О. Г. Лавринович, учитель русского языка и литературы ГУО «Слободская детский сад—средняя школа Шумилинского района» Витебской области
Проверяемые безударные гласные в корне слова V класс
Цель урока: создание условий для усвоения учащимися способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге.
Задачи:
образовательная: отрабатывать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
развивающая: развивать у обучающихся орфографическую зоркость, устную и письменную речь, познавательные процессы (память, речь, мышление, внимание, восприятие), творческие способности;
воспитательная: содействовать формированию у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности, воспитанию интереса к русскому языку;
здоровъесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения через смену видов деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: рисунки, листы ответов, словарь, магниты, карточки, звукозапись, портрет И. С. Тургенева.
Ход урока
Организационный этап.
Звучит тихая музыка.
— Урок я хочу начать словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Давайте и мы сегодня на уроке откроем частичку этого чуда.
Работать мы будем в индивидуальных листах, которые лежат у вас на столах. Подумайте и отметьте, пожалуйста, в своих листах, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока:
Актуализация знаний.
Что изучает фонетика? (Звуки речи, их чередование, слог, ударение, интонацию.)
На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные.)
Какие гласные называются ударными, а какие — безударными? (Ударные произносятся с большей силой голоса, а безударные — с меньшей.)
Что такое ударение? (Это выделение одного из слогов большей силой голоса при произнесении слова.)
Что называется корнем? (Корень — общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.)
Сообщение темы и целей урока.
Совместная постановка целей (в индивидуальных листах):
отличать слова с безударной гласной в корне от других слов;
находить в словах корень и ставить ударение;
определять слабую и сильную позиции гласной в корне слова;
подбирать однокоренные слова и формы слова для проверки безударной гласной.
Опираясь на вышесказанное, попытайтесь сформулировать тему урока. (Правописание безударных гласных в корне слова.)
Работа по теме урока.
Теоретический блок.
Работа с учебником.
Но прежде чем перейти к изучению нового материала, нужно понять, с каким разделом языка мы будем работать. В этом нам поможет учебник. Откройте учебник на с. 14.
Как видите, мы переходим к новому, интересному и при этом достаточно сложному разделу русского языка — орфографии. На уроке мы будем работать со следующими понятиями: орфография, орфограмма, слабая и сильная позиции (записаны на доске).
— А кто знает, что такое слабая и сильная позиции гласных звуков?
На доске (слева):
Сильная позиция — под ударением.
Слабая позиция — не под ударением.
Наблюдение над словом (работа с таблицей и словарём).
Безударный — гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук — ударный гласный —
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, чётко, ясно.
Прочь, опасность, уходи!
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим —
Смело гласную напишем.
Давайте обратимся к нашей таблице и посмотрим, какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова. Но прежде вспомним, какие слова являются однокоренными (имеют один корень и отличаются приставками или суффиксами, могут быть разными частями речи), а какие — формами слова (меняется только окончание, являются одной частью речи)?
Учащиеся работают в парах. Один ученик работает у доски.
Вывод: проверяемая безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова или формы слова (рисунок- схема прикрепляется на доску).
Написание непроверяемой гласной в корне слова проверяем с помощью словаря.
Практический блок.
Задание 1 (письменно).
Отгадайте загадки, запишите отгадки, а также проверочные слова.
Есть у каждого лица Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.
(Глаза — глаз, глазки.)
Она под осень умирает И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
(Трава — травы, травка.)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода — воды, водный.)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова — совы, совушка.)
Задание 2 (устно).
Упражнение 27 учебника.
Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо! И ещё
Через левое плечо!
Может, кто-то из вас заметил в физкультминутке слова на сегодняшнее правило?
Задание 3 «Корректор» (работа в парах на отдельных листах).
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки?
Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте.
Зема ухадитъ не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
Сколько ошибок допустил Вася? Назовите слова, в которых допущены ошибки. Подберите к ним проверочные слова (учащиеся по цепочке называют слова с ошибками).
Почему Вася допустил так много ошибок?
Какое правило не знал Вася?
Определите тему текста, стиль и тип речи.
Как можно озаглавить текст?
Задание 4 (устно).
Продолжите следующие строчки, подобрав проверочные слова.
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею? (Сосны.)
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею? (Звёзды.)
А на траве лежит роса,
А рядом с нею? (Росы.)
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею? (Косы.)
Задание 5 (учебник с. 14—15).
Найдите в словарных словах гласные. Можно ли проверить их написание? Почему?
Объясните значение этих слов. При необходимости обращайтесь к словарю.
Обаяние — притягательная сила, очарование.
Обоняние — восприятие запахов.
Базар — место продажи товаров.
Сервиз — набор посуды (чайный, кофейный).
Смородина — ягода, кустарник.
Спортсмен — человек, занимающийся спортом.
Кастрюля — предмет посуды.
й ряд — составляет с одним (или несколькими) из словарных слов предложение с однородными членами;
й ряд — составляет предложения с обращением;
й ряд — составляет предложение с прямой речью.
Тот, у кого не получается, составляет произвольное предложение с использованием одного из словарных слов.
Задание 6 (устно; дополнительное).
К данным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне, являющиеся другой частью речи.
Корм — ... глагол (что делать?)
Ночь — ... имя прилагательное (какая?)
Скрип — ... глагол (что делают?)
След — ... глагол (что делает?)
Косит — ... имя существительное (что?)
Горы — ... имя прилагательное (какие?)
Задание 7 (письменно).
— Рассмотрите рисунок. Какие предметы вы видите? В написании каких слов есть безударная гласная? Составьте и запишите с ними словосочетания.
Примерный ответ: белые цветы, маленькие птенцы, зелёная листва, лиственные деревья, рыжий котёнок.
Обобщение.
Тест
Вариант I
Подчеркните все проверочные слова к словам с безударными гласными:
а) ночной — ночник, ночка, ночлег, ночевать;
б) трава — травка, травинка, травяной, травянистый.
В какой строке все слова пишутся с буквой е:
а) в..черний, зв..здопад, осв..щение;
б) т..мнота, т..шина, т..нистый?
Вставьте в слова пропущенные гласные:
а) соблюдать ч..стоту — частота радиоволн;
б) скр..пить подписью — скр..петь на морозе.
Укажите слова с буквой и:
а) ш..рстяной; б) п..сатель; в) пл..сать; г) б..жать; д) л..сток.
Вариант II
Подчеркните все проверочные слова к словам с безударными гласными:
а) садовник — посадил, садик, садовод, садовый;
б) река — речка, речной, речушка, речник.
В какой строке все слова пишутся с буквой а:
а) вст..вать, ц..рица, др..жание;
б) сч..стливый, сл..беют, ш..гает?
Вставьте в слова пропущенные гласные:
а) поев..тил фонарём — посв..тить стихи;
б) прйм..рял врагов — прим..рял костюм.
Укажите слова с буквой о:
а) г..родок; б) м..рекой; в) м..лыш; г) к..вёр; д) д..лёкий.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Какие задания были интересными/ сложными/лёгкими?
Оцените свою работу на уроке.
Отметки будут выставлены по итогам проверки тестов.
Домашнее задание.
§ 4, упр. 30 или найти и записать пять пословиц с безударными гласными в корне слова.