Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На рубеже II и III тысячелетия человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных опасностей и угроз для него. В связи с этим в стране и Республике проводится постоянная коррекция содержания общего образования по курсу ОБЖ в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе и с учетом регионального компонента.
Настоящая программа направлена на оказание помощи преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях края.
Программа составлена в рамках требований стандартов второго поколения и включает в себя базовое содержание курса ОБЖ. Это восемь логически связанных модулей, охватывающих теорию и практику подготовки преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ к выполнению функциональных обязанностей по организации и подготовки защиты учащихся, а также персонала учебного заведения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Особый упор программа делает на региональный компонент, знание климатогеографических особенностей Чеченской Республики, специфики возможных экстремальных ситуаций и выработки практических навыков по действиям в них.
Модульный принцип построения содержания программы курсов ОБЖ позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ в образовательных учреждениях;
повысить эффективность процесса формирования у слушателей современного уровня культуры безопасности;
позволяет эффективнее использовать межпредметные связи, наглядно демонстрирует как элементы содержания курса ОБЖ используются в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.
Цель: выработка у слушателей курсов устойчивой мотивации на организацию системного подхода к учебно-воспитательному процессу в образовательном учреждении, формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки слушателей:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности слушатели курсов должны знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
В результате курсовой подготовки слушатели должны:
иметь представление о новых программах, организационных формах обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях современного образовательного процесса;
применять теоретический материал: демонстрировать умение моделировать уроки ОБЖ любого типа;
понимать необходимость совершенствования научно-методической подготовки по межпредметным связям;
оценивать значимость изученного материала, логику его построения, степень собственной активности на аудиторных занятиях и при самоподготовке; оценивать уровень усвоения знаний;
выводить ребенка в активную позицию к проблематике здоровья на основе современных образовательных технологий (исследования, проектирования, дискуссионных форм);
организовывать практику реального участия учащихся и других субъектов образовательного процесса в создании среды здоровьесбережения школы на основе проектирования;
использовать современные образовательные технологии деятельностного плана, позволяющие вывести ребенка в активную позицию и предполагающих формирование способности к самостоятельному действию (проектирование, пр.);
использовать проблемные формы с целью формирования собственной позиции ребенка, его социальной и социокультурной идентичности. (Эти проблемные формы должны быть обращены не к межличностным проблемам в коллективе, а к исследованию важнейших проблем современного мира и попыток решить их на конкретном социальном материале);
использовать педагогические технологии, ориентированные на самостоятельный поиск учащимися ответов о будущем России и связи современной России с историей России;
формировать навыки социальной коммуникации, в частности, за счет организации диалога с носителями разных культурных позиций, удержания и развития собственной позиции
Основной целью современного школьного курса основ безопасности жизнедеятельности является формирование личных убеждений, качеств и привычек у учащихся, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
Анализ состояния преподавания ОБЖ показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся в вопросах как личной так и общественной безопасности. В связи с этим важнейшая задача преподавания ОБЖ в школе, заключается в том, чтобы так организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, чтобы научить учащихся умению анализировать ситуации, предвидеть их возможные последствия
В связи с этим в рамках курсов повышения квалификации преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ проводится ознакомление слушателей с главными тенденциями в области безопасности, а также методики их преподавания, соотнесение требований обязательного минимума образования по ОБЖ с требованиями различных концепций, появившихся в последние годы. Кроме того, большое внимание уделяется анализу трудных и спорных вопросов отдельных тем программы.
В области методики преподавания ОБЖ программа предусматривает вооружение учителей современными методологическими и методическими приемами в области профессионально – предметной деятельности.
Таким образом, общетеоретический материал в настоящей программе тесно увязывается с методикой преподавания ОБЖ в школе, с подачей его в школьных программах и учебниках, с методикой работы над формированием коммуникативной компетенции учащихся. Реализация программы должна помочь преодолеть возможное несоответствие между реальной компетентностью специалиста и предъявляемыми к нему современными требованиями. В целом курс рассчитан на 72 часа.
Организация образовательного процесса со слушателями
Для эффективного проведения курсов используется компьютерная техника, ресурсы всемирной сети Интернет. Занятия на курсах предполагается проводить в форме лекций, практикумов, семинаров, моделирования уроков, мастер – классов, деловых и ролевых игр и т. п., что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа). Это позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических способов организации образовательного процесса, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.
Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в форме защиты творческой разработки (проекта), творческого отчета, контрольной работы. Программой предусмотрен итоговый контроль, который проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Формы итоговой аттестации разнообразны: в зависимости от предпочтений слушателей может быть выбрана одна из ниже перечисленных форм: проект, курсовая работа, реферат, экзамен, портфолио, зачет.
Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы
повышения квалификации
Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования
Цель: совершенствование и развитие профессиональных компетенций учителей ОБЖ в области проектирования и организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования.
Категория слушателей: преподаватели-организаторы, учителя ОБЖ общеобразовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа
Форма обучения: очная, с отрывом от работы
Режим занятий: 6 – 8 часов в день
№ | Наименование разделов, дисциплин. модулей | Тема курса: Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования | Форма контроля |
| | Всего часов | В том числе | |
| | | лк | пр | |
1. | Модуль 1. Актуальные проблемы методики преподавания курса ОБЖ в условиях современной модели образования. Основы безопасности личности общества и государства | 11 | 3 | 8 | Творческий отчет о работе в группа (защита творческого группового проекта) |
2. | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 18 | 4 | 14 | Защита творческого проекта по одной из тем модуля (по выбору слушателей) |
3. | Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства | 20 | 4 | 16 | Защита творческого проекта (по выбору слушателей) |
4. | Модуль 4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 12 | 4 | 8 | тест |
5. | Модуль 5. Формы и методы организации первичной профилактики употребления ПАВ с учащимися образовательных учреждений | 6 | 2 | 4 | тест |
6. | Модуль 6. Использование регионального компонента в курсе ОБЖ. Организационно-методические особенности подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ | 5 | 3 | 2 | тест |
| Итого | 72 | 21 | 51 | |
Учебно - тематический план
дополнительной профессиональной образовательной программы
повышения квалификации
Современные технологии формирования уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на всех ступенях общего образования
Категория слушателей: преподаватели-организаторы, учителя ОБЖ общеобразовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа
Форма обучения: очная, с отрывом от работы
Режим занятий: 6 – 8 часов в день
№ п.п. | Содержание | Всего | Из них | Форма проведения занятий | Форма контроля |
ЛК | ПЗ |
1. | Модуль 1. Актуальные проблемы методики преподавания курса ОБЖ в условиях современной модели образования Основы безопасности личности общества и государства | 11 | 3 | 8 | | Творческий отчет о работе в группа (защита творческого группового проекта) |
1.1 | Реализация ФГОС общего образования в современных УМК по ОБЖ | 1 | 1 | | | |
1.2. | Проектирование современного урока ОБЖ | 2 | | 2 | Практическая работа | |
1.3. | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 | 2 | - | | |
1.4. | Проектирование урока ОБЖ на основе требований ФГОС общего образования по теме «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» | 2 | - | 2 | Проектная мастерская | |
1.5.. | Использование имитационных ролевых игр по теме: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» | 4 | | 4 | Ролевая игра | |
2. | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 18 | 4 | 14 | | Защита творческого проекта (группового). |
2.1. | Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ | 2 | 2 | | | |
2.2. | Особенности организации учебного процесса по формированию у учащихся навыков оказания первой медицинской помощи. Виды медицинской помощи. | 2 | 2 | | | |
2.3. | Оказание первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях по тематическим направлениям, предусмотренным стандартами основного общего и среднего (полного) общего образование по ОБЖ: первая медицинская помощь при химических и термических ожогах; первая медицинская помощь при кровотечениях; проведение реанимационных мероприятий. | 14 | | 14 | Мастер класс | |
3. | Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства | 20 | 4 | 16 | | Контрольная работа |
3.1. | Структура ВС РФ. Задачи и предназначение. Особенности военно-политической обстановки в Чеченской республике | 2 | 2 | | | |
3.2. | Особенности организации занятий по теме: «Размещение и быт военнослужащих» | 4 | | 4 | Мастер класс | |
3.3. | Организации занятий с учащимися образовательных учреждений по строевой, огневой, тактической, физической подготовки | 8 | | 8 | Мастер класс | |
3.4. | Правовые основы военной службы | 2 | 2 | | | |
3.5. | Работа преподавателя-организатора ОБЖ по организации внеурочной работы с учащимися образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию | 2 | | 2 | Работа в микрогруппах | |
3.6. | Проблемы и опыт организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении по подготовке учащихся к службе в армии (встреча слушателей курсов с военнослужащими срочной службы) | 2 | | 2 | Круглый стол | |
4. | Модуль 4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 12 | 4 | 8 | | Защита творческого проекта (группового). |
4.1. | Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи | 2 | 2 | - | | |
4.2. | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 2 | 2 | - | | |
4.3. | Организация Гражданской обороны в образовательных учреждениях края | 8 | | 8 | Практикум | |
5. | Модуль 5. Формы и методы организации первичной профилактики употребления ПАВ с учащимися образовательных учреждений | 6 | 2 | 4 | | Контрольная работа |
5.1. | Государственная политика противодействия наркотизму. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 2 | 2 | | | |
5.2. | Актуальные проблемы преподавания ПАВ в образовательных учреждениях | 4 | | 4 | Мастер класс | |
6. | Модуль 6. Использование регионального компонента в курсе ОБЖ. Организационно-методические особенности подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ | 3 | 1 | 2 | | Контрольная работа |
6.1. | Климатогеографические особенности в Чеченской республике и их влияние на здоровье человека. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Чеченской республике. | 1 | 1 | | | |
6.2. | «Автономное существование в условиях леса , ориентирование на местности» | 2 | | 2 | Мастер класс | |
6.3. | Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. Особенности этапов олимпиады, их учет при подготовке учащихся. Работа преподавателей по подготовке учащихся к участию в олимпиаде | 2 | 2 | | | |
| Итого: | 72 | 22 | 50 | | |