Лабораторные работы по биологии 5 класс

Категория: Биология

Разработаны задания и система оценивания при выполнении лабораторных работ в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по биологии 5 класс»

Лабораторные работы. 5 класс





Лабораторная работа№1

Тема: Разнообразие отделов растений

Цель: формировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры представителей различных отделов царства Растения и живые растения.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры и живые растения.

  2. Изучите рисунок 1.3 учебника.

  3. Найдите и определите среди изучаемых образцов представителей отделов царства Растения. Заполните таблицу.

Представители отделов царства Растения

Отдел

Представители











  1. Зарисуйте по одному представителю каждого отдела и дайте названия рисункам.

  2. Сделайте вывод о том, представители каких отделов имеют наиболее сложное строение.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 3 -5 баллов,

за выполнение задания №4-5 баллов,

за выполнение задания №5-1балл.

Итого 11 баллов.

5,5-7,5баллов - оценка «3»

8-9,5 баллов – оценка «4»

10-11 баллов - оценка «5»



Лабораторная работа№2

Тема: Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые, растения, приспособленные к условиям умеренной влажности, сухолюбивые.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные вам растения и найдите среди них влаголюбивые. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили влаголюбивые растения.

  2. Определите растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности.

  3. Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.

  4. Сделайте вывод о характерных особенностях влаголюбивых, сухолюбивых растений и растений, приспособленных к условиям умеренной влажности.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №3 по 2 балла,

за выполнение задания №4-1 балл.

Итого 7 баллов.

3,5-5 баллов - оценка «3»

5,5-6 баллов – оценка «4»

6,5-7 баллов - оценка «5»







Лабораторная работа№3

Тема: Устройство увеличительных приборов.

Цель: начать формировать умение работать с микроскопом.

Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода (арбуза или помидора) и клубня вареного картофеля, готовый микропрепарат элодеи.

Ход работы:

  1. Выясните, из каких частей состоит ручная лупа и каково их назначение. Ответ запишите.

  2. Рассмотрите кусочки мякоти плода помидора или арбуза, клубня вареного картофеля с помощью лупы. Зарисуйте увиденное. Дайте названия рисункам.

  3. Запишите указанные части микроскопа и их назначение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.

  4. Используя инструкцию, приведенную в учебнике, рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа элодеи. Зарисуйте то, что вы видите, дайте название рисунку.

  5. Сделайте выводы:

-о назначении лупы и микроскопа

-о различии этих двух приборов.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 -1 балл,

за выполнение задания №2-№3 по 2 балла,

за выполнение задания №4-1 балл

за выполнение задания №5-2балла.

Итого 8 баллов.

4-6 баллов - оценка «3»

6,5-7 баллов – оценка «4»

7,5-8 баллов - оценка «5»





Лабораторная работа№4

Тема: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Цель: начать формировать умение готовить временные микропрепараты.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная бумага, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука репчатого.

Ход работы:

  1. Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука репчатого. Дайте название каждому этапу работы и опишите его содержание.

  2. Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука согласно инструкции.

  3. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте продолговатые клетки кожицы. Дайте название рисунку.

  4. Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль. Зарисуйте 2-3 клетки. Подпишите их части.

  5. Сделайте вывод об отличиях увиденного при малом и большом увеличении микроскопа.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - 4 балла,

за выполнение задания №2-1 балл,

за выполнение задания №3-№4- по 2 балла

за выполнение задания №5-1балл.

Итого 10 баллов.

5-7 баллов - оценка «3»

7,5-8,5 баллов – оценка «4»

9-10 баллов - оценка «5»





Лабораторная работа№5

Тема: Состав клеток растений.

Цель: выявить значение органических и неорганических веществ для клетки и организма в целом.

Оборудование и материалы: стакан с водой, пробирка, баночка с раствором йода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника, семена пшеницы или кусочки корней, листьев, стеблей, марлевые мешочки с кусочками теста.

Ход работы:

  1. Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нем тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось после промывания. В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли йода. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.

  2. Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.

  3. Положите в пробирку несколько семян пшеницы или кусочки стебля, корня, листьев и нагревайте на слабом огне. Обратите внимание на появление капелек на внутренней стороне пробирки. Объясните причину наблюдаемого явления.

  4. Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся после сжигания. Назовите их. Объясните причину наблюдаемого явления.

  5. Заполните таблицу «Состав клеток растений»

Органические вещества

Неорганические вещества








  1. Сделайте вывод о составе клеток растений


Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 -№6 по 1 баллу.

Итого 6 баллов.

3- 4 балла - оценка «3»

4,5-5 баллов – оценка «4»

5,5-6 баллов - оценка «5»




Лабораторная работа№6

Тема: Строение клетки листа элодеи.

Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, побеги элодеи.

Ход работы:

  1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи согласно инструкции, рассмотрите при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

  2. Рассмотрите микропрепарат листа элодеи при большом увеличении микроскопа, зарисуйте 2-3 клетки листа, подпишите их части.

  3. 3.На основе наблюдений заполните таблицу «Строение растительной клетки», отмечая наличие органоида знаком « +»

Органоид

наличие

Ядро


Клеточная оболочка


Цитоплазма


Вакуоль


Хлоропласты



  1. Сделайте вывод о строении растительной клетки листа элодеи.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - 2 балла,

за выполнение задания №2-2 балла,

за выполнение задания №3- 1 балл

за выполнение задания №4-1балл.

Итого 6 баллов.

3- 4 балла - оценка «3»

4,5-5 баллов – оценка «4»

5,5-6 баллов - оценка «5»


Лабораторная работа№7

Тема: Строение животной клетки.

Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки,

Ход работы:

  1. Наберите пипеткой каплю воды с простейшими и нанесите ее на предметное стекло. Для замедления движения инфузорий положите немного волокон ваты. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела инфузории и особенности ее движения. Запишите свои наблюдения.

  2. Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки.

  3. Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в нее кристаллик соли. Соедините водным мостиком с каплей, в которой находятся инфузории. Рассмотрите препарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения. Объясните происходящее явление.

  4. Сравните строение растительной и животной клеток, заполните таблицу, отмечая наличие органоида знаком «+»

    Части клетки

    Растительная клетка

    Животная клетка

    Клеточная оболочка



    Мембрана



    Цитоплазма



    Ядро



    Вакуоль



    Пластиды



    Органоиды движения



  5. Сделайте вывод об особенностях строения животной и растительной клетки.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №4 по 2 балла,

за выполнение задания №5 -1 балл.

Итого 9 баллов.

4,5 – 6,5 баллов - оценка «3»

7-7,5 баллов – оценка «4»

8-9 баллов - оценка «5»



Лабораторная работа№8

Тема: Строение покровной и фотосинтезирующей ткани растений.

Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, листья традесканции, готовый микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез».

Ход работы:

  1. Срежьте кусочек кожицы с нижней поверхности листа традесканции и рассмотрите его на свет. Убедитесь, что кожица прозрачная.

Положите кусочек кожицы на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом.

Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.

Зарисуйте увиденное.

  1. Найдите на микропрепарате устьица. Рассмотрите и зарисуйте их строение. Дайте название рисунку.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез». Найдите под слоем клеток кожицы клетки фотосинтезирующей ткани. Зарисуйте 2-3 клетки фотосинтезирующей ткани листа.

  3. Найдите в клетках фотосинтезирующей ткани зеленые овальные тельца-хлоропласты. Напишите, какова их функция.

  4. На микропрепарате найдите участок ткани с большими межклетниками. Опишите их значение.

  5. Сделайте выводы об особенностях строения покровной и фотосинтезирующей ткани. Как взаимосвязано строение ткани и их функции?


Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №6 по 2 балла.

Итого 12 баллов.

6- 8,5 балла - оценка «3»

9-10 баллов – оценка «4»

10,5-12 баллов - оценка «5»







Лабораторная работа№9

Тема: Строение соединительных тканей животных.

Цель: формировать знания о характерных особенностях тканей животных в ходе лабораторной работы.

Оборудование и материалы: микроскоп, готовые препараты «Кость в поперечном разрезе», «Кровь лягушки», «Кровь человека», «Жировая ткань»

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кость в поперечном разрезе». Зарисуйте несколько клеток костной ткани. Дайте название рисунку.

  2. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека». Зарисуйте несколько клеток крови человека и лягушки. Дайте название рисунку.

  3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Жировая ткань»

Зарисуйте несколько клеток жировой ткани с межклеточным веществом.

  1. Заполните таблицу «Функции соединительной ткани»

    Вид соединительной ткани

    Выполняемая функция

    Кровь


    Жировая ткань


    Костная ткань


  2. Сделайте вывод о взаимосвязи между строением клеток и функциями разных видов соединительной ткани.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №5 по 2 балла,

Итого 10 баллов.

5-7 баллов - оценка «3»

7,5-8,5 баллов – оценка «4»

9-10 баллов - оценка «5»






Лабораторная работа№10

Тема: Строение мышечных и нервной ткани животных.

Цель: развивать умение устанавливать взаимосвязь строения и функций, работать с различными информационными ресурсами, в том числе и с микропрепаратами.

Оборудование и материалы: микроскоп, готовые микропрепараты «Гладкая мышечная ткань», «Поперечно-полосатая мышечная ткань», «Нервные клетки».

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Зарисуйте 3-4 клетки мышечных тканей.

2. На основе наблюдений заполните таблицу «Виды мышечной ткани»

Виды мышечной ткани

Сходство в строении

Различия в строении


3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат нервной ткани. Зарисуйте участок нервной ткани. Подпишите части нервной клетки.

4. Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями мышечных и нервной тканей.


Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - 2 балла,

за выполнение задания №2-2 балла,

за выполнение задания №3- 1 балл

за выполнение задания №4-2балла.

Итого 7 баллов.

3,5-5 баллов - оценка «3»

5,5-6 баллов – оценка «4»

6,5-7 баллов - оценка «5»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей