Тема: урок - выставка «Ландшафтная композиция и цветочная аранжировка. Направление минимализм».
Цель урока – познакомить учащихся с такими методами изучения теоретических источников, как синтез и сравнение. На примере понятий ландшафтный дизайн и цветочная аранжировка. В контексте рассматриваемых тем, с точки зрения биологической науки, показать, что в развитии современного образования определенную роль может сыграть экологическое информационно образовательное пространство с ноосферной ориентацией, являющееся средством, обеспечивающим формирование ноосферной культуры и направленным на повышение уровня экологической компетентности специалиста для решения профессиональных задач, принятия обоснованных, аргументированных решений.
Разобрать понятия «ноосфера» и «ноосферное образование».
Задачи урока: 1.Показать общее в понятиях ландшафтный дизайн и ландшафтная композиция. 2. Дать определение терминам: аранжировка, гармония, акцент, доминанта, рокарий. 3. Определить место понятий «ноосфера» и «ноосферное образование» в информационном образовательном пространстве. 4. Использование информационных технологий, как необходимое средство формирования ноосферного мышления, мировоззрения и личностного развития учащихся.
Материал и оборудование: использование компьютера, компьютерные программы. Емкости, грунт, природные камни, миниатюрные растения для организации миниатюрных ландшафтных композиций.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте!
Тема сегодняшнего урока – «Ландшафтная композиция и цветочная аранжировка. Направление минимализм»
Мы с вами будем анализировать понятия темы методами синтеза и сравнения.
Метод синтеза – представляет собой процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть явление в единстве и связи всех его частей.
Метод сравнения – представляет собой сопоставление объектов с целью выявления черт сходства, черт различия или того или иного вместе. Без сравнения не может быть обобщения. В результате сравнения различных объектов мы получаем о них более глубокое представление. Сравнение тесно связано с анализом и синтезом.
Для того чтобы урок прошел успешно, вспомним понятия из курса «Основы ландшафтного дизайна».
Вопрос: Что такое ландшафтный дизайн?
Ученик: Ландшафтный дизайн – Искусство объединения природы с архитектурными произведениями называется ландшафтным дизайном.
(Смотрим слайды).
Вопрос: Что такое ландшафтная композиция?
Ученик: Ландшафтная композиция – организация пространства в соответствии с эстетическими требованиями, создание яркого художественного образа.
Учитель: Теперь мы с вами вспомним из материала 10 класса, что такое аранжировка?
Ученик: Аранжировка – расположение цветов, листьев, растений в букетах, в вазах, корзинах…
( Смотрим слайды).
Вопрос: Что такое акцент в аранжировке?
Ученик: Акцент – прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении какой-либо детали по величине, положению в пространстве, освещенности или цвету.
Вопрос: Этот прием можно использовать только в цветочной аранжировке?
Ученик: Этот прием, возможно, использовать как в цветочной аранжировке, так и в ландшафтной композиции.
Вопрос: Что такое гармония?
Ученик: Гармония – соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).
Учитель: Скажите, пожалуйста, гармония важна только для цветочной аранжировки?
Ученик: Гармония неотъемленная часть, как в цветочной аранжировке, так и в ландшафтном дизайне.
Учитель: Доминанта – главный по силе художественной выразительности акцент в ландшафтном пространстве, которому подчинены другие элементы.
Вопрос: Насколько важно применение этого понятия в цветочной аранжировке?
Ученик: Доминанта может проявиться в форме, цвете, фактуре или идейном содержании, при составлении цветочных аранжировок.
Вопрос: Что такое рокарий?
Ученик: Рокарий- ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.
(Смотрим слайды).
Учитель: Мы живем с вами в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества, где доминирующей должна стать парадигма вашего личностно ориентированного образования. Следует так же заметить, что на развитие образования существенным образом влияют новые тенденции в развитии человечества, к которым, как отмечают ученые, относится как приоритетные:
В контексте рассматриваемых тенденций, с точки зрения биологической науки, мы с вами на нашем уроке видим, что в развитии современного образования определенную роль может сыграть экологическое информационно образовательное пространство с ноосферной ориентацией, являющееся средством, обеспечивающим формирование ноосферной культуры и направленным на повышение уровня экологической компетентности специалиста для решения профессиональных задач, принятия обоснованных, аргументированных решений.
Коснемся основных понятий, к которым относятся понятия «ноосфера» и «ноосферное образование».
Ноосфера, как писал В.И.Вернадский – это новый этап в развитии биосферы, предполагающий разумное регулирование отношений человек – природа, это царство разума человеческого и является эмпирическим обобщением.
Ноосферное образование - термин, характеризующий развитие процесса и установление взаимосвязи предметными и психолого-педагогическими составляющими личностно-ориентированного образования, в данном случае на нашем интегрированном уроке идет поиск методических приемов, перерастания знания в убеждения, т.е. формирование вашей активной жизненной позиции.
Поэтому исследовательская деятельность является необходимым средством формирования ноосферного мышления, мировоззрения и вашего личностного развития. Первая часть урока у нас была исследовательская, сопоставительная, то вторая часть урока будет практическая и вы как будущие специалисты – цветоводы- дизайнеры сделаете свои аранжировки.
Сейчас мы с вами попробуем создать аранжировку из растений в виде миниатюрной ландшафтной композиции, не забывая ни об одном понятии которые повторили.
Ученик: Каменистые сады – рокарии появились в Европе в конце 18 века. Поначалу в них размещали именно альпийские растения, но с ростом популярности этого садового элемента стало ясно, что для создания «альпийской» картинки можно использовать и другие растения, которые в горах не растут.
Ученик: Каменистые сады – очень эффектный элемент ландшафтной архитектуры. Неспециалистов он привлекает кажущейся простотой исполнения. На самом деле каменистые сады – это высший пилотаж садового дизайна. Если вы не готовы к таким экспериментам, чувствуете себя не уверенно, то создание домашнего каменистого садика «в миниатюре » - то, что нужно!
Учитель: Миниатюрные формы очень привлекательны для учебы, т.к. не требуют ни больших вложений, ни перемещения тяжелых материалов, да и конечный результат виден гораздо быстрее. И если он не удовлетворяет, все легко переделать.
Итак, создаем каменистый садик из комнатных растений: кактусов, крассул, хавортий, алоэ и можно использовать и многие другие суккуленты. Используем и декоративно-лиственные растения: циперус, хлорофитум, колеус, сансивиерия хана. Устраивается такой садик в невысокой плошке, диаметр которой больше высоты. Разумеется, и к внешнему виду емкости представляют определенные требования: цвет и форма должны быть достаточно простыми. В плошку обязательно кладется дренаж.
Растения для каждого такого крошечного садика лучше подбирать с одинаковыми требованиями к почве и условиями содержания. Чтобы растения росли как можно медленнее, их поливают и подкармливают крайне осторожно. Если все же какое-то растение поведет себя непредсказуемо и начнет быстро расти, его придется заменить другим маломером.
И так вам задание для самостоятельной работы – создать аранжировку – миниатюру в виде ландшафтной композиции, типа рокарий.
Учитель: Посмотрим, что у вас получилось. Я вижу замечательные авторские работы: Пономарева Арина – «Одиночество» - единственный друг – камень.
Потапова Елена – «Между красным и зеленым». Нерубенко Наталья – «Волшебная страна», Мурженко Виктория – «LOST». У мальчиков работы без названия – просто миниатюрные рокарии.
Всем за практическую работу ставлю «отлично».
Теперь мы подведем итог.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Ученик: Узнали о таком приеме как синтез, который можно использовать, как при изучении цветочной аранжировки, так и при изучении ландшафтного дизайна.
Ученик: Также узнали, что термины доминанта, акцент, гармония, аранжировка важные понятия, как в цветочной аранжировке, так и в ландшафтной.
Ученик: познакомились с такими понятиями как ноосфера и ноосферное образование предложенными В.И.Вернадским.
Ученик: На практике изучили возможность создания рокария, в миниатюрной форме.
Учитель: Молодцы, спасибо.
На этом урок закончен.