СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лариса Анатольевна Турова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лариса Анатольевна Турова»

Тема: Древний мир – время первых цивилизаций.

Цель: создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройство общества).

Задачи:

Предметные: сформировать у учащихся образ эпохи Древнего мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира;

 Метапредметные: продолжить формирование специальных учебных действий - картографических умений; развитие познавательных УУД: рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативных УУД: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи; регулятивных УУД: оценивать свою деятельность.

Личностные: продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе установление взаимосвязи между достижениями, открытиями и явлениями эпохи Древнего мира и современностью; доказать, что многие изоб

Ожидаемые результаты:

Предметные: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: «Путешествие во времени».

Методы обучения: АМО проблемно-диалогический, эвристическии

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций.

Оборудование: карта Древнего мира; река времени; ступени появления первых цивилизаций, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2, таблички с речевым материалом.












Ход урока:


  1. Создание психологической комфортности.

-Вы когда нибудь путешествовали во времени? Как вы думаете, можно ли за один урок совершить путешествие в прошлое? А давайте попробуем окунуться в таинственный и загадочный мир исторического прошлого на сегодняшнем уроке.

-Машина времени ждет вас..переброска звершена


  1. Актуализация необходимых знаний.

(Река времени на доске, составление класстера на мониторе)

-В какую эпоху мы попали? Что мы знаем об этой эпохе?

- Выделим необходимые нам, как путешественникам во времени, знания. Внимание на слайд.

-С какой эпохи началась всемирная история человечества?

-Когда началась эпоха первобытного мира?

-На каком материке появились первые люди?

-Как объединялись первобытные люди?

-Перечислите, чему научились люди в первобытном обществе?

-«Настоящии человек-человек своего рода и племени»- откуда взяты эти слова?

- С помощью составленного нами кластера, сделайте вывод о первой эпохе развития человечества.

(Люди приручили диких животных, научились выращивать растения, смогли добывать больше пищи. Однако, обычаи , которые мы считаем дикими, продолжали действовать до конца эпохи Первобытного мира)


- Как объясните значение слова «первобытный…мир общество…человек?

(первый быт…начало )


  1. Постановка проблемной ситуации.

-Посмотрите на эти предметы (песочные часы, механические часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9).

  • Могли все эти предметы появиться в первобытном обществе?

  • Какая эпоха следует за эпохой Первобытного мира?

  • Древние люди могли ли изобрести эти предметы?

  • Мнения у нас различны… …Какой возникает вопрос?

Когда появились часы, календарь, цифры?

  • Каких знании нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос?

Чем отличается эпоха Древнего мира от Первобытного мира?

  • (мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира, могли ли эти предметы появиться в эпоху Древнего мира)

  • Сформулируйте тему урока (Древнии мир-рождение первые цивилизации)

  • Какую цель вы поставите перед собой во время путешествия?(чем отличаются эти эпохи)

  • 4. Совместное открытие новых знаний.


-Почему первобытные люди объединялись в рода и племена? (совместная деятельность упрощает достижение цели)

-Чтобы достигнуть цели нашего путешествия, я предлагаю работать в группах.

1 группа будет исследовать жизнь первобытных людей, 2 группа- древних людей. Отмечать свои наблюдения вам поможет карта путешественников, которая лежит перед вами.

-Вспомните основное правило работы в группе(один за всех и все за одного)


Говорит компьютер ,….

-Как понимаете слово « цивилизация»? Найдите значение этого слова в словарях

- Первая группа зачитывает Цивилизацией называют сообщество людей, которые на протяжении определенного времени поддерживали одни интересы, имели свои взгляды на экономику, культуру, делились общими идеалами, моральными ценностям

-Вторая группа зачитывает ступенька в развитии общества


1

-Мы узнали, что цивилизация- это более высокая ступень развития общества. Люди поднялись в своем развитии выше.

-Я предлагаю вам рассмотреть рисунок- схему в 1 задании на карте путешественника

-Рассказатите, ответив на вопросы, как проходил переход от первобытного общества к Древнему ..к цивилизации

Карточка № 1

Люди первобытного общества жили в ……………. .

Людьми управлял старейшина ………….. .

Сообщения, знания передавались в …………….. .

Карточка № 2

Люди цивилизации жили в ………………. .

Людьми управляло ………….. .

Сообщения , знания передавались с помощью …………. .

-Выделите основные отличия эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Появляются города, государство, письменность, появилась цивилизация.

-В каком значении здесь используется слова цивилизация?. (улучшение качества жизни)

2.

-Что помогло древним людям улучшить качество жизни? Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив задание2

-1группа отметит изобретения Первобытных людей, ,2 группа – Древних людей.

-Расскажите о своих наблюдениях. Что изобрели первобытные люди?

-Что изобрели Древние люди? перечислите



- Можно ли сказать, что, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень? Почему?

-Что помогло древним людям улучшить качество жизни?(новые изобретения)

-Можем ли мы ответить на первый вопрос урока? Могли ли люди в Древнем мире изобрести календарь, часы, буквы, цифры?

Физминутка Встаньте, пожмите друг другу руки и поблагодарите за поддержку в путешествии по Древнему миру. Повернитесь, и посмотрите…



5. Углубление и расширение новых знаний

- Звук с компьютера ..(Мир цивилизации рассширялся. Цивилизованные страны не были похожи друг на друга В каждой стране был свой государственный порядо

- Рассмотрите условные обозначения на карте.

- Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

- Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим, Древняя Греция) -----Назовите цивилизации Древнего Востока? (Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия)

- Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

-В каком значении употребляем сейчас цивилизация? (страны со своей культурой)


- Рассмотрите постройки Древнего мира. В каких странах могли появиться эти сооружения….Оформите в листе путешественника-



7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Представителей от каждой эпохи я попрошу познакомить нас со своими наблюдениями. Опираясь на свои наблюдения, перечислите отличия

- Что можете сказать о постройках разных цивилизации? (группы дополняют)

-Как вы считаете,

-Можем ли мы с вами ответить на второй вопрос урока?



6.Рефлексия

-Ребята, смогли ли вы достигнуть цели, которую ставили перед собой на сегодняшнем путешествии? (покажите мне ответ)



7.Итог урока

-Пришло время нам возвращаться из далекого прошлого в свое время

-Как называется время в котором мы живем?

-КАКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ ДО СИХ ПОР?

- Спасибо за приятное общение и работу во время путешествия.


8.Д.з

Отдохнув после путешествия, исследуйте любую цивилизацию Древнего мира, подготовьте рассказ о достижениях данной цивилизации




5