СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лдеукгелутрпшурпщшдлопшщцор

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лдеукгелутрпшурпщшдлопшщцор»

Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На рубеже II и III тысячелетия человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных опасностей и угроз для него. В связи с этим в стране и Республике проводится постоянная коррекция содержания общего образования по курсу ОБЖ в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе и с учетом регионального компонента.

Настоящая программа направлена на оказание помощи преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях края.

Программа составлена в рамках требований стандартов второго поколения и включает в себя базовое содержание курса ОБЖ. Это восемь логически связанных модулей, охватывающих теорию и практику подготовки преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ к выполнению функциональных обязанностей по организации и подготовки защиты учащихся, а также персонала учебного заведения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Особый упор программа делает на региональный компонент, знание климатогеографических особенностей Чеченской Республики, специфики возможных экстремальных ситуаций и выработки практических навыков по действиям в них.

Модульный принцип построения содержания программы курсов ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ в образовательных учреждениях;

  • повысить эффективность процесса формирования у слушателей современного уровня культуры безопасности;

  • позволяет эффективнее использовать межпредметные связи, наглядно демонстрирует как элементы содержания курса ОБЖ используются в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.

Цель: выработка у слушателей курсов устойчивой мотивации на организацию системного подхода к учебно-воспитательному процессу в образовательном учреждении, формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки слушателей:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности слушатели курсов должны знать:

  • основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

  • организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

  • основные принципы здорового образа жизни;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

  • основы обороны государства и военной службы;

В результате курсовой подготовки слушатели должны:

  • иметь представление о новых программах, организационных формах обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях современного образовательного процесса;

  • применять теоретический материал: демонстрировать умение моделировать уроки ОБЖ любого типа;

  • понимать необходимость совершенствования научно-методической подготовки по межпредметным связям;

  • оценивать значимость изученного материала, логику его построения, степень собственной активности на аудиторных занятиях и при самоподготовке; оценивать уровень усвоения знаний;

  • выводить ребенка в активную позицию к проблематике здоровья на основе современных образовательных технологий (исследования, проектирования, дискуссионных форм);

  • организовывать практику реального участия учащихся и других субъектов образовательного процесса в создании среды здоровьесбережения школы на основе проектирования;

  • использовать современные образовательные технологии деятельностного плана, позволяющие вывести ребенка в активную позицию и предполагающих формирование способности к самостоятельному действию (проектирование, пр.);

  • использовать проблемные формы с целью формирования собственной позиции ребенка, его социальной и социокультурной идентичности. (Эти проблемные формы должны быть обращены не к межличностным проблемам в коллективе, а к исследованию важнейших проблем современного мира и попыток решить их на конкретном социальном материале);

  • использовать педагогические технологии, ориентированные на самостоятельный поиск учащимися ответов о будущем России и связи современной России с историей России;

  • формировать навыки социальной коммуникации, в частности, за счет организации диалога с носителями разных культурных позиций, удержания и развития собственной позиции

Основной целью современного школьного курса основ безопасности жизнедеятельности является формирование личных убеждений, качеств и привычек у учащихся, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

Анализ состояния преподавания ОБЖ показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся в вопросах как личной так и общественной безопасности. В связи с этим важнейшая задача преподавания ОБЖ в школе, заключается в том, чтобы так организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, чтобы научить учащихся умению анализировать ситуации, предвидеть их возможные последствия

В связи с этим в рамках курсов повышения квалификации преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ проводится ознакомление слушателей с главными тенденциями в области безопасности, а также методики их преподавания, соотнесение требований обязательного минимума образования по ОБЖ с требованиями различных концепций, появившихся в последние годы. Кроме того, большое внимание уделяется анализу трудных и спорных вопросов отдельных тем программы.

В области методики преподавания ОБЖ программа предусматривает вооружение учителей современными методологическими и методическими приемами в области профессионально – предметной деятельности.

Таким образом, общетеоретический материал в настоящей программе тесно увязывается с методикой преподавания ОБЖ в школе, с подачей его в школьных программах и учебниках, с методикой работы над формированием коммуникативной компетенции учащихся. Реализация программы должна помочь преодолеть возможное несоответствие между реальной компетентностью специалиста и предъявляемыми к нему современными требованиями. В целом курс рассчитан на 72 часа.


Организация образовательного процесса со слушателями

Для эффективного проведения курсов используется компьютерная техника, ресурсы всемирной сети Интернет. Занятия на курсах предполагается проводить в форме лекций, практикумов, семинаров, моделирования уроков, мастер – классов, деловых и ролевых игр и т. п., что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа). Это позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических способов организации образовательного процесса, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.


Текущий и итоговый контроль

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в форме защиты творческой разработки (проекта), творческого отчета, контрольной работы. Программой предусмотрен итоговый контроль, который проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Формы итоговой аттестации разнообразны: в зависимости от предпочтений слушателей может быть выбрана одна из ниже перечисленных форм: проект, курсовая работа, реферат, экзамен, портфолио, зачет.

Учебный план

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации


Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования



Цель: совершенствование и развитие профессиональных компетенций учителей ОБЖ в области проектирования и организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования.

Категория слушателей: преподаватели-организаторы, учителя ОБЖ общеобразовательных учреждений

Срок обучения: 72 часа

Форма обучения: очная, с отрывом от работы

Режим занятий: 6 – 8 часов в день



Наименование

разделов,

дисциплин.

модулей




Тема курса:

Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования




Форма

контроля




Всего

часов

В том числе





лк

пр


1.

Модуль 1. Актуальные проблемы методики преподавания курса ОБЖ в условиях современной модели образования. Основы безопасности личности общества и государства

11

3

8

Творческий отчет о работе в группа

(защита творческого группового проекта)

2.

Модуль 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

18

4

14

Защита творческого проекта по одной из тем модуля

(по выбору слушателей)

3.

Модуль 3.

Обеспечение военной безопасности государства

20

4

16

Защита творческого проекта

(по выбору слушателей)

4.

Модуль 4.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

12

4

8

тест

5.

Модуль 5. Формы и методы организации первичной профилактики употребления ПАВ с учащимися образовательных учреждений

6

2

4

тест

6.

Модуль 6. Использование регионального компонента в курсе ОБЖ. Организационно-методические особенности подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ

5

3

2

тест


Итого

72

21

51



Учебно - тематический план

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации


Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования


Категория слушателей: преподаватели-организаторы, учителя ОБЖ общеобразовательных учреждений

Срок обучения: 72 часа

Форма обучения: очная, с отрывом от работы

Режим занятий: 6 – 8 часов в день



п.п.

Содержание

Всего

Из них

Форма проведения занятий

Форма контроля

ЛК

ПЗ

1.

Модуль 1. Актуальные проблемы методики преподавания курса ОБЖ в условиях современной модели образования

Основы безопасности личности общества и государства

11

3

8


Творческий отчет о работе в группа

(защита творческого группового проекта)

1.1

Реализация ФГОС общего образования в современных УМК по ОБЖ

1

1




1.2.

Проектирование современного урока ОБЖ

2


2

Практическая работа


1.3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

2

2

-



1.4.

Проектирование урока ОБЖ на основе требований ФГОС общего образования по теме «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

2

-

2

Проектная мастерская


1.5..

Использование имитационных ролевых игр по теме: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта»

4


4

Ролевая игра


2.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

18

4

14


Защита творческого проекта (группового).

2.1.

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ

2

2




2.2.

Особенности организации учебного процесса по формированию у учащихся навыков оказания первой медицинской помощи. Виды медицинской помощи.

2

2




2.3.

Оказание первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях по тематическим направлениям, предусмотренным стандартами основного общего и среднего (полного) общего образование по ОБЖ:

  • первая медицинская помощь при химических и термических ожогах;

  • первая медицинская помощь при кровотечениях;

  • проведение реанимационных мероприятий.

14


14

Мастер класс


3.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

20

4

16


Контрольная работа

3.1.

Структура ВС РФ. Задачи и предназначение. Особенности военно-политической обстановки в Чеченской республике

2

2



3.2.

Особенности организации занятий по теме: «Размещение и быт военнослужащих»

4


4

Мастер класс


3.3.

Организации занятий с учащимися образовательных учреждений по строевой, огневой, тактической, физической подготовки

8


8

Мастер класс


3.4.

Правовые основы военной службы

2

2




3.5.

Работа преподавателя-организатора ОБЖ по организации внеурочной работы с учащимися образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию

2


2

Работа в микрогруппах


3.6.

Проблемы и опыт организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении по подготовке учащихся к службе в армии (встреча слушателей курсов с военнослужащими срочной службы)

2


2

Круглый стол


4.

Модуль 4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

12

4

8


Защита творческого проекта (группового).

4.1.

Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи

2

2

-



4.2.

Основные виды оружия и их поражающие факторы

2

2

-



4.3.

Организация Гражданской обороны в образовательных учреждениях края

8


8

Практикум


5.

Модуль 5. Формы и методы организации первичной профилактики употребления ПАВ с учащимися образовательных учреждений

6

2

4


Контрольная работа

5.1.

Государственная политика противодействия наркотизму. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

2

2




5.2.

Актуальные проблемы преподавания ПАВ в образовательных учреждениях

4


4

Мастер класс


6.

Модуль 6. Использование регионального компонента в курсе ОБЖ. Организационно-методические особенности подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ

3

1

2


Контрольная работа

6.1.

Климатогеографические особенности в Чеченской республике и их влияние на здоровье человека. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Чеченской республике.

1

1




6.2.

«Автономное существование в условиях леса , ориентирование на местности»

2


2

Мастер класс


6.3.

Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. Особенности этапов олимпиады, их учет при подготовке учащихся. Работа преподавателей по подготовке учащихся к участию в олимпиаде

2

2





Итого:

72

22

50