СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Исследование изменения координаты тела со временем
  2. Исследование изменения скорости тела при равноускоренном движении.
  3. Изучение третьего закона Ньютона
  4. Измерение периода колебаний математического маятника
  5. Измерение ускорения свободного падения
  6. Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы для 9 класса»

Лабораторные работы для 9класса  по физике. Составитель: Учитель физики 1 кат. Затесова Н.В. МАОУ НТГО «СОШ №3»

Лабораторные работы для 9класса по физике.

Составитель:

Учитель физики 1 кат.

Затесова Н.В.

МАОУ НТГО «СОШ №3»

Инструктаж  по технике безопасности. Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Инструктаж по технике безопасности.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Лабораторная работа №1 Исследование изменения координаты тела со временем Цель работы: исследовать зависимость от времени координаты тела при его прямолинейном неравномерном движении. Оборудование:  Секундомер Стальной шарик Желоб прямой Металлический брусок Опора желоба Укладочный пенал.

Лабораторная работа №1

Исследование изменения координаты тела со временем

Цель работы: исследовать зависимость от времени координаты тела при его прямолинейном неравномерном движении.

Оборудование:

  • Секундомер
  • Стальной шарик
  • Желоб прямой
  • Металлический брусок
  • Опора желоба
  • Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   1. Соберите установку так, как показано на рисунке (верхний конец желоба на высоте 4-5см).  2. Шарик должен скатываться не более, чем за 5с.  3. Определите начальную координату шарика, брусок располагают на заданном в таблице расстоянии от шарика.

Ход работы:

1. Соберите установку так, как показано на рисунке (верхний конец желоба на высоте 4-5см).

2. Шарик должен скатываться не более, чем за 5с.

3. Определите начальную координату шарика, брусок располагают на заданном в таблице расстоянии от шарика.

 Х X 0 t t 1, c X 1 t 2, c (S=0cm) (S=15cm) X 2 t 3, c (S=30cm) X 3 t 4, c t 5, c (S=45cm) t ср,С 4. Повторите опыт на каждый случай 5раз.  5. Полученные данные используйте для построения графика. По графику определите вид движения.  6. Сделайте вывод.

Х

X 0

t

t 1, c

X 1

t 2, c

(S=0cm)

(S=15cm)

X 2

t 3, c

(S=30cm)

X 3

t 4, c

t 5, c

(S=45cm)

t ср,С

4. Повторите опыт на каждый случай 5раз.

5. Полученные данные используйте для построения графика. По графику определите вид движения.

6. Сделайте вывод.

Х,см 0 t,c

Х,см

0

t,c

Дополнительное задание:  1. Какое движение называется равномерным?  2. Какое движение называется неравномерным?  3. Что такое ускорение?  4. Запишите формулу и единицы измерения ускорения.

Дополнительное задание:

1. Какое движение называется равномерным?

2. Какое движение называется неравномерным?

3. Что такое ускорение?

4. Запишите формулу и единицы измерения ускорения.

Лабораторная работа №2 Исследование изменения скорости тела при равноускоренном движении. Цель работы: исследовать зависимость от времени скорости тела при его равноускоренном движении. Оборудование:  Секундомер Стальной шарик Желоб прямой Металлический брусок Упор для желоба Укладочный пенал.

Лабораторная работа №2

Исследование изменения скорости тела при равноускоренном движении.

Цель работы: исследовать зависимость от времени скорости тела при его равноускоренном движении.

Оборудование:

  • Секундомер
  • Стальной шарик
  • Желоб прямой
  • Металлический брусок
  • Упор для желоба
  • Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:  Двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением: Справедливость данного равенства необходимо проверить опытным путем.

Ход работы:

Двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением:

Справедливость данного равенства необходимо проверить

опытным путем.

 Скорость тела в данной точке траектории можно определить, измерив перемещение до точки и время, за которое оно совершено. Опыт начинают с определения начальной координаты шарика. Проводят две серии опытов: 1)шарик скатывается до середины желоба, 2) шарик скатывается до конца желоба. Опыт провести до 3-х раз в каждой серии. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Скорость тела в данной точке траектории можно определить, измерив перемещение до точки и время, за которое оно совершено. Опыт начинают с определения начальной координаты шарика. Проводят две серии опытов: 1)шарик скатывается до середины желоба, 2) шарик скатывается до конца желоба. Опыт провести до 3-х раз в каждой серии. Заполните таблицу и сделайте вывод.

№ опыта Х 0, мм 1 Х , мм 2 S , м 3 t 1,2 c 4 5 T 1,2cр, с 6 V 1, м/с

опыта

Х 0, мм

1

Х , мм

2

S , м

3

t 1,2 c

4

5

T 1,2cр, с

6

V 1, м/с

Лабораторная работа №3 Изучение третьего закона Ньютона Цель работы:  экспериментально проверить утверждение о том, что силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по величине и противоположно направлены. Оборудование:  Пружина Желоб прямой Динамометр (2шт).

Лабораторная работа №3

Изучение третьего закона Ньютона

Цель работы: экспериментально проверить утверждение о том, что силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по величине и противоположно направлены.

Оборудование:

  • Пружина
  • Желоб прямой
  • Динамометр (2шт).
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   1. Положить пружину рядом с внешней шкалой прямого желоба.  2. Удерживая один конец пружины рукой, другой конец потянуть с помощью динамометра. По шкале измерить длину деформированной пружины.  3. Опыт повторить. Сила растяжения по динамометру: 1Н, 2Н, 3Н, 4Н.  4. Во второй серии опытов пружину растягивают двумя динамометрами до первоначальных значений удлинений из первой серии опытов.

Ход работы:

1. Положить пружину рядом с внешней шкалой прямого желоба.

2. Удерживая один конец пружины рукой, другой конец потянуть с помощью динамометра. По шкале измерить длину деформированной пружины.

3. Опыт повторить. Сила растяжения по динамометру: 1Н, 2Н, 3Н, 4Н.

4. Во второй серии опытов пружину растягивают двумя динамометрами до первоначальных значений удлинений из первой серии опытов.

№ серии 1-ая серия F 1 ,H х, мм F 2, Н 2-ая серия По результатам опытов сделать вывод.

серии

1-ая серия

F 1 ,H

х, мм

F 2, Н

2-ая серия

По результатам опытов сделать вывод.

Лабораторная работа №4 Измерение периода колебаний математического маятника Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см, секундомер.

Лабораторная работа №4

Измерение периода колебаний математического маятника

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование:

  • штатив с муфтой и лапкой,
  • шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см,
  • секундомер.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Расположите штатив посередине стола. Будьте осторожны при работе маятником. Не роняйте и не бросайте грузы. Аккуратно работайте с секундомером.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Расположите штатив посередине стола.
  • Будьте осторожны при работе маятником.
  • Не роняйте и не бросайте грузы.
  • Аккуратно работайте с секундомером.

Ход работы:  1. Установите на краю стола штатив.  2. Закрепите нить маятника в лапке штатива,. 3. Для проведения первого опыта выберите длину нити 5 — 8 см и отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1 —2 см) и отпустите. 4. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 25-30 полных колебаний (N) 5. Результаты измерений запишите в таблицу.

Ход работы:

1. Установите на краю стола штатив.

2. Закрепите нить маятника в лапке штатива,.

3. Для проведения первого опыта выберите длину нити 5 — 8 см и отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1 —2 см) и отпустите.

4. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 25-30 полных колебаний (N)

5. Результаты измерений запишите в таблицу.

Физическая величина № опыта 1 l, см N 2 t,c 3 Т,с 4 5 v, Гц 6. Проведите еще 4 опыта так же, как и первый, при этом длину маятника L увеличивайте до предельного.  (Например: 2) 20 — 25 см, 3)45 —50 см, 4) 80 — 85 см, 5) 125-130 см).

Физическая величина

№ опыта

1

l, см

N

2

t,c

3

Т,с

4

5

v, Гц

6. Проведите еще 4 опыта так же, как и первый, при этом длину маятника L увеличивайте до предельного.

(Например: 2) 20 — 25 см, 3)45 —50 см, 4) 80 — 85 см, 5) 125-130 см).

7. Для каждого опыта вычислите период колебаний Т и запишите в таблицу. 8. Для каждого опыта рассчитайте значение частоты колебаний v и запишите в таблицу.  9. Проанализируйте результаты, записанные в таблице, и ответьте на вопросы: а) Увеличили или уменьшили длину маятника, если период колебаний уменьшился от 0,3 с до 0,1 с? б) Увеличили или уменьшили длину маятника, если частота колебаний уменьшилась от 5 Гц до 3 Гц? Вывод:

7. Для каждого опыта вычислите период колебаний Т и запишите в таблицу.

8. Для каждого опыта рассчитайте значение частоты колебаний v и запишите в таблицу.

9. Проанализируйте результаты, записанные в таблице, и ответьте на вопросы:

а) Увеличили или уменьшили длину маятника, если период колебаний уменьшился от 0,3 с до 0,1 с?

б) Увеличили или уменьшили длину маятника, если частота колебаний уменьшилась от 5 Гц до 3 Гц?

Вывод:

Дополнительное задание: 1. Какие колебания называются свободными? 2. Что представляет собой нитяной маятник? 3. Период колебаний — это…. 4. Частота колебаний — это…..

Дополнительное задание:

1. Какие колебания называются свободными?

2. Что представляет собой нитяной маятник?

3. Период колебаний — это….

4. Частота колебаний — это…..

Лабораторная работа №5 Измерение ускорения свободного падения Цель работы: сформировать умение измерения ускорения свободного падения с помощью груза на подвесе. Оборудование:  Секундомер Измерительная лента Груз 100г Нить Стержень штатива с муфтой и лапкой Укладочный пенал.

Лабораторная работа №5

Измерение ускорения свободного падения

Цель работы: сформировать умение измерения ускорения свободного падения с помощью груза на подвесе.

Оборудование:

  • Секундомер
  • Измерительная лента
  • Груз 100г
  • Нить
  • Стержень штатива с муфтой и лапкой
  • Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   1. Соберите установку так, как показано на рисунке.  2. На конец нити подвесьте груз (от пола на высоте 2-3см).  3. Отведите груз на 5-10см в сторону, отпустите и одновременно включите секундомер.  4. Определите время, за которое он совершит 30-40 полных колебаний. Проведите опыт 3 раза.

Ход работы:

1. Соберите установку так, как показано на рисунке.

2. На конец нити подвесьте груз (от пола на высоте 2-3см).

3. Отведите груз на 5-10см в сторону, отпустите и одновременно включите секундомер.

4. Определите время, за которое он совершит 30-40 полных колебаний. Проведите опыт 3 раза.

 5. Проведите измерения. Заполните таблицу.  6. Вычислите ускорение свободного падения и сравните его с табличным значением. Если оно не совпадает, то дайте объяснение в выводе. L- длина маятника, N- число колебаний, t- время, за которое совершены колебания,  T- период колебания. № опыта L,м 1 2 N t,с 3 T,с g

5. Проведите измерения. Заполните таблицу.

6. Вычислите ускорение свободного падения и сравните его с табличным значением. Если оно не совпадает, то дайте объяснение в выводе.

L- длина маятника, N- число колебаний,

t- время, за которое совершены колебания,

T- период колебания.

опыта

L,м

1

2

N

t,с

3

T,с

g

Дополнительное задание: 1. Свободным падением называется……. 2.Свободное падение по своему характеру является ________ 3.Ускорение свободного падения g =  4.Все ли тела падают с одинаковым ускорением? Почему?

Дополнительное задание:

1. Свободным падением называется…….

2.Свободное падение по своему характеру является ________

3.Ускорение свободного падения g =

4.Все ли тела падают с одинаковым ускорением? Почему?

Лабораторная работа №6 Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков Цель работы: получить представление об экспериментальных методах исследования ядерных реакций и свойств элементарных частиц по виду их треков. Оборудование:  Фотография №1 треков продуктов деления ядра атома урана, полученная с помощью фотоэмульсии Фотография №2 треков, образованных в камере Вильсона потоком α-частиц, Фотография №3 треков элементарных частиц, пролетавших в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Линейка Циркуль Транспортир Лист кальки.

Лабораторная работа №6

Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков

Цель работы: получить представление об экспериментальных методах исследования ядерных реакций и свойств элементарных частиц по виду их треков.

Оборудование:

  • Фотография №1 треков продуктов деления ядра атома урана, полученная с помощью фотоэмульсии
  • Фотография №2 треков, образованных в камере Вильсона потоком α-частиц,
  • Фотография №3 треков элементарных частиц, пролетавших в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле.
  • Линейка
  • Циркуль
  • Транспортир
  • Лист кальки.

Примечание. 1. На рис. представлена фотография деления ядра атома урана под действием нейтрона на два осколка (ядро находилось в точке g). 2. По трекам видно, что осколки ядра атома урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии). 3. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы. 4. Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость.

Примечание. 1. На рис. представлена фотография деления ядра атома урана под действием нейтрона на два осколка (ядро находилось в точке g).

2. По трекам видно, что осколки ядра атома урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии).

3. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы.

4. Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость.

Ход работы:  1.

Ход работы:

1.

Дополнительное задание: 1. Сформулируйте закон сохранения импульса.  2. Почему реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду?

Дополнительное задание:

1. Сформулируйте закон сохранения импульса.

2. Почему реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду?

Использованная литература Перышкин А.В. Физика. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по квантовой физиее. ООО «Химлабо» 2012г.

Использованная литература

  • Перышкин А.В. Физика. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по квантовой физиее. ООО «Химлабо» 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!