СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛАЗАРЕНКО А. С. Урок "Приложение. Дефис при приложении" РЯиЛ 2020-10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛАЗАРЕНКО А. С. Урок "Приложение. Дефис при приложении" РЯиЛ 2020-10

Просмотр содержимого документа
«ЛАЗАРЕНКО А. С. Урок "Приложение. Дефис при приложении" РЯиЛ 2020-10»


А. С. Лазаренко, учитель русского языка и литературы. ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши» Витебской области

Тема: Приложение. Дефис при приложении VIII класс


Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся усвоят понятие «приложе­ние», будут уметь распознавать приложения в предложении, разграничивать приложение и определяемое слово, будут уметь использовать приложения в устной и письменной речи.

Задачи: способствовать развитию у уча­щихся умений аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания и личный опыт; создать условия для развития коммуника­тивных умений школьников; способствовать воспитанию любви к родному городу.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Этап актуализации знаний учащихся.

— Я утверждаю, что:

  1. по типу связи с определяемым суще­ствительным определения бывают согласо­ванными и несогласованными (да);

  2. несогласованные определения связы­ваются с существительным способом согласо­вания (нет, управления и примыкания);

  3. определение — главный член предло­жения, который обозначает предмет (нет);

  4. несогласованное определение может выражаться существительным в косвенном падеже с предлогом и без (да);

  5. собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (нет);

  6. в словах куриный, петушиный в суф­фиксах пишется две буквы н (нет).

  1. Этап изучения новых знаний и спосо­бов деятельности.

  1. Постановка проблемной ситуации.

— На родной земле-стороне и камешек знаком (пословица). Я приглашаю вас со­вершить небольшое путешествие по родному городу, где действительно всё знакомо.

Демонстрируется слайд-шоу.

Город Орша

Днепр-река

Город-праздник

Девушка-продавец

Женщина-учитель

Музей «Мельница»,

Магазин «Мегатоп»

Ребята-оршанцы

  • Знакомые места? Вы обратили внима­ние на подписи к слайдам? Посмотрите на них ещё раз. Поставьте вопросы к выделен­ным словам.

  • Какой частью речи они выражены?

  • От какой части речи зависят?

  • Кто может сказать, почему я выделила именно эти слова? (Ответы учащихся.)

  • Я вам подскажу: выделенные слова на­зываются приложениями. Это тема нашего урока.

  • Задайте себе вопросы:

  • Что я хочу знать по этой теме?

  • Чему хочу научиться?

Учащиеся с помощью учителя формули­руют цель учебного занятия.

  • Откройте тетради, запишите дату, тему урока и пословицу.

  1. Работа с теоретическим материалом (с. 95).

  2. Игра «Вопрос — ответ».

  1. Что такое приложение?

  2. Что могут обозначать приложения?

  3. Приложениями являются...

  4. Что называют приложения?

Учащиеся задают вопросы друг другу.

  • Ещё раз посмотрите на слайды. По­чему одни приложения пишутся через де­фис, а при написании других он отсутству­ет? Давайте попытаемся сформулировать правило. Посмотрите внимательно материал учебного пособия на с. 96, может, мы что- то упустили. (На слайде отсутствуют примеры, когда между определяемым суще­ствительным и приложением не ставится дефис.)

  1. Этап закрепления изученного мате­риала.

  1. Анализ пословицы.

  • Ещё раз посмотрите на пословицу. Есть ли в ней приложение? Что оно обозна­чает? Почему пишется через дефис? (Отве­ты учащихся.)

  1. Работа с текстом.

  • Перед вами легенда о том, как возник наш город.

Легенда о происхождении Орши

У слияния двух рек отец князь построил огромный замок дворец. Была у князя доч.. красавица. Полюбила княжеская доч.. юно­шу простолюдина. Тёмными ночами встре­чался парень со своей возлюбленной на речных берегах. Проведал об их тайных встречах князь. Велел схв..тить и казнить юношу, а доч.. запер в комнате и ключ(?) бросил в реку. С тяжёлым плеском вздохом сомкнулись воды над страшным даром гроз­ного отца, и с тех пор стала называт(?)ся река Оршицей. А на том месте возник город Орша.

  • Прочитайте текст, определите тему, стиль текста.

  • Выпишите приложения вместе с опре­деляемыми словами, вставьте, где необходи­мо, дефисы. Подчеркните приложения как члены предложения.

Один учащийся выполняет задание у доски.

  1. Работа с текстом (по вариантам).

— Перед вами текст «Кутеинский мона­стырь». Кто может спрогнозировать тему текста?

Кутеинский монастырь

На берегах Днепра реки стали строить монастырь. Одновременно возводили стену ограду, кельи комнатушки. Удивительным строением стал пятиглавый собор великан. Он впечатлял своими объёмами, красочными картинами фресками на стенах. Украшали собор сами служители монахи. Под собором находилась подземная церковь святого Лаза­ря, а во дворе росли деревья дубы. Эта цер­ковь диковинка находилась на большой глу­бине. Туда настоятель пригласил Спиридона Соболя для создания типографии. Самой из­вестной книгой стала книга «Букварь». На территории монастыря была найдена икона Оршанской Божьей Матери.

  1. вариант: выписать приложения вместе с определяемыми словами, которые пишутся через дефис.

  2. вариант: выписать предложения, где при написании приложения и определяемого слова дефис отсутствует.

Взаимопроверка (слайд).

  1. Цифровой диктант (да1, нет0).

  1. Согласны ли вы, что приложение — вид определения?, (Да.)

  2. Согласны ли вы с утверждением, что приложение не обозначает качество, родство, национальность, возраст, профессию? (Нет.)

  3. Согласны ли вы, что одиночное при­ложение с определяемым словом пишется через дефис, если оба слова являются нари­цательными существительными? (Да.)

  4. Согласны ли вы, что дефис не ставит­ся, если нарицательное существительное сто­ит после собственного? (Нет.)

  5. Согласны ли вы, что дефис не ставит­ся после слов господин, товарищ, гражда­нин? (Да.)

  6. Согласны ли вы, что дефис ставится, если между приложением и определяемым существительным родо-видовые отношения? (Нет.)

Ответ: 101010.

Учитель организует проверку. В зависи­мости от полученных результатов учащие­ся получают индивидуальные задания.


V. Этап применения изученного материа­ла в новых ситуациях.

  1. Выполнение разноуровневых заданий.

Задание для тех, у кого нет ошибок в цифровом диктанте.

  • Перед вами шесть фотографий, по ко­торым нужно составить текст с приложени­ями (фотографии должны быть объединены одной темой).

Во время проверки задания остальные учащиеся записывают услышанные прило­жения вместе с определяемыми словами.

Задание для тех, у кого одна ошибка в цифровом диктанте.

  • Выпишите определяемые слова с при­ложениями, раскрывая скобки.

Оршанский букварь

В сентябре первоклассники города (Орши) получили сразу два букваря. Презентация со­стоялась в музее Владимира Короткевича.

В книге (б,Б)укваре на каждую букву русского алфавита авторы (писатели) подо­брали персону, событие или место, связан­ные с Оршей. Проделали эту работу местные учителя (педагоги) и детские писатели. Ил­люстрации для оршанского букваря подго­товили ребята (учащиеся) детской художе­ственной школы.

Один учащийся работает у доски, остальные сверяют написанное со слайдом.

Задание для тех, у кого больше одной ошибки в цифровом диктанте.

  • Используя слова для справок, к опре­деляемым существительным подберите под­ходящие по смыслу приложения.

Магазин, река, врач, газета, музей, жен­щина, мужчина.

Слова для справок: библиотекарь, Оршица, «Ранща», мельница, милиционер, хирург.

Выполнение этого задания проверяет учитель.

  1. Работа с видеороликом.

  • Как вы думаете, для чего приложе­ния употребляются в речи? Ответить на этот вопрос вам поможет видеоролик, который подготовили одиннадцатиклассники нашей школы.

  1. Этап контроля и самоконтроля.

  • Вы хорошо поработали. Кто уверен в своих силах, выполните тест в программе «Му Test».


  1. Этап рефлексии.

Продолжите фразу: «Оказывается...»


  1. Домашнее задание.

§ 21, упр. 169 или написать мини-сочи­нение на тему «Мой город», используя при­ложения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс