СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для 8класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы по физике для 8 класса, выполненные в виде презентаций, включают в себя и инструкции по технике безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы для 8класса»

Лабораторные работы для 8класса  по физике. Составитель: Учитель физики 1 кат. Затесова Н.В. МАОУ НТГО «СОШ №3»

Лабораторные работы для 8класса по физике.

Составитель:

Учитель физики 1 кат.

Затесова Н.В.

МАОУ НТГО «СОШ №3»

Инструктаж  по технике безопасности. Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Инструктаж по технике безопасности.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Лабораторная работа №1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры Цель работы:  определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат . 100 Оборудование:   калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Лабораторная работа №1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды

разной температуры

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат .

100

Оборудование:

  • калориметр,
  • измерительный цилиндр,
  • термометр,
  • стакан

90

80

70

60

50

40

30

20

10

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. 3

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны

при работе со стеклянной посудой.

Помните, стекло – хрупкий материал,

легко трескается при ударах и резкой

перемене температуры.

3

Правила измерения температуры лабораторным жидкостным термометром: 1.Термометр привести в соприкосновение с телом, температуру которого следует измерить. С термометром обращаться бережно. Не встряхивать!   2. Выждать, пока показания термометра перестанут изменяться, то есть температура термометра сравняется с температурой исследуемого тела.  3. Произвести отсчет по шкале термометра. Все это время контакт термометра с телом следует сохранять.  4. Убрать термометр в футляр. Если измерялась температура жидкости, то термометр нужно предварительно вытереть. Ход работы:  Подготовка и проведение эксперимента. Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г. Налейте в стакан холодную воду массой 100 г. Измерьте температуру горячей и холодной воды. Все результаты запишите в таблицу. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, перемешайте термометром смесь и измерьте ее температуру.

Правила измерения температуры лабораторным жидкостным термометром:

1.Термометр привести в соприкосновение с телом, температуру которого следует измерить. С термометром обращаться бережно. Не встряхивать! 2. Выждать, пока показания термометра перестанут изменяться, то есть температура термометра сравняется с температурой исследуемого тела. 3. Произвести отсчет по шкале термометра. Все это время контакт термометра с телом следует сохранять. 4. Убрать термометр в футляр. Если измерялась температура жидкости, то термометр нужно предварительно вытереть.

Ход работы:

Подготовка и проведение эксперимента.

  • Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г.
  • Налейте в стакан холодную воду массой 100 г.
  • Измерьте температуру горячей и холодной воды. Все результаты запишите в таблицу.
  • Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, перемешайте термометром смесь и измерьте ее температуру.
Масса горячей воды m, кг Начальная температура горячей воды t , 0 C Температура смеси t 2 , 0 C Количес-тво теплоты, отданное горячей водой Q , , Дж Масса холод-ной воды  m. кг Началь-ная темпера-тура холодной воды t 1, 0 C Количес-тво теплоты, получен-ное холодной водой Q 1, , Дж Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу. Вычисления: Q отданное =___________________________________ Q 1 принятое =__________________________________   Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и, количество теплоты, полученное холодной водой, и сделайте вывод. Вывод:

Масса горячей воды m, кг

Начальная температура горячей воды

t , 0 C

Температура смеси t 2 , 0 C

Количес-тво теплоты, отданное горячей водой

Q , , Дж

Масса холод-ной воды

m. кг

Началь-ная темпера-тура холодной воды

t 1, 0 C

Количес-тво теплоты, получен-ное холодной водой Q 1, , Дж

  • Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
  • Вычисления:

Q отданное =___________________________________

Q 1 принятое =__________________________________

  • Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и, количество теплоты, полученное холодной водой, и сделайте вывод.

Вывод:

Дополнительное задание: 1.Вспомните, как определяется цена деления шкалы прибора. Определите цену деления термометров. Термометр Цена деления № 1 Показания № 2 2.С помощью какого термометра – 1 или 2- показания температуры будут более точными ? ________________________ 3.Напишите формулу для расчета количества теплоты: 4.Как обозначаются и в каких единицах измеряются:  Количество теплоты: :[  ] = [  ]  Масса:[  ] = [  ]  Удельная теплоемкость: [  ] = [  ]  Температура: [  ] = [  ]

Дополнительное задание:

1.Вспомните, как определяется цена деления шкалы прибора. Определите цену деления термометров.

Термометр

Цена деления

№ 1

Показания

№ 2

2.С помощью какого термометра – 1 или 2- показания температуры будут более точными ? ________________________

3.Напишите формулу для расчета количества теплоты:

4.Как обозначаются и в каких единицах измеряются:

  • Количество теплоты: :[ ] = [ ]
  • Масса:[ ] = [ ]
  • Удельная теплоемкость: [ ] = [ ]
  • Температура: [ ] = [ ]
Лабораторная работа №2 Измерение удельной теплоемкости твердого тела Цель работы: измерить удельную теплоемкость металлического цилиндра и сравнить ее с табличным значением. Оборудование: стакан с водой, калориметр, термометр, сосуд с горячей водой, металлический цилиндр на нити.

Лабораторная работа №2

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Цель работы: измерить удельную теплоемкость металлического цилиндра и сравнить ее с табличным значением.

Оборудование:

  • стакан с водой,
  • калориметр,
  • термометр,
  • сосуд с горячей водой,
  • металлический цилиндр на нити.

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой (термометр, стакан, мензурка).  Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с горячей водой.
  • Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой (термометр, стакан, мензурка).
  • Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры.
  • Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!
  • На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Ход работы:  1.Подготовка и проведение эксперимента. Налейте в калориметр воду массой 150 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды t 1. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте температуру горячей воды t 2 (эта температура и будет начальной температурой для цилиндра) Опустите цилиндр в калориметр с холодной водой. Измерьте температуру нагревшейся от цилиндра воды , t. 2.Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу  Масса воды в калориметре m 1 , кг Начальная температура воды Масса цилиндра m 2 , кг t 1, 0 C Начальная температура цилиндра t 2, 0 C Общая температура воды и цилиндра , t, 0 C

Ход работы:

1.Подготовка и проведение эксперимента.

  • Налейте в калориметр воду массой 150 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды t 1.
  • Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте температуру горячей воды t 2 (эта температура и будет начальной температурой для цилиндра)
  • Опустите цилиндр в калориметр с холодной водой. Измерьте температуру нагревшейся от цилиндра воды , t.

2.Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Масса воды в калориметре m 1 , кг

Начальная температура воды

Масса цилиндра m 2 , кг

t 1, 0 C

Начальная температура цилиндра t 2, 0 C

Общая температура воды и цилиндра , t, 0 C

Вычисления: Количество теплоты, полученное водой при нагревании:  Количество теплоты, отданное металлическим цилиндром:   Т.к. Q 1 = Q 2  то  значит Сравните полученный результат с табличным значением и сделайте вывод. Вывод:
  • Вычисления:

Количество теплоты, полученное водой при нагревании:

Количество теплоты, отданное металлическим цилиндром:

Т.к. Q 1 = Q 2

то

значит

Сравните полученный результат с табличным значением и сделайте вывод.

Вывод:

Дополнительное задание: 1. Удельная теплоемкость вещества – это……………………. 2.Кубики нагрели на 1 0 C. На сколько джоулей увеличилась внутренняя энергия каждого кубика? Медного _______________________________________ Стального _______________________________________ Алюминиевого __________________________________

Дополнительное задание:

1. Удельная теплоемкость вещества – это…………………….

2.Кубики нагрели на 1 0 C.

На сколько джоулей увеличилась внутренняя энергия каждого кубика?

Медного _______________________________________

Стального _______________________________________

Алюминиевого __________________________________

Лабораторная работа №3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова . Оборудование:   источник тока,  низковольтная лампа на подставке,  ключ,  амперметр,  соединительные провода

Лабораторная работа №3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока

на различных участках

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова .

Оборудование:

  • источник тока,
  • низковольтная лампа на подставке,
  • ключ,
  • амперметр,
  • соединительные провода
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила. Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Оберегайте приборы от падения.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Оберегайте приборы от падения.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  1. Запомните: 1)клемму амперметра со знаком + обязательно соединяют с проводником, который идет от полюса со знаком + источника тока. 2) никогда не присоединяйте амперметр непосредственно к обеим клеммам источника тока без потребителя тока, последовательно соединенного с амперметром. Испортите амперметр! 2. Соберите электрическую цепь по рисунку 1 . Запишите показания амперметра.

Ход работы:

1. Запомните:

1)клемму амперметра со знаком + обязательно соединяют с проводником, который идет от полюса со знаком + источника тока.

2) никогда не присоединяйте амперметр непосредственно к обеим клеммам источника тока без потребителя тока, последовательно соединенного с амперметром. Испортите амперметр!

2. Соберите электрическую цепь по рисунку 1 . Запишите показания амперметра.

3.Нарисуйте схему соединения приборов в цепь. 4. Переставьте амперметр (между источником питания и ключом, между источником питания и лампой) и зарисуйте схемы. 5. Заполните таблицу: № опыта Опыт 1 Показания амперметра I , A Опыт 2 Опыт 3 6.Сравните показания амперметра и сделайте вывод. Вывод

3.Нарисуйте схему соединения приборов в цепь.

4. Переставьте амперметр (между источником питания и ключом, между источником питания и лампой) и зарисуйте схемы.

5. Заполните таблицу:

№ опыта

Опыт 1

Показания амперметра

I , A

Опыт 2

Опыт 3

6.Сравните показания амперметра и сделайте вывод.

Вывод

Дополнительное задание: 1) Сила тока – это…………. 2) Сила тока обозначается _____________, измеряется в ___________,  формула для расчета ______________________ 3)Амперметр – это………..  4)Амперметр включается в цепь ...............

Дополнительное задание:

1) Сила тока – это………….

2) Сила тока обозначается _____________,

измеряется в ___________,

формула для расчета ______________________

3)Амперметр – это………..

4)Амперметр включается в цепь ...............

Лабораторная работа №4 Измерения напряжения на различных участках цепи Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей. И сравнить его с напряжением на конце каждой спирали . Оборудование:  источник тока,  спирали - резисторы - 2 шт,  вольтметр,  ключ,  соединительные провода

Лабораторная работа №4

Измерения напряжения на различных участках цепи

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей. И сравнить его с напряжением на конце каждой спирали .

Оборудование:

  • источник тока,
  • спирали - резисторы - 2 шт,
  • вольтметр,
  • ключ,
  • соединительные провода

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Запомните: Клемму вольтметра со знаком + обязательно соединяют с клеммой проводника, которая идет от полюса со знаком + источника тока. 2) Никогда не ставьте вольтметр последовательно с источником тока и другими элементами электрической цепи. Испортите вольтметр!  1. Соберите цепь из источника питания, спиралей, лампы, амперметра и ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь. Нарисуйте схему цепи. 2. Измерьте напряжение U 1 и U 2 на концах каждой спирали. U 1 = ______________ В, U 2 = _____________ В 3. Измерьте напряжение U на участке цепи АВ, состоящем из двух спиралей.  U = __________ В; 4. Вычислите сумму напряжений U 1 +U 2 на обеих спиралях и сравните её  с напряжением U. Сделайте вывод.  U 1 +U 2 = _____________________ В  Вывод:

Ход работы:

Запомните:

  • Клемму вольтметра со знаком + обязательно соединяют с клеммой проводника, которая идет от полюса со знаком + источника тока.

2) Никогда не ставьте вольтметр последовательно с источником тока и другими элементами электрической цепи. Испортите вольтметр!

1. Соберите цепь из источника питания, спиралей, лампы, амперметра и ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь. Нарисуйте схему цепи.

2. Измерьте напряжение U 1 и U 2 на концах каждой спирали.

U 1 = ______________ В, U 2 = _____________ В

3. Измерьте напряжение U на участке цепи АВ, состоящем из двух спиралей.

U = __________ В;

4. Вычислите сумму напряжений U 1 +U 2 на обеих спиралях и сравните её

с напряжением U. Сделайте вывод.

U 1 +U 2 = _____________________ В

Вывод:

Дополнительное задание: 1.Электрическое напряжение это……. 2.Напряжение обозначается ________, измеряется в _____________, формула для расчета __________________________________________ 3.Прибор для измерения напряжения называется ________________ 4.Вольтметр включается в цепь  _______________ ______________________________________________________ 5.Переведите в СИ: 1 кВ=    0,5 кВ= 1 мВ=    100 мВ= 6.Как обозначаются в электрической схеме Источник тока Ключ Лампочка Резистор

Дополнительное задание:

1.Электрическое напряжение это…….

2.Напряжение обозначается ________, измеряется в _____________,

формула для расчета __________________________________________

3.Прибор для измерения напряжения называется ________________

4.Вольтметр включается в цепь _______________

______________________________________________________

5.Переведите в СИ:

1 кВ= 0,5 кВ=

1 мВ= 100 мВ=

6.Как обозначаются в электрической схеме

Источник тока

Ключ

Лампочка

Резистор

Лабораторная работа №5 Регулирование силы тока реостатом Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи . Оборудование:  источник питания, ползунковый реостат,  ключ, соединительные провода, амперметр

Лабораторная работа №5

Регулирование силы тока реостатом

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи .

Оборудование:

  • источник питания,
  • ползунковый реостат,
  • ключ,
  • соединительные провода,
  • амперметр

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Внимание!!! Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным 0, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится. 1. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее. 2. Составьте цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ. Начертите схему этой цепи.

Ход работы:

Внимание!!! Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным 0, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.

1. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.

2. Составьте цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ. Начертите схему этой цепи.

3. Замкните цепь и отметьте показания амперметра. 4. Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра. 5. После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра. 6. Результаты наблюдений занесите в таблицу. Сделайте вывод. Положение ползунка реостата Сила тока Полное сопротив- ление реостата Сопротив- ление реостата уменьша- ется I, A Среднее положение ползунка реостата Сопротив- ление реостата минималь- ное Сопротив- ление реостат увеличива- ется

3. Замкните цепь и отметьте показания амперметра.

4. Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.

5. После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.

6. Результаты наблюдений занесите в таблицу. Сделайте вывод.

Положение ползунка реостата

Сила тока

Полное сопротив- ление реостата

Сопротив- ление реостата уменьша- ется

I, A

Среднее положение ползунка реостата

Сопротив- ление реостата минималь- ное

Сопротив- ление реостат увеличива- ется

Дополнительное задание: 1. Для чего предназначен реостат? 2. Почему реостаты чаще всего изготавливают из никелиновой и константановой проволоки? 3. Какой из реостатов уменьшает силу тока больше 4. Обозначение реостата на схеме:

Дополнительное задание:

1. Для чего предназначен реостат?

2. Почему реостаты чаще всего изготавливают из никелиновой и константановой проволоки?

3. Какой из реостатов уменьшает силу тока больше

4. Обозначение реостата на схеме:

Лабораторная работа №6 Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте в том, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах. . Оборудование:  источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, ползунковый реостат,  ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа №6

Измерение сопротивления проводника при помощи

амперметра и вольтметра

Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте в том, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах. .

Оборудование:

  • источник питания,
  • исследуемый проводник,
  • амперметр,
  • вольтметр,
  • ползунковый реостат,
  • ключ,
  • соединительные провода.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  1. Соберите цепь, последовательно соединив источник питания, амперметр, спираль, реостат, ключ. Начертите схему этой цепи. 2. Измерьте силу тока в цепи. 3. К концам исследуемого проводника присоедините вольтметр и измерьте напряжение на его концах. 4. С помощью реостата измените, сопротивление в цепи и снова измерьте силу тока и напряжение на исследуемом проводнике. 5. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого опыта. 6. Результаты измерений и вычисление запишите в таблицу.

Ход работы:

1. Соберите цепь, последовательно соединив источник питания, амперметр, спираль, реостат, ключ. Начертите схему этой цепи.

2. Измерьте силу тока в цепи.

3. К концам исследуемого проводника присоедините вольтметр и измерьте напряжение на его концах.

4. С помощью реостата измените, сопротивление в цепи и снова измерьте силу тока и напряжение на исследуемом проводнике.

5. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого опыта.

6. Результаты измерений и вычисление запишите в таблицу.

Провод № опыта ник Сила тока 1 I, A Напряжение 2 U, B Сопротивление R, Oм 7. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжении на его концах. Вывод:

Провод

№ опыта

ник

Сила тока

1

I, A

Напряжение

2

U, B

Сопротивление

R, Oм

7. Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжении на его концах.

Вывод:

Дополнительное задание: 1. На каких приборах измеряет вольтметр напряжение? № 1____________________ № 2____________________ № 3____________________ № 4_____________________ 2. Какие ошибки допущены во всех трех схемах? № 1_______________________________ № 2_______________________________ № 3_______________________________

Дополнительное задание:

1. На каких приборах измеряет вольтметр напряжение?

№ 1____________________

№ 2____________________

№ 3____________________

№ 4_____________________

2. Какие ошибки допущены во всех трех схемах?

№ 1_______________________________

№ 2_______________________________

№ 3_______________________________

Лабораторная работа №7 Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы. . Оборудование:  источник питания, лампа на подставке, амперметр, вольтметр, секундомер, ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа №7

Измерение мощности и работы тока

в электрической лампочке

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы. .

Оборудование:

  • источник питания,
  • лампа на подставке,
  • амперметр,
  • вольтметр,
  • секундомер,
  • ключ,
  • соединительные провода.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно. 2. Заметьте время включения лампы. t 1 . 3. Измерьте вольтметром напряжение на лампе.  4. Измерьте амперметром силу тока в цепи. I 5. Вычислите по формуле P = I· U мощность электрического тока в лампе. 6. Заметьте время выключения лампы t 2 . 7. Вычислите время работы лампы Δt = t 2 - t 1  8. По времени горения лампы и мощности тока вычислите работу тока в лампе по формуле А =  P · Δt 9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Время включения t 1, мин Время выключения Напряжение  t 2, мин Сила тока U , В Мощность  I , А P, Вт Работа А, Дж 10. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значение не совпадает, объясните это расхождение в выводе.

Ход работы:

  • Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.

2. Заметьте время включения лампы. t 1 .

3. Измерьте вольтметром напряжение на лампе.

4. Измерьте амперметром силу тока в цепи. I

5. Вычислите по формуле P = I· U мощность электрического тока в лампе.

6. Заметьте время выключения лампы t 2 .

7. Вычислите время работы лампы Δt = t 2 - t 1

8. По времени горения лампы и мощности тока вычислите работу тока в лампе по формуле А = P · Δt

9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Время включения

t 1, мин

Время выключения

Напряжение

t 2, мин

Сила тока

U , В

Мощность

I , А

P, Вт

Работа А, Дж

10. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значение не совпадает, объясните это расхождение в выводе.

Дополнительное задание: 1. Напишите обозначение, формулы и единицы измерения работы и мощности электрического тока.   Обозначение Работа   Мощность Единица измерения  Формула Запишите через Дж:  1Вт∙с =  1гВт∙ч =  1Вт∙ч = 1кВт∙ч =

Дополнительное задание:

1. Напишите обозначение, формулы и единицы измерения работы и

мощности электрического тока.

Обозначение

Работа

Мощность

Единица измерения

Формула

  • Запишите через Дж:

1Вт∙с = 1гВт∙ч =

1Вт∙ч = 1кВт∙ч =

Лабораторная работа №8 Сборка электромагнита и испытание его действия Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. Оборудование:   источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр,  линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).

Лабораторная работа №8

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование:

  • источник питания,
  • реостат,
  • ключ,
  • соединительные провода,
  • компас (магнитная стрелка),
  • дугообразный магнит,
  • амперметр,
  • линейка,
  • детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи. 16 2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1.  3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1. Катушка без сердечника L 1 , см I 1 , А L 2 , см I 2 , А

Ход работы:

  • Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.

16

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1.

3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в

таблицу 1.

Катушка

без сердечника

L 1 , см

I 1 , А

L 2 , см

I 2 , А

 4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2.  5. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2. Катушка с сердечником L 3 , см I 3 , А L 4 , см I 4 , А 6. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод

4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2.

5. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Катушка

с сердечником

L 3 , см

I 3 , А

L 4 , см

I 4 , А

6. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4.

Сделайте вывод

Дополнительное задание: 1. Вставьте пропущенные слова:  а) Электрическое поле существует вокруг ….... электрического заряда.  б)Магнитное поле существует только вокруг …….электрических зарядов. 2. Нарисуйте магнитные линии вокруг прямого проводника с током. 3. Электромагнит – это………….. 4. Как можно усилить магнитные свойства катушки с током? 1)_______________________________________________ 2)________________________________________________ 3)________________________________________________ 4)________________________________________________

Дополнительное задание:

1. Вставьте пропущенные слова:

а) Электрическое поле существует вокруг ….... электрического заряда.

б)Магнитное поле существует только вокруг …….электрических зарядов.

2. Нарисуйте магнитные линии вокруг прямого проводника с током.

3. Электромагнит – это…………..

4. Как можно усилить магнитные свойства катушки с током?

1)_______________________________________________

2)________________________________________________

3)________________________________________________

4)________________________________________________

Лабораторная работа №9 Получение изображения с помощью линзы . Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы . Оборудование:  собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Лабораторная работа №9

Получение изображения с помощью линзы .

Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы .

Оборудование:

  • собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Будьте осторожны при работе с линзами. Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

Будьте осторожны при работе с

линзами. Не давите на поверхность

линз руками, не роняйте их на пол, не

прикладывайте линзы к глазам.

2F. Каждый раз наблюдайте полученное изображение прорези. Измеряйте в каждом случае расстояние от пластины до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое). " width="640"

Ход работы:

1. Положите на стол направляющую линейку, у конца которой установите экран.

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль направляющей линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F (оно будет тем точнее, чем дальше находится линза от окна). Отметьте на линейке фокусное расстояние линзы F.

2. Между линзой и экраном установите пластинку с прорезанной буквой F. Последовательно располагайте пластинку на различных расстояниях d от линзы:

1) d 2) F 3) d 2F.

Каждый раз наблюдайте полученное изображение прорези. Измеряйте в каждом случае расстояние от пластины до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое).

Фокусное расстояние линзы № F, м опыта 1 Расстояние от лампы до линзы Вид 2 изображения Расстояние от линзы 3 d, м до экрана f, м 3. Постройте изображение прорези F для каждого случая. 4. Запишите вывод о том, как меняется изображение прорези при удалении предмета от линзы. Вывод:

Фокусное расстояние линзы

F, м

опыта

1

Расстояние от лампы

до линзы

Вид

2

изображения

Расстояние от линзы

3

d, м

до экрана

f, м

3. Постройте изображение прорези F для каждого случая.

4. Запишите вывод о том, как меняется изображение прорези при удалении предмета от линзы.

Вывод:

Использованная литература Перышкин А.В. Физика. 8 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по термодинамике и молекулярной физике. ООО «Химлабо» 2012г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по оптике. ООО «Химлабо» 2012г.

Использованная литература

  • Перышкин А.В. Физика. 8 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по термодинамике и молекулярной физике. ООО «Химлабо» 2012г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по оптике. ООО «Химлабо» 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!