СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы в Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Microsoft Excel - один из наиболее популярных пакетов для среды Windows, принадлежащих к классу так называем табличных процессоров, или электронных таблиц.

Но Excel - это и нечто большее, чем просто программа, которую можно использовать для упрощения различных математических операций, сложных расчетов. Она дает возможность строить, диаграммы различного типа на основе данных таблиц, создавать базы данных и работать с ними, ставить численный эксперимент и др.

Многообразие возможностей позволяет и использовать Excel не только в экономической области, но также в учебной, научной, административной и хозяйственной сферах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы в Excel»




НАЗНАЧЕНИЕ EXCEL.


Microsoft Excel - один из наиболее популярных пакетов для среды Windows, принадлежащих к классу так называем табличных процессоров, или электронных таблиц.

Но Excel - это и нечто большее, чем просто программа, которую можно использовать для упрощения различных математических операций, сложных расчетов. Она дает возможность строить, диаграммы различного типа на основе данных таблиц, создавать базы данных и работать с ними, ставить численный эксперимент и др.

Многообразие возможностей позволяет и использовать Excel не только в экономической области, но также в учебной, научной, административной и хозяйственной сферах деятельности.

ТЕМА №1: « Основные понятия в Microsoft Excel». Цели работы:


  • познакомится с основными понятиями электронных таблиц;

  • освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц;

  • научится сохранять и загружать электронные таблицы.

Задание 1. Запустите Excel.

Для вызова Excel необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши Пуск –Программы - Microsoft Excel.

Задание 2. Разверните окно Excel на весь экран и внимательно рассмотрите его.

Экран компьютера при работе с программой будет иметь вид, представленный на Рисунке 1. (может меняться в зависимости от настройки программы).


Верхняя строка - шапка окна с кнопками управления.

Вторая строка - меню Excel.

Третья и четвертая строки - панели инструментов Стандартная и Форматирование.

2.1. Прочитайте назначение кнопок панели инструментов Стандартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.

Пятая строка - строка ввода и редактирования или строка формул.

Строки между пятой и последней заняты рабочим листом электронной таблицы.

Строки и столбцы таблицы имеют определенные обозначения.

Нижняя строка - строка состояния.

В крайней левой позиции нижней строки отображается индикатор режима работы Excel. Например, когда Excel ожидает ввода данных, то находится в режиме “готов” и индикатор режима показывает “Готов”.

Задание 3. Освойте работу с меню Excel.

Чтобы войти в меню, необходимо нажать клавишу Alt или F10. После этого одно из слов в меню будет выделено подсветкой. Нижний пункт меню выбирается при помощи клавиш ï и ð. При нажатии клавиши Enter раскрывается подменю, перемещаться по которому можно клавишами ñ и ò, а выбрать команду - нажатием Enter. Выход из меню осуществляется нажатием клавиши Esc.

С меню Excel удобно работать при: помощи мыши. Выбрав необходимый пункт нужно подвести к нему курсор и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Аналогично выбираются необходимые команды подменю и раскрываются вкладки, а также устанавливаются флажки.

Задание 4. Познакомьтесь с основными понятиям электронных таблиц. Для этого внимательно прочитайте нижеследующий текст и выполните некоторые действия.

Строки, столбцы, ячейки.


Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов. Максимальное количество строк равно 16384, столбцов - 256. Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы).

Номер строки - определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца - определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: А — Z, затем AA — AZ, затем BA — BZ и т.д.

Ячейка - первичный элемент таблицы, содержащий данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из, буквы столбца и номера строки. Например, адрес ВЗ определяет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.

Указатель ячейки - светящиеся прямоугольник, определяющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка помечена указателем. По умолчанию ввод данных и некоторые другие действия относятся к текущей ячейке.

4.1. Сделайте текущей ячейку D4 при помощи мыши.

4.2. Вернитесь в ячейку A1 при помощи клавиш перемещения курсора.

Блок ( область).

Блок представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес блока состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, А12:D27 или D:F.

Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране.

Рабочий лист, книга.

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов, как книга (таких листов 16). На экране виден только один лист - верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

4.3. Сделайте текущим лист 3.

4.4. Вернитесь к листу 1.

Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы.

Для выделения с помощью мыши:

столбца - щелкнуть кнопкой мыши на букве - имени столбца;

нескольких столбцов - не отпуская кнопки после щелчка, протянуть мышь;

строки - щелкнуть кнопкой мыши на числе - номере строки;

нескольких строк - не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;

блока - щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейке блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку;

рабочего листа - щелкнуть кнопкой мыли на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы)


Для выделения блока с помощью клавиатуры необходимо, удерживая нажатой клавишу Shift, нажимать на соответствующие клавиши перемещения курсора, или, нажав клавишу F8, войти в режим выделения и выделить блок при помощи клавиш перемещения курсора. Esc - выход из режим выделения.


Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:

1) выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;

2) нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;

3) выделить следующую ячейку или блок и т.д.;

4) отпустить клавишу Ctrl.


Для отмены выделения достаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.


4.5. Выделите строку 3.

4.6. Отманите выделение.

4.7. Выделите столбец D.

4.8. Выделите блок А2:Е13 при помощи мыши

4.9. Выделите столбцы А, В, С, D.

4.10. Отмените выделение.

4.11. Выделите блок C4:F10 при помощи клавиатуры.

4.12. Выделите рабочий лист.

4.13. Отмените выделение.

4.14. Выделите одновременно следующие блоки: F5:G10, HI5:I15, C18:F20, H20.


Задание 5. Познакомьтесь с основные приемами заполнения таблиц.

Содержимое ячеек.

В Excel существуют три типа данных, вводимых в ячейки таблицы: текст, число и формула.

Для ввода данных

необходимо переместится в нужную, ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать Enter или клавишу перемещения курсора.

Excel определяет, являются вводимые данные текстом, числом или формулой по первому символу. Если первый символ - буква или знак “`”, то Excel считает, что вводится текст. Если первый символ цифра иди знак “=“, то Excel считает, что вводится число или формула.

Вводимые данные отображаются в ячейке и строке формул и помещаются в ячейку только при нажатии Enter или клавиша перемещения курсора.


Ввод текста.


Текст - это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с символа “`”.

Если ширина текста больше ширины Ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в соседнюю ячейку предыдущий текст на экране будет обрезан (но при этом в памяти он будет сохранен полностью).

5.1. В ячейку А1 занесите текст “Москва - древний город”


Обратите внимание, что текст прижат к левому краю.


Внимание! Не бойтесь ошибок.

Ввод чисел.

Число в ячейку можно вводить со знаком “=“, “+”, “-” или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то Excel его в экспоненциальной форме или вместо числа ставит символы “######” (при этом число в памяти хранится полностью).

Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка (в зависимости от настройки).

5.2. В ячейку В1 занесите число 1147 . (рождение Москвы)

5.3. В ячейку С1 занесите число - текущий год ( например, 2002).

Ввод формул.

В виде формулы может быть записано арифметическое выражение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических операций или функций.

Формула должна начинаться со знака «=». Она может включать до 240 символов и не должна содержать пробелов.

Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки С1 будет прибавлено содержимое ячейки F5. Результат будет получен в той ячейке, в которую занесена формула.


5.4. В ячейку D1 занесите формулу =C1-B1.


Что за число получилось в ячейке? ( возраст Москвы)



Задание 6. Познакомьтесь с основными приемами редактирования таблиц.

Изменение ширины столбцов и высоты строк.

Эти действия можно выполнить с помощью мыши или через меню.


При использовании мыши ее указатель необходимо поместить на разделительную линию между именами столбцов или номерами строк. Указатель примет вид двойной черной стрелки. Затем необходимо нажать левую кнопку мыши и растянуть (сжать) столбец или строку.


При использовании меню необходимо выделить строки или столбцы и выполнить команды Формат, Строка, или Формат, Столбец.


6.1. При помощи мыши измените ширину столбца А так, чтобы текст был виден полностью, а ширину столбцов В, С, D сделайте минимальной.

6.2. При помощи меню измените высоту строки номер 1 и сделайте ее равной 30.

6.3. Сделайте высоту строки номер 1 первоначальной (12,75)


Редактирование содержимого ячеек.


Редактирование данных может осуществляться как в процессе ввода в ячейку, так и после ввода.


Если во время ввода данных в ячейку допущена ошибка, то она может быть исправлена стиранием неверных символов при помощи клавиш Backspace и набором символов заново. Клавишей Esc можно отменить ввод данных в ячейку и записать их заново.

Чтобы отредактировать данные после завершения ввода (после нажатия клавиши Enter), необходимо переместить указатель к нужной ячейке и нажать клавишу F2 для перехода в режим редактирования или щелкнуть кнопкой мыши на данных в строке формул. Далее необходимо отредактировать данные и для завершения редактирования нажать Enter или клавишу перемещения курсора.


6.4. Определите возраст Москвы в 2000 году.

Замените текущий год в ячейке С1 на 2000. В ячейке D1 появился новый возраст столицы ( в 2000 году).


Внимание! При вводе новых данных пересчет в таблице произошел автоматически. Это важнейшее свойство электронной таблицы.


6.5. Отредактируйте текст в ячейке А1. Новый текст “Москва - столица России”.

Операции со строками, столбцами, блоками.

Эти действия могут быть выполнены через меню, при помощи буфера обмена (вырезать, скопировать - вставить), а также с помощью мыши.

Перемещение.

Перемещая данные, необходимо указать, ЧТО перемещается и КУДА.

Для выполнения перемещения требуется выделить ячейку или блок (ЧТО перемещается). Затем поместить указатель мыши на рамку блока или ячейки (он должен принять форму белой стрелки). Далее следует перенести блок или ячейку (вместо, КУДА нужно переместить данные).


6.6. Выделите блок A1:D1 и переместите его на строку ниже.

6.7.Верните блок на прежнее место.

Копирование.

При копировании оригинал (ЧТО) остается на прежнем месте, а в другом месте (КУДА) появляется его копия.

Копирование выполняется аналогично перемещения, но при нажатой клавише Ctrl.


6.8. Скопируйте блок А1:D1 в строки 3, 5, 7.


Заполнение.

При заполнении исходная ячейка (ЧТО) или блок повторяется несколько раз за одно действие. Заполнение возможно вправо или вниз

Заполнение выполняется так же, как и перемещенное, но при этом курсор должен наводиться на нижнем правом углу ячейки или блока (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения).


6.9. Выделите строку номер 7 и заполните выделенными данными строки по 15-ю включительно.

6.10. Скопируйте столбец С в столбцы E, F, G.

Удаление, очистка.

Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно нажать клавишу Del на выделенной ячейке или блоке.


    1. Выделите блок A10: G15 и очистите его.

    Для очистки ячейки или блока от введенных данных можно установить указатель на ячейку или выделить блок, а затем выполнить команду Правка, Очистить. В подменю необходимо указать, что конкретно требуется очистить: данные, оформление, примечание или все вместе.

    1. Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню.

    Для удаления столбцов, строк, блоков нужно выделить необходимый элемент, а затем воспользоваться командами меню Правка, Удалить. При удалении место строк, столбцов и блоков “схлопывается”.

    1. Удалите столбец Е .


Обратите внимание на смещение столбцов.


Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого места (удаление данных без удаления ячеек) необходимо воспользоваться командами Правка, Очистить.

6.14 Удалите столбец Е с сохранением пустого места (Рис.2)


рис. 2

Задание 7. Научитесь использовать функцию Автозаполнения

7.1. В ячейку G10 занесите текст “Январь”.

7.2. В ячейку H10 занесите текст “Февраль”

7.3. Выделите блок G10:Н10.

7.4. Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки H10 (экранный курсор превращается в маркер заполнения).

7.5. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10:M10.


Заметьте: учитывая, что в первых двух ячейках вы напечатали “Январь” и “Февраль”, Excel вычислит, что вы хотите ввести название последующих месяцев во все выделенные ячейки.


7.6. Введите в ячейки G11:М11 дни недели, начиная с понедельника.

7.7. Введите в ячейки G12:M12 года, начиная с 1990-ro.


Excel позволяет вводить некоторые нетиповые последовательности, если в них удается выделить некоторую закономерность.

7.8. Внесите следующие данные в таблицу: в ячейки G16:M16 - века; в ячейку G15 - заголовок “Население Москвы (в тыс. чел.)” в ячейки GI7:MI7 - данные о населении Москвы по векам.

Задание 8. Освойте действия с таблицей в целом: Сохранить, Закрыть, Создать, Открыть.

Для действий с рабочей книгой в целом используются команды из меню Файл:

Сохранить - сохраняет рабочую книгу на диске для последующего использования;

Сохранить как... - аналогична Сохранить, но при этом позволяет поменять имя файла или записать рабочую книгу на другой диск;

Закрыть - убирает документ с экрана;

Создать - создает новую рабочую книгу (пустую или на основе указанного шаблона);

Открыть - возвращает рабочую книгу с диска на экран.

Действия Создать, Открыть, Сохранить закреплены за тремя первыми кнопками панели инструментов Стандартная.


8.1. Сохраните таблицу на рабочем диске в личном каталоге под именем (фамилия ученика).xls

8.2. Уберите документ с экрана.

8.3. Вернитесь к своему документу (фамилия ученика).хls

8.4. Закройте файл.

Задание 9. Завершите работу с Excel.

Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из следующих способов:

1) командой меню Файл, Выход;

2) из системного меню - команда Закрыть;

3) с клавиатуры - Alt+F4.


Если вы не сохранили рабочую книгу, то появится предупреждающее сообщение и вам будет предложено сохранить книгу или выйти без сохранения.

Задание 10. Подведите итоги.

В результате выполнения работы №1 вы должны познакомится с основными понятиями электронных таблиц и приобрести первые навыки работы с Excel.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое: элементы окна Excel; строка; столбец; ячейка; страница; книга;

  • умеете ли вы: работать с меню; вводить текст, числа, формулы; редактировать данные: изменять размер строк и столбцов; перемещать; копировать; заполнять; удалять; сохранять таблицу; закрывать, открывать. Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

    Предъявить учителю:

    краткий конспект; файл (фамилия ученика).xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.

    ТЕМА №2 « Решения задачи табулирования функции».

    Цели работы:
  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц;

  • познакомиться со способами адресации;

  • освоить некоторые приемы оформления таблиц.

    Для дальнейшего знакомства с Excel рассмотрим задачу табулирования функции.

    Постановка задачи: вычислить значения функции y=kx(x2-l)/(x2+l) для всех x на интервале [-2,2] с шагом 0,2 при k=10. Решение должно быть получено в виде таблицы:

x

k

y1=x^2+1

y2=x^2=1

y=k*(y1/y2)









Задание 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel.

Абсолютная, относительная и смешанная адресация ячеек и блоков.

При обращении к ячейке можно использовать описанные ранее способы: ВЗ, А1:G9 и т. д. Такая адресация называется относительной. При ее использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так, например, когда вы вводите формулу =В1+В2 в ячейку В4, то Excel интерпретирует формулу как «прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки, расположенной двумя рядами выше.


Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4, Excel также интер­претирует формулу как «прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя ряда­ми выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше. Таким образом, формула в ячейке С4 примет вид =С1+С2.


Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например: $В$4 или $C$2:$F$48 и т. д.


Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим. Например: В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой — нет.

Задание 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы.

2.1. Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки А1:

в ячейку А1 занесите N;

в ячейку В1 занесите X;

в ячейку С1 занесите К и т.д.

установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.


2.2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки H1:

xO

step

k

-2

0,2

10

где xO - начальное значение х, step - шаг изменения х, г - коэффициент (константа).


Данный пункт при решении задачи табулирования функции является не обяза­тельным и введен искусственно — для демонстрации способов адресации.


2.3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.


2.4. Заполните столбец В значениями х:

  • в ячейку В2 занесите =$Н$2.

    Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

  • в ячейку B3 занесите =В2+$1$2.

    Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки 12;

  • скопируйте формулу из ячейки ВЗ в ячейки В4:В22.

    Столбец заполнится значениями х от - 2 до 2 с шагом 0,2.

    2.5. Заполните столбец С значениями коэффициента k;

  • в ячейку С2 занесите =$J$2;

  • в ячейку C3 занесите =С2.

    Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

    Скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22.

    Весь столбец заполнился значением 10.

    2.6. Заполните столбец D значениями функции у1=х^2-1;

  • в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;

  • скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22.

    Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное и конечное значения равны 3.

    2.7. Аналогичным образом заполните столбец E значениями функции у2=х^2+1.

    Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.

    2.8. Заполните столбец F значениями функции

    y=k*(x^2-1)/(x^2+1);

  • в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2);

  • скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.

    Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; началь­ное и конечное значения равны 6.

    Задание 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

    3.1. Измените во вспомогательной таблице начальное значение х: в ячейку Н2 занесите -5.

    3.2. Измените значение шага: в ячейку 12 занесите 2.

    3.3. Измените значение коэффициента: в ячейку J2 занесите 1.

    Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

    3.4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: х0=-2, step=0,2, k=10.

    Задание 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы.

    4.1. Вставьте две пустые строки сверху для оформления заголовков;

  • установите курсор на строку номер 1;

  • выполните команды меню Вставка, Строки (2 раза).

    4.2. Введите заголовки;

  • в ячейку А1 «Таблицы»;

  • в ячейку А2 «основная»;

  • в ячейку Н2 «вспомогательная».

    4.3. Объедините ячейки А1:J1 и разместите заголовок «Таблицы» по центру;

  • выделите блок А1:Л;

  • используйте кнопку Центрировать по столбцам панели инструментов Форматиро­вание.

  • 4.4. Аналогичным образом разместите по центру заголовки "основная» и «вспомо­гательная».

    4.5. Оформите заголовки определенными шрифтами.

    Шрифтовое оформление текста.

    Символы любой ячейки или блока можно оформить разными шрифтами. Для этого необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели форматирование или командой меню формат. Ячейки, Шрифт. При исполь­зовании команды появится диалоговое окно вида: (Рисунок 1 , 2)

    рис.1

    рис. 2

  • для заголовка «Таблицы» задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 14, полужирный.

    Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;

  • для заголовков «основная» и «вспомогательная» задайте шрифт Courier New Cyr, раз­мер шрифта 12, полужирный.

    Используйте команды меню формат, Ячейки, Шрифт;

  • для шапок таблиц установите шрифт Courier New Суг, размер шрифта 12, курсив.

    Любым способом.

    4.6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью.

    4.7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

    Выравнивание.

    Содержимое любой ячейки можно выровнять по левому или правому краю, по центру (по горизонтали и вертикали), а также можно задать необходимую ориента­цию текста (снизу вверх, сверху вниз и т. д.).

    Для задания необходимой ориентации используются кнопки в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Выравнивание.

    4.8. Задайте рамки для основной и вспомогательной таблиц, используя кнопку панели инструментов Форматирование.

    Для задания рамки используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Рамка.

    4.9. Задайте фон заполнения внутри таблиц - желтый, фон заполнения шапок таблиц - малиновый.

    Фон.

    Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона).

    Для задания фона используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Вид.

    Задание 5. Сохраните результаты работы в фале ( фамилия учащегося_2).xls

    Задание 6. Завершите работу с Excel.

    Задание 7. Подведите итоги.

    Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое: относительная адресация; абсолютная; смешанная;

  • умеете ли вы: использовать различные способы адресации при обращении к ячейкам; оформлять символы; производить выравнивание; задавать рамку; изменять фон.

    Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

    Предъявите учителю:

    краткий конспект;

    файл ( фамилия учащегося_2).xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.

    Тема №3 « Использование функций».

    Цель работы:

  • познакомиться с использованием функций в Excel;

  • познакомиться с форматами чисел;

  • научиться защищать информацию в таблице;

  • научиться распечатывать таблицу.

  • Задание 1. Откройте файл ( фамилия учащегося_2).xls.

    Задание 2. Познакомьтесь с функциями пакета Excel.

    Функции.

    Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: y=f(x), где у — результат вычисления функции, х — аргумент, f — функция.

    Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7), где А5 — адрес ячейки; sin( ) — имя функции, в круглых скобках указывается аргумент; С 7 — аргумент (число, текст и т.д.), в данном случае ссылка на ячейку, содержащую число.

    Некоторые функции.

    SQRT(x) — вычисляет положительный квадратный корень из числа х. Например: sqrt(25)=5.

    SIN(x) — вычисляет синус угла х, измеренного в радианах. Например: sin(.883)=0.772646.

    МАХ(список) — возвращает максимальное число списка. Например: max(55, 39, 50, 28, 67, 43)=67.

    SUM (список) — возвращает сумму чисел указанного списка (блока).

    Например: SUM(AI:A300) подсчитывает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1:АЗОО.

    Имена функций в русифицированных версиях могут задаваться на русском языке.

    Для часто используемой функции суммирования закреплена кнопка на панели инструментов.

    Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мастером функции, вызываемым командой меню Вставка, Функция или кнопкой с изображением fx. Появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку Шаг. (Рисунок 1.)

    Рис.1

    Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позволяет задать аргу­менты к выбранной функции.(Рисунок 2.)

    рис. 2

    2.1. Познакомьтесь с видами функций в Excel.

    Нажмите кнопку Fx. Выберите категорию Все. Посмотрите, как обозначаются функции S, min, max.

    2.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений Y и запишите ее в ячейку F25.

    Кнопка S панели инструментов Стандартная.

  • В ячейку Е25 запишите поясняющий текст “Сумма у=“

    2.3. Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений у (по аналогии с нахождением суммы).

  • Занесите в ячейку Е26 поясняющий текст, а в F26 - среднее значение.


2.4. Оформите нахождение минимального и максимального значений у, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 - минимальное и макси­мальное значения.

Воспользуйтесь Мастером функций: Вставка. Функция, Все, Макс, Шаг, F4:F24, Закончить.

Задание 3. Оформите блок ячеек Е25:F28.

3.1. Задайте рамку для блока Е25:F28.


3.2. Заполните этот блок тем же фоном, что и у шапки таблицы.


3.3. Поясняющие подписи в ячейках Е25:Е28 оформите шрифтом Arial Суг полужир­ным с выравниванием вправо.

Задание 7. Сохраните файл.



Задание 4. Познакомьтесь с форматами чисел в Excel.


Числа.


Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например, число 100 будет выглядеть как: 100,00р. — в денежном формате; 10000% — в про­центном выражении; 1.00Е+2 — в научной форме.

Для выполнения оформления можно воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат, Ячейки.


Для выполнения команды необходимо:

  1. выделить ячейку или блок, который нужно оформить;

  2. выбрать команду Формат, Ячейки, Число;

  3. выбрать желаемый формат числа в диалоговом окне (Рисунок 3)


рис. 3


При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.


Если ячейка отображается в виде символов ####, это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.


41. Установите масштаб 75%.


4.2. Скопируйте значения Y из столбца F в столбцы К, L, M, N.

Для этого воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Откроется контекстно-зависи­мое меню, где нужно выбрать пункт Копировать значения.

4.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие цифры после запятой 0,00.


4.4. В столбце L задайте формат Научный .


4.5. В столбце М задайте формат Процент.


4.6. В столбце N установите собственный (Пользовательский) формат - четыре знака после запятой:

Формат, Ячейки, Число, код: 0,0000, ОК.


4.7. Оформите блок К2:N24 в стиле оформления основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт).

Задание 5. Предъявите результат работы учителю. Вид экрана представлен на Рисунке 5.

Задание 6. Сохраните файл.

Печать таблицы на экране.

Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.


Для этого необходимо выполнить команду меню Файл, Просмотр или щелкнуть по кнопке Просмотр панели инструментов Стандартная, функция предварительного просмотра выводит таблицу на экран, но ошибки исправлять не позволяет. Для исправления прийдется вернуться в обычный режим представления на экране, но в режиме просмотра можно выполнить очень полезные операции: изменить параметры страницы, установленные поля и разбивку на страницы; начать печать.


Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований.


6.1. Задайте режим предварительного просмотра.

С помощью кнопки Просмотр панели инструментов Стандартная.


6.2. Щелкните по кнопке Страница и в окне параметров выберите ландшафтную ориентацию.


6.3. Щелкните по кнопке Поля; на экране будут видны линии, обозначающие поля.

  • Установите указатель мыши на второй квадратик, расположенный слева по вертика­ли. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши.

    Внизу вы увидите цифры 2,50. Это высота установленного в данный момент верхнего поля.

  • Измените высоту верхнего поля на 3,00.

    Этот способ может использоваться для изменения любого поля в режиме предва­рительного просмотра.

  • Измените ширину левого поля на 1,00.

  • Измените ширину полей таблицы таким образом, чтобы все данные в них были видны и таблица полностью помещалась на странице.

    Задание 7. Завершите работу с Excel.

    Задание 8. Подведите итоги.

    Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое: функции Excel; форматы чисел;

  • умеете ли вы: защищать информацию в таблице; использовать функции;

    Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

    Предъявите учителю:

    краткий конспект;

    файл ( фамилия учащегося_2).xls на экране;

    ТЕМА № 4 « Составление штатного расписания хозрасчетной больницы». Цели работы:
  • научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;

  • закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати таблиц.


Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить штат­ное расписание, т. е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $10 000.

Построим модель решения этой задачи.

Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5—7 санитарок, 8—10 медсе­стер, 10—12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должно­стях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увели­чить оклад каждой из них.

Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: А´С+В, где С — оклад санитарки; А и В—- коэффи­циенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.


Допустим, совет решил, что

медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (А=1,5, В=0);

врач — в 3 раза больше санитарки (В=0, А=3);

заведующий отделением на $30 больше, чем врач (А=3, В=30);

заведующий аптекой — в 2 раза больше санитарки (А=2, В=0);

заведующий хозяйством —на $40 больше медсестры (А=1.5, В=40);

главный врач — в 4 раза больше санитарки (А=4, В=0);

заведующий больницей на $20 больше главного врача (А=4, В=20).

Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение: Nl´(Al´C+BI)+N2´(A2´C+B2)+...+N8´(A8´C+B8)=10000,

где N1 — количество санитарок; N2 — количество медсестер и т. д.

В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а неизвестны С и NI...N8.

Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т. д.

Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная таблица.


ХОД РАБОТЫ:


1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец А (см. Рисунок 1 — пример заполнения таблицы).

Рис. 1


2. В столбцах В и С укажите соответственно коэффициенты А и В.


3. В ячейку Н5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее).


  1. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле А*С+В.

    Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использова­нием абсолютной ссылки на ячейку Н5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.

  2. В столбце Е укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием.

  3. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы.

    Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее.

  4. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите измене­ния в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду.

  5. Сохраните таблицу ( фамилия учащегося_3).xls.


9. После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу.


9.1. Оставьте видимыми столбцы А, D, Е, F.

Столбцы В, С можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат. столбец, Скрыть.


9.2. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной больницы” и подзаголовок “зав. больницей Петров И. С.”.


9.3. Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого:

  • выделите всю таблицу, включая заголовки;

  • выберите пункт меню Формат, Автоформат;

  • выберите удовлетворяющий вас формат.


10. Сохраните отредактированную таблицу ( фамилия учащегося_2).xls.


Предъявите учителю:

файл ( фамилия учащегося_2).xls на экране.













УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение №1: Основные приемы работы с ЭТ: ввод данных в ячейку, формирование шрифта, автозаполнение, ввод формул, обрамление таблицы.


Выполнить это упражнение на примере таблицы, вычисляющей n – й член и сумму арифметической прогрессии.

ФОРМУЛЫ: an=a1+d(n-1), S=(a1+an)n/2, где a1 – первый член прогрессии, d – разность арифметической прогрессии.

Составить таблицу:


ПОЯСНЕНИЕ:

  1. В ячейке А1 набрать заголовок. Заголовок займет несколько ячеек правее А1. Выделить ячейки А1:D2, применить полужирное начертание символов и выполнить команду Формат/Ячейки, вкладка Выравнивание – установите выравнивание по горизонтали « По центру», активизировать переключатели « Переносить по словам» и « Объединение ячеек».

  2. Оформить строку заголовков А3:D3. Для набора нижних индексов воспользоваться командой Формат/Ячейки, выбрать вкладку Шрифт/Нижний индекс.

  3. В ячейку А4 ввести величину разности арифметической прогрессии. Далее заполнить нижний ряд ячеек А5:А13. Для этого в выделенной ячейке А4 установит курсор мыши в правый нижний угол ячейки, нажав левую кнопку мыши протянуть маркер до А13.

  4. В ячейку В4 ввести число 1, В5 – число 2. Выделите обе ячейки и, взявшись за маркер заполнения, протяните его вниз.

  5. В ячейку С4 ввести значение первого члена арифметической прогрессии.

  6. В ячейку С5 ввести формулу =D4+А4*(В4-1) . Выделить диапазон ячеек С6:С13 и скопировать в него формулу.

  7. В ячейку D4 ввести формулу =(C$4+C4)*B4/2 . Выделить диапазон ячеек D5:D13 и скопировать в него формулу.

  8. Выделить блок А3:D13 и установить необходимые параметры для шрифта, например, размер шрифта 11п., выровнять по центру, используя меню Формат/Ячейки, вкладки Выравнивание и Шрифт. Если какие-то данные в ячейках не помещаются, необходимо выделить блок ячеек с данными и выполнить автоподбор ширины ячеек через меню Формат/Столбец…/Автоподбор_ширины.

  9. Сделать обрамление таблицы по образцу.

    Упражнение №2: Нахождение наибольшего и наименьшего элементов в числовой таблице.

    Создайте таблицу:

    ПОЯСНЕНИЕ:

        1. Установите курсор в ячейку С4, ввести запись « максимальное».

        2. Перейти в ячейку D4, выполнить команду Вставка/Функция.

        3. В появившемся диалоговом окне выбрать функции Статистические/МАКС.

        4. В следующем диалоговом окне необходимо в строке Число1 ввести диапазон А1:D3. Для этого выделить его в таблице.

        5. Аналогично пунктам 3 и 4 выполнить действия по нахождению минимального в строке 5.

    Упражнение № 3: Построение диаграммы.

    1. Протабулировать функцию у=2x2-4x-6 на отрезке [-5,5] с шагом 1.

    Должна получиться таблицу:

  10. Построить график функции на данном интервале. Для этого выполнить команду Вставка/Диаграмма/На_этом_листе. Далее выполнить шаги 1-4.

    Шаг 1: во вкладке Стандартные выбрать тип График и левый верхний вид.

    Шаг 2: при активной вкладке Диапазон_данных выделить диапазон значений функции в таблице вместе с заголовком С1:С12. При активной вкладке Ряд в строке Подписи_оси_Х активизировать курсор, затем выделить диапазон данных в таблице В2:В12.

    Шаг 3: самостоятельно изучить все вкладки на этом этапе.

    Шаг 4: указать местоположение полученной диаграммы (на новом листе или на этом).

  11. Изменить цвет и толщину линии графика. Для этого подведите курсор мыши к линии графика и выполните двойной щелчок мышью. В появившемся окне Форматирование_ряда_данных выберите другой цвет и другую толщину линии, активизировав вкладку Вид.

    Упражнение №4: Условия в электронных таблицах.

    Вычислить значения функции в зависимости от значений аргумента на интервале [-5,5] с шагом 1.

    У= х*х-4 для х

    х+5 для х0 или х=0

    Должна получиться следующая таблица:

        1. Прочитайте справку в Excel о логических функциях.

        2. В первую строку значений Y ввести логическую функцию Если, используя Мастер функции.

        3. Скопировать формулу в нижние ячейки.

        4. Построить график.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ВАРИАНТ № 1

              1. Протабулировать функцию у=х53-4 на отрезке [-10;10] с шагом 1.

    ТРЕБОВАНИЯ:

  12. Оформить таблицу

  13. Построить график

              1. Вычислить значение функции в зависимости от значений аргумента на интервале [-10;10] с шагом 1 используя Логические функции

    У = х3+х-1 для х

    х для x -2

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ВАРИАНТ № 2

              1. Протабулировать функцию у=х63-11 на отрезке [-10;10] с шагом 1.

    ТРЕБОВАНИЯ:

  14. Оформить таблицу

  15. Построить график

              1. Вычислить значение функции в зависимости от значений аргумента на интервале [-10;10] с шагом 1 используя Логические функции

У = х3+4х-12 для х

х -6 для x -3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!