изображением животных, обитающих в разных средах обитания.

Ход работы.

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите его среду обитания.

  2. Пользуясь учебником, дополнительной литературой, определите особенности строения растения, черты приспособленности к среде обитания.

  3. Рассмотрите предложенные вам карточки с изображением животных, определите его среду обитания.

  4. Пользуясь учебником, дополнительной литературой, определите особенности строения животного, черты приспособленности к среде обитания.

Заполните таблицу.

Определяемые признаки

Животные

Растение

Среда обитания



Черты приспособленности к среде обитания



Относительный характер приспособленности





Задание. Объясните механизм возникновения одного из выявленных приспособлений у исследуемых организмов.

Сделайте вывод – от чего зависит появление у живых организмов различных приспособлений?


Лабораторная работа №2

«Выявление изменчивости у организмов, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Цель: изучение изменчивости, закрепить знания о морфологическом критерии вида, научиться описывать морфологические характеристики растений, изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы.

Оборудование: гербарные образцы растений одного вида, произрастающих в различных условиях, комнатные растения или гербарии растений разных видов, гербарные образцы различных сортов пшеницы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите растения одного вида, произрастающих во влажных и засушливых условиях; на лугу и в горах. Сделайте вывод.

  2. Рассмотрите растения двух видов, запишите их характеристики в таблицу.

Исследуемые характеристики

Растение № 1(название вида растения)

Растение № 2(название вида растения)

  1. Листья

- простые, сложные

- жилкование

- листорасположение



  1. Стебель

- травянистый, одревесневший

- прямостоячий, вьющийся и т.д.



  1. Цветок ( формула

цветка)



4. Соцветие (тип)



5. Корневая система



  1. Сравните изученные растения, перечислите сходства и различия.

  2. Сделайте вывод о причинах сходства и различий.

  3. Рассмотрите внимательно гербарные образцы пшеницы. Заполните таблицу

Название сорта

Характерные особенности строения

Использование человеком

Причина появления признака

Движущие силы появления признака











Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае?



Лабораторная работа №3 «Изучение клеток бактерий»


Цель: Изучить особенности строения бактериальной клетки.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты бактериальных клеток.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Изучение особенности внешнего строения бактериальных клеток. Сделайте подписи к рисункам.

3. Изучите особенности внутреннего строения бактериальной клетки.

4. Зарисуйте внутреннее строение бактериальной клетки, сделайте соответствующие подписи.

Вывод: Опишите отличительные особенности бактериальных клеток.



Лабораторная работа №4

«Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и сравнивать строение клеток разных царств.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты животной, грибной и бактериальной клеток, предметные и покровные стёкла, репчатый лук, стаканчики с водой, йод.

Ход работы.

  1. Приготовьте микропрепарат растительных клеток:

- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..

- Нанесите 1-2 капли воды на стекло.

- Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.

- Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

- Накройте кожицу покровным стеклом.

- Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

  1. Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

  2. Рассмотрите  готовый микропрепарат  животной клетки.

  3. Рассмотрите готовый микропрепарат бактериальной клетки.

  4. Рассмотрите готовый микропрепарат грибной клетки.

  5. Найдите черты сходства и отличия в строении клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Клетки

Особенности строения

Рисунок

Черты сходства

Черты отличия

Бактериальная клетка





Растительная клетка





Животная клетка





Грибная клетка












  1. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа №5

«Решение генетических задач. Составление родословных»

Цель: закрепить умения решать генетические задачи разной степени сложности и получить навыки по составлению родословных.

Оборудование: карточки с задачами.


Ход работы:

  1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное скрещивание, на наследование признаков сцепленных с полом.

  2. Используя обозначения составьте свою родословную.





Лабораторная работа №6

«Выявление изменчивости у организмов. Построение вариационной кривой»

Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов, сформировать знания о статистическом характере закономерностей модификационной изменчивости, выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование: семена фасоли или тыквы (листья клена) 100 штук, карандаш, линейка.

Ход работы:

  1. Измерьте при помощи линейки длину семян фасоли и запишите данные в тетрадь.

  2. Подсчитайте количество семян одинаковой длины. Заполните таблицу:


Длина семян







Количество семян








  1. Определите, какая длина встречается наиболее часто _________, а какая наиболее редко ________.

  2. На основании данных постройте график, показывающий частоту встречаемости семян разной длины.

Количество семян







Длина семян

  1. Сделайте вывод об обнаруженных вами закономерностях.


Лабораторная работа №7 «Опыты по изучению состава почвы»

Цель: Изучить механический состав почвы, определить влажность почвы, изучить растения – индикаторы.

Оборудование: образцы почв, фарфоровые чашки, вода

Ход работы:

  1. Поместите небольшое количество почвы в фарфоровую чашку , смочите почву водой и разомните ее пальцами в однородную густую массу, из которой скатайте шарик или шнур.

  2. Определите механический состав почвы, используя таблицу.

    Морфология образца

    Почва по механическому составу

    Не скатывается ни в шарик, ни в шнур.


    Скатывается в шарик, который при надавливании растрескивается.

    Скатывается в шарик быстро и легко. При раскатывании шарика образуется короткий шнур:

    С рваными концами

    С острыми концами


    При раскатывании образуется тонкий шнур, который сгибается сплошное кольцо без трещин

    Песчаная.


    Супесчаная




    Легкосуглинистая

    Среднесуглинистая


    Глинистая


  3. Рассмотрите образцы почвы, определите визуально влажность почвы

Определение влажности почвы

Характеристика комочков почвы

Влажность почвы

Из почвы сочатся капли воды

Сырая почва

Вода не сочиться, но почва сырая

Влажная почва

Почва рассыпается на комочки, но влажная

Свежая почва

Почва рассыпается

Сухая почва


  1. Изучив дополнительную литературу заполните таблицу:

Растения – индикаторы почв

Почвы

Растения

Кислые почвы

1

2

3

Слабокислые и нейтральные

1

2

3



Лабораторная работа №8

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»


Цель: Познакомиться со сложными пищевыми взаимодействия между организмами, сформировать представления о пищевых цепях и сетях в природных биогеоценозах, о трофических и сопутствующих им энергетических связях.

Оборудование: инструктивные карточки, описания природных экосистем.

Ход работы.

  1. Пользуясь перечнем видов биогеоценоза дубравы, распределите их по трофическим уровням с внесением организмов в соответствующую графу таблицы.



Продуценты

Консументы 1 порядка

Консументы 2 порядка

Редуценты

















Дуб, клён, рябина, белка, травяная лягушка, бактерии гниения, зерноядные птицы(зяблик, снегири), лещина, волк, насекомоядные птицы(кукушка, пеночки), гадюка, дождевые черви, гусеница, бабочки, короеды, ястребы, копытные(лось, кабан, олень), ветреница, плесневые грибы, неорганические вещества.

  1. Составьте 2-3 цепи питания.

  2. В чём отличие цепи питания от сети питания?

  3. Какое практическое значение имеет определение сетей питания в биогеоценозах, широко используемое экологами?

  4. Объясните, почему в Китае в середине 20 века после уничтожения воробьёв снизился урожай зерновых культур, ведь воробьи – зерноядные птицы.


Лабораторная работа №9

«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме

(на примере дубравы)»

Цель работы:

1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.


Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.


Ход работы.

1. Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.

2. Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

3. Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

4. Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.


Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

симбиоз



микориза



паразитизм



хищничество



конкуренция




5.Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.


  1. Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей, отметьте цепи питания).


  1. Объясните значение леса в природе и жизни человека.


  1. Вывод. Что такое дубрава?


Лабораторная работа №10

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Цели:

  1. сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

  2. сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование: карта экологические проблемы России, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Формы влияния

Примеры

Последствие влияния









Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

Предложите пути решения этих проблем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!