Лабораторная работа №10
СОЗДАНИЕ ДИНАМИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ В 3DS MAX
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать трехмерную анимацию.
Для выполнения работы студенты должны знать: способы создания анимации и динамики в 3DS Max, должны уметь: создавать анимированные трехмерные объекты.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК IBM, OSWindows, ПО 3DS Max.
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анимацию можно представить как последовательность сменяющих друг друга изображений. В среде 3ds Max практически каждый объект и почти все его параметры можно анимировать. Анимации могут подвергаться не только объекты и их параметры, но и модификаторы, материалы, контроллеры и многое другое.
Анимацию в 3DS max можно создавать с помощью ключевых кадров или втсроенных модулей (например, модуля системных частиц, модуля reactor и т.д).
Суть использования ключевых кадров заключается в создании ключей анимации для начального и конечного положения объекта, при этом состояние объекта в промежуточных стадиях просчитывает компьютер. Анимация с помощью модуля Reactor - это система симуляции физики
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Задание 1. Создание простой анимации с помощью ключевых кадров
Создайте в окне Perspective объект Чайник, исправьте угловатые края у чайника. Используя модификатор Slice (Срез), можно создать видео, на котором чайник будет постепенно появляться.
Выделите объект и примените к нему модификатор Slice (срез). Этот модификатор разделяет объект условной плоскостью и отсекает его часть. В настройках модификатора укажите параметр Удалить верх. При этом объект исчезнет, так как по умолчанию плоскость лежит в его основании.
Для создания анимации переключитесь в режим ключевых кадров, нажав на кнопку Ключ под шкалой анимации внизу экрана. При этом область, по которой передвигается ползунок анимации, окрасится в красный цвет. Передвиньте ползунок анимации на сотый кадр (в крайнее правое положение).
Разверните список модификатор Slice (Срез), щелкнув на значке плюса рядом с его названием, и перейдите в режим редактирования Плоскость сечения.
Переместите плоскость, отсекающую объект, вдоль оси Z вверх так, чтобы чайник стал виден полностью.
Воспроизведите анимацию, нажав на кнопку Запуск анимации.

Анимация чайника с помощью ключевых кадров
Нажмите кнопку F10 для вызова окна визуализатора, на вкладке Общие установите галочку Активный временной сегмент, в графе Вывод визуализации щелкните по кнопке Файлы, выберите тип файла Avi, укажите имя и нажмите Сохранить. В появившемся окне укажите желаемый кодек и степень сжатия вашего видео. Нажмите Ok.
В самом низу окна в разделе выберите заготовку и нажмите кнопку Визуализировать.
Задание 2. Создание анимации с помощью модуля reactor: создание прыгающего мячика
Создайте в окне перспективы куб, который будет играть роль поверхности Земли и сферу, которая будет мячиком.

Сцена с поверхностью и сферой
Создайте коллекцию твердых тел командой reactor – Создать объект – Rigid Body Collection и щелкните в любом месте окна перспективы.
Перейдите во вкладку Изменить на командной панели и щелкните по кнопке Добавить, в появившемся меню выделите объект Прямоугольник и щелкните по кнопке Добавить.
Аналогично создайте коллекцию мягких тел Soft Body Collection.
Выделите сферу и примените к ней модификатор reactor SoftBody.
Щелкаем по модификатору мягких тел и добавляем сферу в коллекцию мягких тел.
Выберите в меню reactor – Просмотр анимации, далее Симуляция – Пуск/Пауза.
Немного изменим свойства мячика, для этого выделите его и во вкладке Изменить командной панели поставьте массу = 4 кг, жесткость = 6, амортизацию и трение = 0.
Запустите анимацию
Если мячик не сталкивается с Землей, нажмите на кнопку Утилиты (с молоточком) на командной панели, щелкните по кнопке reactor ниже и в свитке Havok1 World установите значение толерантность равное 0,2
Далее откройте свиток Просмотр и анимация и нажмите Просмотреть в окне.
Чтобы можно было затем вывести анимацию в файл щелкните по кнопке Создать анимацию.
Задание 3. Разрушение объектов
С помощью объекта Куб создайте плоскость и тумбочку.

Выделите всю тумбочку и на командной панели выберите Утилиты – reactor – Свойства. Задайте маску = 2 кг и моделируемую геометрию – Bounding Box.
Тумбочка должны быть выделена. Из меню или дополнительной панели reactor создайте объект Create Fracture (разрушения).

Создайте несколько копий тумбочек. Опустите плоскость пониже.

Создайте коллекцию твердых тел и добавьте в нее все кубы.
Откройте просмотр анимации, настройте производительность = 60 fps, 7 substeps. Просмотрите анимацию.
Задание 4. Создание взрыва с огнем
Создайте чайник и 3 трубы, как на рисунке

Преобразуйте все объекты в Редактируемую Poly и кнопкой Соединить из раздела Правка геометрии объедините все объекты в один.
На командной панели выберите раздел Объемные деформации, во вкладке Деформируемая геометрия выберите объект Bomb и установите его в центре чайника (может сначала вверху).
На верхней панели выберите команду Связать с воздействием, щелкните по бомбе и не отпуская мыши ведите к объекту, он должен подсветится белым цветом, щелкните по объекту.
Выделите бомбу и установите ее параметры на вкладке Изменить:
Время детонации = 10
Сила = 1
Гравитация = 0 (все куски будут разлетаться в разные стороны, а не падать).
Хаос = 5
Минимальный размер фрагментов = 1
Максимальный размер фрагментов = 7
Вращение = 1.
Передвигая ползунок на временной шкале, просмотрите взрыв.
На командной панели выберите раздел Вспомогательные объекты, во вкладке Атмосферная оснастка выберите объект Сфера Гизмо и от центра взрываемого объекта создайте сферический объект (размер около 250).

Нажмите кнопку 8 и добавьте эффект Горение, задайте следующие параметры горения:
Щелкните по кнопке Указать гизмо и нажмите на созданную Сферу Гизмо.
Можно изменить цвета огня и дыма.
Установите галочку у слова Взрыв и в Настройках взрыва задайте начало = 10.
Передвиньте на временной шкале ползунок в 10-11 кадр и визуализируйте сцену, убедитесь, что появился взрыв.
Откройте Настройки визуализации и во вкладке Общие параметры установите:
Интервал вывода – Активный временной сегмент
Размер кадра = 320х240
Вывод визуализации – кнопка Файлы, сохраните файл в своей папке с расширением avi
Кнопка Визуализировать.
Просмотрите полученный файл.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что такое анимация?
Какими способами можно создать анимированные объекты в 3DS Max?
ЛИТЕРАТУРА
Верстак В.А., Бондаренко С.В., Бондаренко М.Ю. 3DS Max на 100%. – Спб.: Питер, 2008.
Электронный ресурс «3d max – уроки». Форма доступа: http://www.esate.ru/page/3d_max_uroki_modelirovaniya/
Электронный ресурс «Курс уроков 3d max». Форма доступа: http://3d-box.ru/uroki.htm
Электронный ресурс «Иллюстрированный самоучитель по 3ds max 7». Форма доступа: http://3d.demiart.ru/book/3D-Max-7/menu.html