Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3»
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1»
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№10»
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№11»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№11
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Ход работы
Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.
Измерение на вдохе. Испытуемому предлагают глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Измерение на выдохе. Испытуемому предлагают сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться.
В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6—9 см.
Результат исследования занесите в таблицу. Задание117 в рабочей тетради.
Охват грудной клетки,см. |
При вдохе (А) | При выдохе (Б) | А-Б |
| | |
Сделайте вывод.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на
фазе вдоха и выдоха»
Порядок работы
(Проба проводится в положении сидя).
Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание.
Начните отсчет.
Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и
запишите результат.
Отдохните 5—7 мин.
Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и
запишите результат.
Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 с. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие — хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12—13 с.
Контроль.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Органом голосообразования является
1)бронх 2)гортань 3) трахея 4)глотка
А2. Газообмен происходит в
гортани 2)носоглотке 3)лёгких 4)бронхах
АЗ. Дыхательный центр находится в
больших полушариях
продолговатом мозге
мозжечке
мосте
А4. В выдыхаемом воздухе углекислого газа в среднем содержится
30—40% 2)3—4% 3)0,3—0,4% 4)0,03—0,04%
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№12»
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания, до и после нагрузки (может быть выполнена дома)
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Предварительные замечания. Известно, что на интенсивность дыхания влияют продукты распада, в частности углекислый газ, который образуется в результате биологического окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается и углекислый газ продолжает выделяться. Когда его концентрация в крови достигает определенного критического уровня, происходит непроизвольное восстановление дыхания. Если задержать дыхание после работы, например после 20 приседаний, то оно восстановится скорее, потому что во время приседаний биологическое окисление происходит более интенсивно, и углекислого газа к началу второй задержки дыхания накапливается больше.
Однако у тренированных людей различие между этими результатами будет меньшим, чем у нетренированных. Одной из причин является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мышцами, обеспечивающими нужное движение, сокращается множество других мышц, которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в процессе тренировки благодаря более совершенной регуляции со стороны нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не только состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека, но и степень его тренированности.
Протокол опыта (время измеряется в секундах)
Время задержки дыхания в состоянии покоя (А). ,
Время задержки дыхания после 20 приседаний (Б).
Процентное отношение второго результата к первому Б/Ах100%.
Время задержки дыхания и восстановления дыхания после минутного отдыха (В).
Процентное отношение третьего результата к первому В/Ах100%.
Ход работы
В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыхание перед опытом не допускается!).
Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат. Отдохните 5 мин.
Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.
Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.
Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запишите результат.
Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите.
Сделайте в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравните свои результаты с таблицей и определите, к какой категории вы смогли бы отнести себя.
Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых
Категории испытуемых | Задержка дыхания (В) |
А в покое | В — после работы | С — после отдыха |
• | | Б/А х 100% после 20 приседаний | в/Ах 100% после отдыха |
Здоровые тренированные | 46—60 с | Более 50% от первого результата | Более 100% от первого результата |
Здоровые нетренированные | 36—45 с | 30—50% от первого результата | 70—100% от первого результата |
С отклонениями в состоянии здоровья | 20—35 с | Менее 30% от первого результата | Менее 70% от первого результата |
Контроль.
Ответьте на вопросы:
Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?
Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?
Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?
Почему эти воздействия называются гуморальными?
Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?
Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?
I
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№14»
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№16»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№16
Выработка навыка зеркального письма
как пример разрушения старого и образования
нового динамического стереотипа
Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы
Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.
Оформление результатов
Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы,
написанные старым способом.
Отчёт о лабораторной работе занесите в рабочую тетрадь, задание 201
Время на написание слова, с. |
Обычным способом | Способом зеркального письма |
| попытки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Рис. 117. График выработки навыка зеркального письма
Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Контроль.
Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:
Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?
Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17
Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды (по рисунку) в различных условиях
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Предварительные пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис.), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости
внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу.
Измерение колебаний внимания при разных условиях
Колебания внимания | Время |
30с 1 | 1мин мин |
Непроизвольное внимание (без установки) Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) Произвольное внимание при активной работе с объектом | | |
Ход работы
I. Определение устойчивости непроизвольного внимания.
Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.
II. Удержание образа произвольным вниманием.
Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занесите в протокол.
III. Определение устойчивости внимания при активной работе
с объектом.
Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат — ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.
Обсуждение результатов. Обычно наибольшее число колебаний внимания наблюдается при непроизвольном внимании
При произвольной внимании с установкой удерживать сложившийся образ число колебаний внимания уменьшается, но выполнение этой инструкции требует больших усилий, потому что и картинка и установка остаются теми же. Поэтому человеку приходится непрерывно бороться с угасанием внимания. В третьем случае у многих испытуемых колебания внимания практически не проявляется, хотя изображение пирамиды остается одним и тем же. Это результат того, что каждый последующий поиск создает новую ситуацию, вызывает рассогласование между тем, что сделано, с тем, что предстоит сделать. Это и поддерживает устойчивость внимания.
Результаты исследований занесите в рабочую тетрадь, задание 212
Условие внимания | Число колебаний внимания |
За 30 с | За 1 мин |
Непроизвольное внимание (без установки) | | |
Произвольное внимание (с установкой сохранить создавшийся образ) | | |
Произвольное внимание при активной работе с объектом | | |
Контроль.
Охарактеризуйте основные виды внимания.
Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова её причина.
Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Выработка навыка зеркального письма
как пример разрушения старого и образования
нового динамического стереотипа
Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы
Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.
Оформление результатов
Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы,
написанные старым способом.
Отчёт о лабораторной работе занесите в рабочую тетрадь, задание 201
Время на написание слова, с. |
Обычным способом | Способом зеркального письма |
| попытки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Рис. 117. График выработки навыка зеркального письма
Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Контроль.
Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:
Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?
Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.