УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 5
им. К.П. Феоктистова
Золотарева Н.А. _______
«___»___________2019
Программа
оздоровительного лагеря
«РАДУГА – 2019»
с дневным пребыванием детей
Срок реализации: лето 2019 г.
Программу составила: Жигалина М.В., начальник лагеря
г.Воронеж
2019 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа оздоровительной смены пришкольного лагеря с дневным пребыванием
«Большое космическое путешествие» |
Основание для разработки программы | - Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; -Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"; - Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; -Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» - Приказ Минобразования России от 13.07.01 № 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха'"; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» |
Организация – исполнитель программы | МБОУ СОШ №5 им.К.П.Феоктистова , пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
Срок реализации | июнь, 2019 года |
Количество воспитанников | 30 |
Цель программы | Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. |
Задачи программы | Организовать интересный, полноценный отдых ребёнка. Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организовать совместную деятельность детей и взрослых. Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность. Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей. Подготовить лидеров и организаторов игр в разновозрастных отрядах на улицах во время летних каникул.
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников – космонавтов. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря. |
1. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ СОШ №5. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП (лагерь дневного пребывания) «Радуга -2019» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДП «Радуга - 2019» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина, создание оптимальных условий для нравственного и творческого развития детей через их включение в различные виды деятельности в период летних каникул
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
5. Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
6. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Сроки реализации программы: лето 2019 года: лагерная смена 21 день.
Количество детей в смене: 30 человек.
Ожидаемые результаты работы лагеря:- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда; - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Радуга - 2019» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
4. Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии). Метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
5. Механизм реализации
«Радуга - 2019» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
- формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря.
- подготовка материально-технического обеспечения.
2. Организационный этап.
1.06.- 6.06.2019г.
Основной деятельностью этого этапа является:
• зачисление детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы «Большое космическое путешествие»;
• формирование органов самоуправления: выборы капитанов, диспетчеров, космонавтов и т.д.
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
1. Основной этап.
8.06.- 26.06.2019 г.
Основной этап включает:
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
В данный период дети имеют возможность:
Познавать, отдыхать, трудиться.
Делать открытия в себе, в окружающем мире.
В творческой и лидерской самореализации.
Развивать способность доверять себе и другим.
• Заключительный этап.
• 27. 06.- 28.06.2019 г.
• Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Работа пришкольного лагеря строится по направлениям.
1. Спортивно - оздоровительное.
Охрана и укрепление здоровья школьников,
Совершенствование их физического развития,
Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
Улучшение физической и умственной работоспособности.
Воспитание у детей личной физической культуры.
Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
1) полноценное питание детей;
2) закаливающие процедуры;
3) развитие движений;
4) гигиена режима.
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
• минутки здоровья с медицинским работником;
• утренняя гимнастика;
• реклама ЗОЖ;
• организация прогулок и игр на свежем воздухе;
• организация спортивно-массовых мероприятий;
• Центр релаксации «Станция Межгалактическая».
2. Экологическое.
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
развитие представлений о самоценности природы;
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»
- Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Беседы с сотрудником ГИБДД:
- «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».
3. Художественное.
Тематические вечера песни военных лет, день памяти 21 июня, день памяти Пушкина;
Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника);
Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки на асфальте, наряд для Барби, рисунки по сказкам и т. д.);
Развлечения и игровые программы;
Фестиваль талантов.
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, дневников путешествия;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.
- Коллективно-творческие дела.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .
4. Патриотическое.
Работа по патриотическому воспитанию детей
- Экскурсия в музей школы;
- Дискуссия «Природа моего края»;
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
- Конкурсы рисунков;
- Путешествие на планету «Память».
В программу летнего лагеря включена совместная работа с родителями и социальными партнерами
- Проведение совместных мероприятий с областной филармонией, библиотекой.
- Сопровождение родителями детей на экскурсии.
- Участие родителей в спортивных эстафетах, КТД.
- Встречи, проведение бесед, игр с участием инспектора
5. Трудовое и социально-значимое.
Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.
Виды социально-значимой деятельности:
уборка школьного двора,
совместная деятельность с школьной библиотекой.
уборка классных комнат,
уход за растениями,
работа по обслуживанию кабинетов (оказание помощи учителю в подготовке оборудования, приборов, наглядных пособий и т.д.),
дежурство по школе, в столовой.
6. Кадровое обеспечение
1. Начальник лагеря.
2. Воспитатели.
3. Уборщица.
4. Вожатые(студенты педагогического университета)
5. Повара
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ СОШ №5 им.К.П.Феоктистова – людьми - единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение
мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
Кабинет начальной школы.
Спортивная площадка.
Столовая.
Аппаратура:
- Мультимедийная установка;
- музыкальный центр;
- компьютеры.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки, гимнастические обручи;
Развивающие игры: шашки, шахматы,
Настольные игры: домино, лото.
Канцелярские товары.
Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.
Медицинская аптечка.
7. Схема управления программой
Программа разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 11 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
8. Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Большое космическое путешествие». Все учащиеся делятся на равные группы - экипажи. Каждый экипаж планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является космический корабль «Детство».
9. Структура управления
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены.
Бортпроводники – воспитатели
Диспетчеры – командиры экипажа
Космонавты – дети.
Задача капитана, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле будет представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (Вселенной), где центром является космический корабль «Детство». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов, первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом со звездным небом (Вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня. За долгие 21 день наш космический корабль «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд. Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды. Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:
1.Планета встреч
2.Планета КВН
3. «Планета чудес».
4.Планета красоты
5.Планета юный эколог
6.Планета сказок
7. Планета неболейка
8. Планета воды
9. Планета патриот
10. Планета патриот
11. Планета патриот
12. Планета друзья леса
13. Планета страха
14.Планета игр
15.Планета талантов
16.Планета мужества
17.Планета весельчаков
18.Планета «Очумелые ручки»
19.Планета рекордов
20.Планета советов
21.Планета прощания
Режим дня
8.30 – 8.50 – Прием детей
8.50 – 9.00 - Зарядка
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо сделать нам зарядку!
9.00 – 9.15 – Линейка
На линейку всем пора!
Собирайся, детвора!
9.15 – 9.45 – Завтрак
Перед завтраком умойся!
Всем за стол!
Узнать пора,
чем нас кормят повара?
9.45 – 10.45 – Отрядные дела
Кто куда?
Кто танцует и поет,
Кто сорняк
10.45 – 11.45 – Спортивный час
Всем на улицу пора!
Закаляться,
Развлекаться
Очень любит детвора.
На клумбе рвет.
11.45 – 13.00 – Культмассовые мероприятия
Ждут нас конкурсы, прогулки, интересные дела.
13.00 – 13.30 – Обед
Берем ложки, берем хлеб и садимся за обед!
13.30 – 14.30 – Игры на свежем воздухе
14.30- Уход детей домой
Вот закончилась игра!
И до завтра, детвора.
14.30 – 15.00 – Планерка воспитателей
Устав лагеря
«Радуга - 2019»
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
Быть не руководителем, а товарищем.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезным для других.
Верить в себя и свои силы.
Реализовывать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря
«Радуга - 2019»
Закон хозяина.
«Радуга» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
10. Учебно-методическое оснащение программы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Праздник открытия лагеря.
Предварительная подготовка: Разучивание детьми стихов, песен, речевок.
1-й ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на новом телеканале - «Радуга - 2019».
2-й ведущий - лагерное телевидение, которое начинает свою работу впервые в это лето. Вас ждут незабываемые встречи с молодыми талантами, интересные новости, репортажи и, конечно…
Вместе: Реклама!
1-й ведущий: наипервейшая новость - открытие летнего оздоровительного лагеря «Радуга». Посмотрите специальный репортаж нашего корреспондента об этом примечательном событии.
На площадку выходят представители от разных отрядов.
Корреспондент. Мы находимся в гуще событий. Лагерь «Радуга» в сборе?
Дети. ДА
Корреспондент: Первый отряд!
Дети: «Ребята-пираты»
Корреспондент: Ваш девиз!
Дети: Мы веселые ребята
Мы отважные пираты
Мы смешные, озорные
Мы веселые такие.
Корреспондент: Второй отряд!
Дети: «Динамит»
Корреспондент: Ваш девиз!
Дети: Если лагерь наш гремит-
Это сделал Динамит!
Корреспондент: Благодарю за интервью! Закончим наш репортаж пожеланием всяческих успехов ребятам- пиратам, динамитам,
На ниве отдыхаемости, хохотаемости, закаляемости, играемости и поправляемости.
1-й ведущий. Нашу программу передач продолжает «Песня сезона»!
Звучит мелодия из м/ф «»Чунга - чанга»
На площадку выходит группа детей, исполняет песню «Здравствуй, лето!» (сл. И.Жигаловой).
Пролетели школьные деньки,
Отзвенели школьные звонки,
До свиданья, наш уютный класс!
Здравствуй, лето! Каникулы у нас!
Припев. Снова лето, снова лето!
Веселись, играй при этом,
Веселись, играй при этом,
Чудо - летом!
Наше счастье отдыхаем
И силенок набираем,
И силенок набираем
Чудо - летом!
Здравствуй, лето, неба синева!
Здравствуй, лето, речка и трава!
Здравствуй, лето, дождик и жара!
А у нас каникулы! Ура!
Припев.
1-й ведущий. Реклама на канале Радуга!
Выступление детей.
1-й ведущий. Сейчас вам заявляю прямо:
Настало время для рекламы.
От моды отставать не будем,
Пускай рекламу смотрят люди.
2-й ведущий. Вместо памперсов и чая
Ждет реклама вас другая:
Специально для вас
Реклама лета сейчас!
3-й ведущий. Здравствуй, лето!
Ярким солнцем все согрето.
В лес зеленый побежим,
На поляне полежим.
4-й ведущий. Здравствуй, ягода лесная!
Здравствуй, белка озорная!
Снова лето к нам пришло-
Это очень хорошо!
1-й ведущий: Лето, лето подоспело-
Земляника покраснела,
Повернется к солнцу боком,
Все нальется красным соком,
В поле красная гвоздика,
Красный клевер… Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
2-й ведущий: Веселое лето,
Всем дорого ты.
В лугах ароматных
Пестреют цветы.
А в рощице пташек
Звенят голоса,
Их песни хвалою
Летят к небесам.
Блестящие мошки
Кружатся толпой,
И солнышко шлет им
Свой луч золотой.
3-й ведущий: Очень добрым , очень светлым ,
Золотистым ясным днем
Мы летим в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве.
Речка плавать нас научит,
Ветер – бегать по траве.
1-й ведущий: Сколько утреннего света
За распахнутым окном!
По земле гуляет лето,
Ходит лето босиком!
Сколько лета и простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.
Сколько света, сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснемся,
Вместе с травами растем!
2-й ведущий: Продолжаем нашу программу.
Предоставим эфир любителям фольклора.
Встречайте фольклорный ансамбль «Матрешки»!
Девочки исполняют частушки.
Частушки
Мы девчонки – хохотушки,
Пропоём для вас частушки,
Как мы в лагере своём
Очень дружно заживем.
В летний лагерь мы пришли,
Будем петь, играть, смеяться,
Будем спортом заниматься.
Будем есть побольше каши,
Чтобы стать сильней и краше.
На автобусе кататься
И зарядкой заниматься.
Не волнуйтесь, папы, мамы,
Летний отдых – лучший самый!
Отдохнем здесь двадцать дней-
Не узнаете детей.
Воспитателям своим
Здесь открыто говорим:
- много с вами нам хлопот
Эта смена принесет.
Малышам во всем поможем –
Побыстрей их спать уложим.
Сами ж будем веселиться,
Танцевать, играть, беситься.
Просим вас: нас не ругайте,
Забавляйте, развлекайте.
С нами вместе вы резвитесь,
С нами вместе веселитесь.
1-й ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем телемост «Толкование бестолковщины». Наши телекамеры установлены прямо на центральной площадке лагеря. Каждый желающий может принять участие в телемосте. Итак, первый вопрос: «Что такое хлопоты?» (Аплодисменты) Громкими хлопотами приветствуем участников телемоста!
2-й ведущий. Продолжаем телемост. Кто такой хорек? (Певец в лагерном хоре)
Ведущие поочередно спрашивают,
что означают следующие слова:
- солист ( мастер по засолке огурцов, временно работающий в лагере поваром),
- шумовка (дискотека в лагере),
- одаренный (именинник),
-ранец (просыпающийся в 6 часов утра),
-рвач (штангист, временно работающий в лагере физруком),
- нахлебник (составная часть бутерброда),
- пароход (прогулка вдвоём).
Если у детей нет вариантов ответов
отвечают сами ведущие.
1-й ведущий. Продолжаем нашу программу. В эфире – «Вредные советы». Эти советы необходимы всем, кто отдыхает в лагере, ведь не секрет, что иногда не знаешь, как поступить, что сказать, чем удивить, кого рассмешить, кому угодить, вот тут и пригодятся наши советы.
Выступление детей.
Вредные советы.
1-й ведущий. Если твой дружок в отряде
Стал источником заразы,
Обними его и в лагерь
Две недели не придешь.
2-й ведущий. Если лень зарядку делать,
Ты, пожалуйста, в больницу.
Надо делать это так:
Сунуть градусник в кастрюлю
И зажечь в печи огонь…
А потом и доставай,
Сунь под мышку и хромай!
3-й ведущий. Если кашу ты не любишь-
За столом не причитай,
А в карман тому, кто рядом,
Потихонечку пихай.
1-й ведущий. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет тверже кирпича.
2 –й ведущий. Если вдруг тебе приспичит
Всех однажды удивить,
Пригрози всем кулаками
И скажи, чтоб удивлялись,
А не то ты им на память
Тумаки свои покажешь.
3- й ведущий. Если вдруг худрук пристанет
С воспитательной беседой,
Что ты в игры не играешь,
Не танцуешь, не поешь,
Ты скажи ему, пусть сам он
Серенады распевает,
Только пляшет и играет-
У тебя от перегрузки
Пятка левая болит.
2-й ведущий. Благодарим за поучительные вредные советы! Продолжаем нашу программу. В эфире шумовое шоу « Утро в лагере «Наседкино». Приглашаем всех зрителей принять участие в шоу.
Представьте себе, что вы озвучиваете спектакль. У каждой группы (отряда) будет своя роль.
Ведущий распределяет роли и читает текст,
а группы детей их озвучивают.
Действующие лица: Корова, Котенок, Собака, Гуси, Поросята, Лошадь, Баран, Коза, наседка, Петух.
В одно замечательное утро в лагере «Наседкино» симпатичная Корова проснулась и сладко потянулась: «Му-у-у!» ( дети: «Му-у-у!» ). Тем временем Котенок – чертенок опрокинул сметану и испуганно мяукнул: «Мяу!» ( дети: «Мяу!»). На площадке откликнулась сердитая Собака- воспитательница: «Гав-гав!» ( дети: «Гав-гав!»). Она разбудила младший отряд Гусей. Гуси спросонья заворчали: «Га-га-га!» ( дети: «Га-га-га! » ). На их крики сбежались неумытые Поросята из отряда «Хрюндели» и захрюкали: «Хрю-хрю!» ( дети: «Хрю-хрю!»). Поросята разбудили веселую сторожку Лошадь, и она радостно заржала: «Иго-го!» (дети: «Иго-го!»). Строгий директор лагеря Баран посмотрел на Лошадь и заметил: «Бе-е-е! ( дети: «Бе-е-е!» ). С ними вступила в разговор вожатая Наседка и закудахтала: «Ко-ко-ко! Куд-кудах-тах-тах!» (дети: «Ко-ко-ко! Куд-кудах-тах-тах!»). Весь этот шум услышал Петушок. Он работал в лагере «Наседкино» будильником на полставки. Он понял, что пора будить весь лагерь, взлетел на жердочку и заголосил: «Ку-ка-ре-ку!» (дети: «Ку-ка-ре-ку!»), и все отдыхающие и поправляющие здоровье в лагере «Наседкино» ему дружно ответили… (все персонажи говорят свои реплики одновременно, чтобы получился шум).
1-й ведущий. И, наконец, заключительная часть нашей программы - «Танцевальные мелодии и ритмы!»
2–й ведущий. А мы прощаемся с вами, дорогие друзья, до новых встреч на нашем телеканале!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Дорожная азбука в загадках
(Отгадки написаны справа налево)
А
Выезжаем на природу!
Будем изучать погоду!
Собираем карты, глобус
И садимся на...
(суботва)
Б
Смотрят все разинув рот,
Как огромный пароход,
Повидавший целый мир,
Тащит маленький...
(рискуб)
В
Как блестит на солнце рама!
Удивляется сосед -
Целый день учусь упрямо
Я водить...
(деписолев)
Г
А у нас в семье веселье -
Отмечаем новоселье!
Переехали за миг!
А помог нам...
(кивозург)
Д
Это что там под Луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названьем...
(ьлбажирид)
Е
Ёлка - радость у стола,
Но для площади мала.
Сквозь пургу и сквозь метель
К нам на праздник едет...
(ьле)
Ё
Кто там целый огород
На себе домой везёт?
На колючий шар похож.
Вы узнали? - Это...
(жё)
Ж
Муравейник на дороге,
Надо посмотреть под ноги.
Муравьи собрались в круг -
В плен захвачен черный...
(куж)
З
На педали давят ноги!
Эй! Не стойте на дороге!
Всех предупредить помог
Об опасности...
(коновз)
И
Мы кладём в багажник вещи,
Рядом ключ, отвёртка, клещи,
Молоток и клей "Момент".
Взят в дорогу...
(тнемуртсни)
Й
Всё случается в дороге,
Можно поцарапать ноги.
И поэтому в поход
Мы берём с собою...
(дой)
К
Скорость, только ветра свист,
Всё шоссе как гладкий лист
Укатать его помог
Нам асфальтовый...
(котак)
Л
Без деревьев мы ни шагу,
Мебель делаем, бумагу!
И для этого привёз
Их из леса...
(зовосел)
М
Под большими городами
Всё подземными ходами
Перепутано хитрО -
Возит там людей...
(ортем)
Н
Чтоб в дороге не устать,
Надо правильно шагать,
Совершая марш-бросок -
Ногу с пятки на...
(косон)
О
Лавки, крыша-козырек
И с мороженным ларек!
Вам знакома обстановка?
Это место -...
(аквонатсо)
П
Машут вслед листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колёс
Мчит по рельсам...
(зоворап)
Р
Дайте мне скорей ответ!
Вот пройдёт немного лет
И с Земли быстрее света
К звёздам полетит...
(атекар)
С
Перед нами чудо-птица,
Всех прошу скорей садиться,
Отправляется в полёт
Быстрокрылый...
(тёломас)
Т
Из воды торчит кабина,
Здесь болото, здесь трясина,
Мы застряли, ну хоть плач,
Помогает нам...
(чагят)
У
Кто, отправившись в поход,
Целый дом с собой берет?
Груз тащить - такая пытка,
Медленно ползет...
(актилу)
Ф
По дороге на карете,
Едут взрослые и дети,
Бубенцов заслыша звон.
Знаем, это -...
(нотэаф)
Х
Чтоб ходить зимой гулять,
Надо шубу одевать!
Из сугробов строим город,
Нам не страшен сильный...
(долох)
Ц
Океанские просторы,
Волны высотою с горы.
Нет опасней, знаем сами,
Прячьтесь все, идёт...
(имануц)
Ч
Ни копыт и ни рогов,
Панцирь скроет от врагов!
Путешествует без страха,
Под защитой...
(ахапереч)
Ш
Мы летим под облаками,
Мы их трогаем руками,
Поднимает в небо пар
Наш большой воздушный...
(раш)
Щ
В дом приходим - моем руки!
Ну а туфли? Ну а брюки?
Не беда, легко и четко
Грязь убрать поможет...
(актёщ)
Ь
Чтобы ездить без проблем,
Знаки надо знать нам всем.
Только не поймём никак,
Где же в знаках...
(канз йикгям)
Ы
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву...
(ы)
Ъ
Знаем, есть и въезд и съезд,
Есть подъём, и есть подъезд,
Нам без них нельзя никак,
Очень важен...
(канз йыдревт)
Э
Мы хотели ехать прямо,
Посреди дороги - яма,
И дорожный оператор
Шлёт нам в помощь...
(ротавакскэ)
Ю
Лето - жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Под колес весёлый стук
Поезд движется на...
(гю)
Я
Это что там в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта,
Держит нос по ветру...
(атхя)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»
Тесты.
Выберете правильные ответы:
Какой материал являются легковоспламеняемым?
А) металл
Б) бензин
В) бетон
Что может явиться причиной пожара?
А) вода, выливающаяся из шланга
Б) включенный в розетку утюг
В) попугай, сидящий на люстре
Что можно отнести к средствам пожаротушения?
А) газовый баллончик
Б) вода
В) песок
Что нельзя использовать в качестве игрушки:
А) куклу
Б) конструктор «Лего»
В) спички
Чем можно защититься от дыма во время пожара?
А) мокрой тряпкой, закрыв лицо
Б) противогазом
В) прозрачным полиэтиленовым пакетом
6. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
А) мокрые
Б) сухие
В) никакие
Кроссворд по теме «Пожарная безопасность»
По горизонтали:
Что в народе называют «красным петухом»? /огонь/
Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. /отравление/
В деревянном домике проживают гномики.
все такие добряки – раздают всем огоньки. /спички/
По вертикали:
Я и туча, и туман, и ручей , и океан,
И летаю, и бегу, и пожар тушить могу /вода/
2. Это бедствие – огонь, дым, жар.
Называется -- …../пожар/
Защищу я от огня
В комнате, машине.
Лишь нажмите мой рычаг.
Я - …… /огнетушитель/
40