А. С. Лазаренко, учитель русского языка и литературы. ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши» Витебской области
Тема: Приложение. Дефис при приложении VIII класс
Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся усвоят понятие «приложение», будут уметь распознавать приложения в предложении, разграничивать приложение и определяемое слово, будут уметь использовать приложения в устной и письменной речи.
Задачи: способствовать развитию у учащихся умений аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания и личный опыт; создать условия для развития коммуникативных умений школьников; способствовать воспитанию любви к родному городу.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный этап.
-
Этап актуализации знаний учащихся.
— Я утверждаю, что:
-
по типу связи с определяемым существительным определения бывают согласованными и несогласованными (да);
-
несогласованные определения связываются с существительным способом согласования (нет, управления и примыкания);
-
определение — главный член предложения, который обозначает предмет (нет);
-
несогласованное определение может выражаться существительным в косвенном падеже с предлогом и без (да);
-
собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (нет);
-
в словах куриный, петушиный в суффиксах пишется две буквы н (нет).
-
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
-
Постановка проблемной ситуации.
— На родной земле-стороне и камешек знаком (пословица). Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по родному городу, где действительно всё знакомо.
Демонстрируется слайд-шоу.
Город Орша
Днепр-река
Город-праздник
Девушка-продавец
Женщина-учитель
Музей «Мельница»,
Магазин «Мегатоп»
Ребята-оршанцы
-
Знакомые места? Вы обратили внимание на подписи к слайдам? Посмотрите на них ещё раз. Поставьте вопросы к выделенным словам.
-
Какой частью речи они выражены?
-
От какой части речи зависят?
-
Кто может сказать, почему я выделила именно эти слова? (Ответы учащихся.)
-
Я вам подскажу: выделенные слова называются приложениями. Это тема нашего урока.
-
Задайте себе вопросы:
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель учебного занятия.
-
Работа с теоретическим материалом (с. 95).
-
Игра «Вопрос — ответ».
-
Что такое приложение?
-
Что могут обозначать приложения?
-
Приложениями являются...
-
Что называют приложения?
Учащиеся задают вопросы друг другу.
-
Ещё раз посмотрите на слайды. Почему одни приложения пишутся через дефис, а при написании других он отсутствует? Давайте попытаемся сформулировать правило. Посмотрите внимательно материал учебного пособия на с. 96, может, мы что- то упустили. (На слайде отсутствуют примеры, когда между определяемым существительным и приложением не ставится дефис.)
-
Этап закрепления изученного материала.
-
Анализ пословицы.
-
Работа с текстом.
Легенда о происхождении Орши
У слияния двух рек отец князь построил огромный замок дворец. Была у князя доч.. красавица. Полюбила княжеская доч.. юношу простолюдина. Тёмными ночами встречался парень со своей возлюбленной на речных берегах. Проведал об их тайных встречах князь. Велел схв..тить и казнить юношу, а доч.. запер в комнате и ключ(?) бросил в реку. С тяжёлым плеском вздохом сомкнулись воды над страшным даром грозного отца, и с тех пор стала называт(?)ся река Оршицей. А на том месте возник город Орша.
-
Прочитайте текст, определите тему, стиль текста.
-
Выпишите приложения вместе с определяемыми словами, вставьте, где необходимо, дефисы. Подчеркните приложения как члены предложения.
Один учащийся выполняет задание у доски.
-
Работа с текстом (по вариантам).
— Перед вами текст «Кутеинский монастырь». Кто может спрогнозировать тему текста?
Кутеинский монастырь
На берегах Днепра реки стали строить монастырь. Одновременно возводили стену ограду, кельи комнатушки. Удивительным строением стал пятиглавый собор великан. Он впечатлял своими объёмами, красочными картинами фресками на стенах. Украшали собор сами служители монахи. Под собором находилась подземная церковь святого Лазаря, а во дворе росли деревья дубы. Эта церковь диковинка находилась на большой глубине. Туда настоятель пригласил Спиридона Соболя для создания типографии. Самой известной книгой стала книга «Букварь». На территории монастыря была найдена икона Оршанской Божьей Матери.
-
вариант: выписать приложения вместе с определяемыми словами, которые пишутся через дефис.
-
вариант: выписать предложения, где при написании приложения и определяемого слова дефис отсутствует.
Взаимопроверка (слайд).
-
Цифровой диктант (да — 1, нет — 0).
-
Согласны ли вы, что приложение — вид определения?, (Да.)
-
Согласны ли вы с утверждением, что приложение не обозначает качество, родство, национальность, возраст, профессию? (Нет.)
-
Согласны ли вы, что одиночное приложение с определяемым словом пишется через дефис, если оба слова являются нарицательными существительными? (Да.)
-
Согласны ли вы, что дефис не ставится, если нарицательное существительное стоит после собственного? (Нет.)
-
Согласны ли вы, что дефис не ставится после слов господин, товарищ, гражданин? (Да.)
-
Согласны ли вы, что дефис ставится, если между приложением и определяемым существительным родо-видовые отношения? (Нет.)
Ответ: 101010.
Учитель организует проверку. В зависимости от полученных результатов учащиеся получают индивидуальные задания.
V. Этап применения изученного материала в новых ситуациях.
-
Выполнение разноуровневых заданий.
Задание для тех, у кого нет ошибок в цифровом диктанте.
Во время проверки задания остальные учащиеся записывают услышанные приложения вместе с определяемыми словами.
Задание для тех, у кого одна ошибка в цифровом диктанте.
Оршанский букварь
В сентябре первоклассники города (Орши) получили сразу два букваря. Презентация состоялась в музее Владимира Короткевича.
В книге (б,Б)укваре на каждую букву русского алфавита авторы (писатели) подобрали персону, событие или место, связанные с Оршей. Проделали эту работу местные учителя (педагоги) и детские писатели. Иллюстрации для оршанского букваря подготовили ребята (учащиеся) детской художественной школы.
Один учащийся работает у доски, остальные сверяют написанное со слайдом.
Задание для тех, у кого больше одной ошибки в цифровом диктанте.
Магазин, река, врач, газета, музей, женщина, мужчина.
Слова для справок: библиотекарь, Оршица, «Ранща», мельница, милиционер, хирург.
Выполнение этого задания проверяет учитель.
-
Работа с видеороликом.
-
Этап контроля и самоконтроля.
-
Этап рефлексии.
Продолжите фразу: «Оказывается...»
-
Домашнее задание.
§ 21, упр. 169 или написать мини-сочинение на тему «Мой город», используя приложения.