СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛАВРИНОВИЧ О. Г. Урок "Проверяемые безударные гласные в корне слова" РЯиЛ 2018-12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЛАВРИНОВИЧ О. Г. Урок "Проверяемые безударные гласные в корне слова" РЯиЛ 2018-12»

О. Г. Лавринович, учитель русского языка и литературы ГУО «Слободская детский сад—средняя школа Шумилинского района» Витебской области

Проверяемые безударные гласные в корне слова V класс

Цель урока: создание условий для усвоения учащимися способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

Задачи:

  • образовательная: отрабатывать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

  • развивающая: развивать у обучающихся орфографическую зоркость, устную и письменную речь, познавательные процессы (память, речь, мышление, внимание, восприятие), творческие способности;

  • воспитательная: содействовать формированию у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности, воспитанию интереса к русскому языку;

  • здоровъесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения через смену видов деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: рисунки, листы ответов, словарь, магниты, карточки, звукозапись, портрет И. С. Тургенева.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Звучит тихая музыка.

— Урок я хочу начать словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Давайте и мы сегодня на уроке откроем частичку этого чуда.

Работать мы будем в индивидуальных листах, которые лежат у вас на столах. Подумайте и отметьте, пожалуйста, в своих листах, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока:

  • хорошее настроение;

  • новые знания;

  • возможность высказаться;

  • получить хорошую отметку.

  1. Актуализация знаний.

  • Что изучает фонетика? (Звуки речи, их чередование, слог, ударение, интонацию.)

  • На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные.)

  • Какие гласные называются ударными, а какие — безударными? (Ударные произносятся с большей силой голоса, а безударные — с меньшей.)

  • Что такое ударение? (Это выделение одного из слогов большей силой голоса при произнесении слова.)

  • Что называется корнем? (Корень — общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Совместная постановка целей (в индивидуальных листах):

  • Сегодня мы должны научиться:

  • отличать слова с безударной гласной в корне от других слов;

  • находить в словах корень и ставить ударение;

  • определять слабую и сильную позиции гласной в корне слова;

  • подбирать однокоренные слова и формы слова для проверки безударной гласной.

  • Опираясь на вышесказанное, попытайтесь сформулировать тему урока. (Правописание безударных гласных в корне слова.)

  1. Работа по теме урока.

  1. Теоретический блок.

  1. Работа с учебником.

  • Но прежде чем перейти к изучению нового материала, нужно понять, с каким разделом языка мы будем работать. В этом нам поможет учебник. Откройте учебник на с. 14.

Как видите, мы переходим к новому, интересному и при этом достаточно сложному разделу русского языка — орфографии. На уроке мы будем работать со следующими понятиями: орфография, орфограмма, слабая и сильная позиции (записаны на доске).

  • Что же изучает раздел «Орфография»?

  • Что такое орфограмма?

— А кто знает, что такое слабая и сильная позиции гласных звуков?

На доске (слева):

Сильная позиция — под ударением.

Слабая позиция — не под ударением.

  1. Наблюдение над словом (работа с таблицей и словарём).

  • Безударный — гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук — ударный гласный

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, чётко, ясно.

Прочь, опасность, уходи!

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим —

Смело гласную напишем.

  • Давайте обратимся к нашей таблице и посмотрим, какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова. Но прежде вспомним, какие слова являются однокоренными (имеют один корень и отличаются приставками или суффиксами, могут быть разными частями речи), а какие — формами слова (меняется только окончание, являются одной частью речи)?

Учащиеся работают в парах. Один ученик работает у доски.

Вывод: проверяемая безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова или формы слова (рисунок- схема прикрепляется на доску).


Написание непроверяемой гласной в корне слова проверяем с помощью словаря.


  1. Практический блок.

Задание 1 (письменно).

  • Отгадайте загадки, запишите отгадки, а также проверочные слова.

  1. Есть у каждого лица Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора.

(Глаза — глаз, глазки.)

  1. Она под осень умирает И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

(Трава — травы, травка.)

  1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода — воды, водный.)

  1. Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло.

(Сова — совы, совушка.)

Задание 2 (устно).

Упражнение 27 учебника.


Физкультминутка


Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И — направо! И ещё

Через левое плечо!

  • Может, кто-то из вас заметил в физкультминутке слова на сегодняшнее правило?


Задание 3 «Корректор» (работа в парах на отдельных листах).

  • Мальчик Вася писал диктант и допустил ошибки.

Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки?

Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте.

Зема ухадитъ не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

  • Сколько ошибок допустил Вася? Назовите слова, в которых допущены ошибки. Подберите к ним проверочные слова (учащиеся по цепочке называют слова с ошибками).

  • Почему Вася допустил так много ошибок?

  • Какое правило не знал Вася?

  • Определите тему текста, стиль и тип речи.

  • Как можно озаглавить текст?


Задание 4 (устно).

  • Продолжите следующие строчки, подобрав проверочные слова.

  1. На берегу растёт сосна,

А рядом с нею? (Сосны.)

  1. Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею? (Звёзды.)

  1. А на траве лежит роса,

А рядом с нею? (Росы.)

  1. Вот по траве спешит коса,

А рядом с нею? (Косы.)


Задание 5 (учебник с. 14—15).

Найдите в словарных словах гласные. Можно ли проверить их написание? Почему?

Объясните значение этих слов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Обаяние — притягательная сила, очарование.

Обоняние — восприятие запахов.

Базар — место продажи товаров.

Сервиз — набор посуды (чайный, кофейный).

Смородина — ягода, кустарник.

Спортсмен — человек, занимающийся спортом.

Кастрюля — предмет посуды.

  • Поработаем в группах.

  1. й ряд — составляет с одним (или несколькими) из словарных слов предложение с однородными членами;

  2. й ряд — составляет предложения с обращением;

  3. й ряд — составляет предложение с прямой речью.

Тот, у кого не получается, составляет произвольное предложение с использованием одного из словарных слов.


Задание 6 (устно; дополнительное).

К данным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне, являющиеся другой частью речи.

Корм — ... глагол (что делать?)

Ночь — ... имя прилагательное (какая?)

Скрип — ... глагол (что делают?)

След — ... глагол (что делает?)

Косит — ... имя существительное (что?)

Горы — ... имя прилагательное (какие?)


Задание 7 (письменно).

— Рассмотрите рисунок. Какие предметы вы видите? В написании каких слов есть безударная гласная? Составьте и запишите с ними словосочетания.

Примерный ответ: белые цветы, маленькие птенцы, зелёная листва, лиственные деревья, рыжий котёнок.


  1. Обобщение.

Тест

Вариант I

  1. Подчеркните все проверочные слова к словам с безударными гласными:

а) ночной — ночник, ночка, ночлег, ночевать;

б) трава — травка, травинка, травяной, травянистый.

  1. В какой строке все слова пишутся с буквой е:

а) в..черний, зв..здопад, осв..щение;

б) т..мнота, т..шина, т..нистый?

  1. Вставьте в слова пропущенные гласные:

а) соблюдать ч..стоту — частота радиоволн;

б) скр..пить подписью — скр..петь на морозе.

  1. Укажите слова с буквой и:

а) ш..рстяной; б) п..сатель; в) пл..сать; г) б..жать; д) л..сток.


Вариант II

  1. Подчеркните все проверочные слова к словам с безударными гласными:

а) садовник — посадил, садик, садовод, садовый;

б) река — речка, речной, речушка, речник.

  1. В какой строке все слова пишутся с буквой а:

а) вст..вать, ц..рица, др..жание;

б) сч..стливый, сл..беют, ш..гает?

  1. Вставьте в слова пропущенные гласные:

а) поев..тил фонарём — посв..тить стихи;

б) прйм..рял врагов — прим..рял костюм.

  1. Укажите слова с буквой о:

а) г..родок; б) м..рекой; в) м..лыш; г) к..вёр; д) д..лёкий.


  1. Рефлексия.

  • Понравился ли вам урок?

  • Какие задания были интересными/ сложными/лёгкими?

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Отметки будут выставлены по итогам проверки тестов.


  1. Домашнее задание.

§ 4, упр. 30 или найти и записать пять пословиц с безударными гласными в корне слова.