СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ледовое побоище

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается значение Ледового побоища.

Просмотр содержимого документа
«Ледовое побоище»

Тема: «Ледовое побоище».

Цель: сформировать представление об угрозах для русского государства с запада; рассмотреть значение Ледового побоища.

Планируемые результаты:
УУД:
личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему.
познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в текстовом формате.

коммуникативные: доносить свою позицию до других высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация.



Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята!                                                                                                                               -А сейчас пожелайте друг другу на уроке быть внимательными и активными, а также успехов в освоении новых знаний.

2. Проверка готовности к уроку
- Ребята, готовы ли вы начать урок? Все ли принадлежности у нас лежат на столе?
                                                                                                                                       II. Актуализация знаний
- Давайте с вами повторим тему предыдущего занятия. Для этого ответим с вами на вопросы:

1. Как называлось государство, образованное ханом Батыем. Как оно называлось?

2. Какое правило установил Батый для русских князей, что разрешало им княжить в своих землях?

3. В каком году князь Александр стал править в новгородских землях? Сколько ему было лет?

4. Расскажите своими словами о битве русских со шведами. Какое прозвище получил Александр Ярославович после победы над шведами?

5. Так почему же монголам удалось подчинить своей власти русские княжества? (потому что из-за раздробленности княжества сильно ослабли и не могли противостоять Орде)

Работа с карточками (Слайд 1)

-А сейчас вы на доске видите перечень названий оружия и доспехов. Вам необходимо распределить в два столбика, где доспехи, а где вооружение. А подсказкой для вас будет ваш учебник (стр.116, 118). (щит, копье, кольчуга, топор, луч в налучье, стрелы, меч, шлем )


III. Постановка проблемной учебной задачи

-Посмотрите на слова. Что нам предстоит изучить сегодня на уроке по истории Руси 13 века? (Слайд 2)

-Читаем (показываю указкой): Новгород, рыцари, крестоносцы, 1240, 1242.

-Попробуйте предположить, о чем пойдет речь?

-Нелегкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Киевской Руси. Защищать Отечество – священный долг всех людей. 

- На уроке мы продолжим  путешествие в историю нашей Родины. Тема урока (Слайд 3)

«Ледовое побоище»

1. Рассказ учителя. (Показ мультфильма)

– После победы над шведами в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.

– Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

– Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.

Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.

Численность противостоявших друг другу в тот день армий точно не известна. Историки высказывали предположения, что орденское войско состояло из 12–14 тысяч воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15–16 тысяч человек. Рыцари построились «свиньёй» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином (в ходе рассказа на доске учитель рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск на льду Чудского озера).

– Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался?

Словарная работа: фланг.

– Подобное построение позволяло тяжеловооружённой рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы  утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадёжный  весенний  лёд  не  выдерживал  тяжести  закованных  в  железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

2. Просмотр отрывков из кинофильма «Александр Невский».

Перед  просмотром  фильма  учитель  знакомит  учащихся  с  вопросами (на доске):

– Каковы цели немецких рыцарей?

– Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

– Каким было построение войск немецких рыцарей?

– Как расположил свои войска Александр Невский?

– Почему русские одержали победу?

– В чем выразился полководческий талант Александра Невского?

3. Работа по тексту учебника.

– Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с. 128–130).

– Почему Александр Невский дал бой на льду озера?

– Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?

– Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?

– Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

Заполнение таблицы.

Причины

Русские воины

Немецкие рыцари

1. Какие цели преследовали?

Освободительные

Захватнические

2. Выбор места сражения

Апрель, лёд Чудского озера

Почему?

3. Расстановка сил

Усилены фланги,

Засадный полк

Клин

(«свинья»)

4. Военное снаряжение, доспехи воинов

Лёгкие

Тяжёлые


Физкультминутка
V. Первичное закрепление                                                                                                             - А сейчас мы проведем небольшой тест. Посмотрите на доску и выберете правильный ответ.

  1. Кем был Александр Невский? (Царем, Великим князем, Императором)

  2. Отчество Александра Невского? (Владимирович, Ярополкович, Ярославович)

  3. Где состоялось Ледовое побоище? (на Ладожском озере, на Чудском озере, на озере Ильмень)

  4. За какие заслуги согласно легенде, Александр был прозван «Невским»? (за заслуги перед г.Санкт-Петербургом, за победу в Ледовом побоище, за победу над шведами на Неве)

  5. С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере? (с немцами, со шведами, с Ордой)

  6. В каком веке жил Александр Невский? (10, 13,15)

- Давайте ответим на вопросы учебника на странице 133 (5, 6).

VI. Итог урока                                                                                                                                  - Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?                                                     - Кто такой Александр Невский?                                                                                                   - Каковы его заслуги для русского государства?                                                                           - В каком году произошло Ледовое побоище?                                                                                                                            

VII. Домашнее задание

Читать текст на страницах 128-130. Ответить на вопросы 5,6.

VIII. Рефлексия 
- Что нового я узнал….                                                                                                                     - Больше всего мне запомнилось….                                  

- Мне было трудно в….

- Сегодня на уроке вы проявили целеустремленность, старание, желание сделать свое открытие. Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами. Спасибо за урок!





















Причины

Русские воины

Немецкие рыцари

1. Какие цели преследовали?



2. Выбор места сражения


3. Расстановка сил



4. Военное снаряжение, доспехи воинов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!