Лабораторные работы для 9класса по физике.
Составитель:
Учитель физики 1 кат.
Затесова Н.В.
МАОУ НТГО «СОШ №3»
Инструктаж по технике безопасности.
- Во время работы будьте внимательны.
- Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
- Не ставьте оборудование на край стола.
- Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
- Не переставляйте оборудование на другие столы.
- По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Лабораторная работа №1
Исследование изменения координаты тела со временем
Цель работы: исследовать зависимость от времени координаты тела при его прямолинейном неравномерном движении.
Оборудование:
- Секундомер
- Стальной шарик
- Желоб прямой
- Металлический брусок
- Опора желоба
- Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила.
- Во время работы будьте внимательны.
- Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
- Не ставьте оборудование на край стола.
- Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
- Не переставляйте оборудование на другие столы.
- По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Ход работы:
1. Соберите установку так, как показано на рисунке (верхний конец желоба на высоте 4-5см).
2. Шарик должен скатываться не более, чем за 5с.
3. Определите начальную координату шарика, брусок располагают на заданном в таблице расстоянии от шарика.
Х
X 0
t
t 1, c
X 1
t 2, c
(S=0cm)
(S=15cm)
X 2
t 3, c
(S=30cm)
X 3
t 4, c
t 5, c
(S=45cm)
t ср,С
4. Повторите опыт на каждый случай 5раз.
5. Полученные данные используйте для построения графика. По графику определите вид движения.
6. Сделайте вывод.
Х,см
0
t,c
Дополнительное задание:
1. Какое движение называется равномерным?
2. Какое движение называется неравномерным?
3. Что такое ускорение?
4. Запишите формулу и единицы измерения ускорения.
Лабораторная работа №2
Исследование изменения скорости тела при равноускоренном движении.
Цель работы: исследовать зависимость от времени скорости тела при его равноускоренном движении.
Оборудование:
- Секундомер
- Стальной шарик
- Желоб прямой
- Металлический брусок
- Упор для желоба
- Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила.
- Во время работы будьте внимательны.
- Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
- Не ставьте оборудование на край стола.
- Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
- Не переставляйте оборудование на другие столы.
- По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Ход работы:
Двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением:
Справедливость данного равенства необходимо проверить
опытным путем.
Скорость тела в данной точке траектории можно определить, измерив перемещение до точки и время, за которое оно совершено. Опыт начинают с определения начальной координаты шарика. Проводят две серии опытов: 1)шарик скатывается до середины желоба, 2) шарик скатывается до конца желоба. Опыт провести до 3-х раз в каждой серии. Заполните таблицу и сделайте вывод.
№ опыта
Х 0, мм
1
Х , мм
2
S , м
3
t 1,2 c
4
5
T 1,2cр, с
6
V 1, м/с
Лабораторная работа №3
Изучение третьего закона Ньютона
Цель работы: экспериментально проверить утверждение о том, что силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по величине и противоположно направлены.
Оборудование:
- Пружина
- Желоб прямой
- Динамометр (2шт).
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила.
- Во время работы будьте внимательны.
- Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
- Не ставьте оборудование на край стола.
- Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
- Не переставляйте оборудование на другие столы.
- По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Ход работы:
1. Положить пружину рядом с внешней шкалой прямого желоба.
2. Удерживая один конец пружины рукой, другой конец потянуть с помощью динамометра. По шкале измерить длину деформированной пружины.
3. Опыт повторить. Сила растяжения по динамометру: 1Н, 2Н, 3Н, 4Н.
4. Во второй серии опытов пружину растягивают двумя динамометрами до первоначальных значений удлинений из первой серии опытов.
№ серии
1-ая серия
F 1 ,H
х, мм
F 2, Н
2-ая серия
По результатам опытов сделать вывод.
Лабораторная работа №4
Измерение периода колебаний математического маятника
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Оборудование:
- штатив с муфтой и лапкой,
- шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см,
- секундомер.
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила.
- Расположите штатив посередине стола.
- Будьте осторожны при работе маятником.
- Не роняйте и не бросайте грузы.
- Аккуратно работайте с секундомером.
Ход работы:
1. Установите на краю стола штатив.
2. Закрепите нить маятника в лапке штатива,.
3. Для проведения первого опыта выберите длину нити 5 — 8 см и отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1 —2 см) и отпустите.
4. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 25-30 полных колебаний (N)
5. Результаты измерений запишите в таблицу.
Физическая величина
№ опыта
1
l, см
N
2
t,c
3
Т,с
4
5
v, Гц
6. Проведите еще 4 опыта так же, как и первый, при этом длину маятника L увеличивайте до предельного.
(Например: 2) 20 — 25 см, 3)45 —50 см, 4) 80 — 85 см, 5) 125-130 см).
7. Для каждого опыта вычислите период колебаний Т и запишите в таблицу.
8. Для каждого опыта рассчитайте значение частоты колебаний v и запишите в таблицу.
9. Проанализируйте результаты, записанные в таблице, и ответьте на вопросы:
а) Увеличили или уменьшили длину маятника, если период колебаний уменьшился от 0,3 с до 0,1 с?
б) Увеличили или уменьшили длину маятника, если частота колебаний уменьшилась от 5 Гц до 3 Гц?
Вывод:
Дополнительное задание:
1. Какие колебания называются свободными?
2. Что представляет собой нитяной маятник?
3. Период колебаний — это….
4. Частота колебаний — это…..
Лабораторная работа №5
Измерение ускорения свободного падения
Цель работы: сформировать умение измерения ускорения свободного падения с помощью груза на подвесе.
Оборудование:
- Секундомер
- Измерительная лента
- Груз 100г
- Нить
- Стержень штатива с муфтой и лапкой
- Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.
Внимательно прочитайте правила.
- Во время работы будьте внимательны.
- Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
- Не ставьте оборудование на край стола.
- Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
- Не переставляйте оборудование на другие столы.
- По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Ход работы:
1. Соберите установку так, как показано на рисунке.
2. На конец нити подвесьте груз (от пола на высоте 2-3см).
3. Отведите груз на 5-10см в сторону, отпустите и одновременно включите секундомер.
4. Определите время, за которое он совершит 30-40 полных колебаний. Проведите опыт 3 раза.
5. Проведите измерения. Заполните таблицу.
6. Вычислите ускорение свободного падения и сравните его с табличным значением. Если оно не совпадает, то дайте объяснение в выводе.
L- длина маятника, N- число колебаний,
t- время, за которое совершены колебания,
T- период колебания.
№ опыта
L,м
1
2
N
t,с
3
T,с
g
Дополнительное задание:
1. Свободным падением называется…….
2.Свободное падение по своему характеру является ________
3.Ускорение свободного падения g =
4.Все ли тела падают с одинаковым ускорением? Почему?
Лабораторная работа №6
Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков
Цель работы: получить представление об экспериментальных методах исследования ядерных реакций и свойств элементарных частиц по виду их треков.
Оборудование:
- Фотография №1 треков продуктов деления ядра атома урана, полученная с помощью фотоэмульсии
- Фотография №2 треков, образованных в камере Вильсона потоком α-частиц,
- Фотография №3 треков элементарных частиц, пролетавших в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле.
- Линейка
- Циркуль
- Транспортир
- Лист кальки.
Примечание. 1. На рис. представлена фотография деления ядра атома урана под действием нейтрона на два осколка (ядро находилось в точке g).
2. По трекам видно, что осколки ядра атома урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии).
3. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы.
4. Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость.
Ход работы:
1.
Дополнительное задание:
1. Сформулируйте закон сохранения импульса.
2. Почему реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду?
Использованная литература
- Перышкин А.В. Физика. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г.
- Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г.
- Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г.
- Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по квантовой физиее. ООО «Химлабо» 2012г.