СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенда о Данко

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Просмотр содержимого документа
«Легенда о Данко»

      Урок литературы в 7-м классе по теме:

Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль«)

Презентация составлена учителем русского языка и литературы МБОУ «АНДРЕЕВСКИЙ УВК ВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА» Марьенковой Татьяной Александровной

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Цели: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.   «Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии (современная Молдавия). Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.

Цели: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

«Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии (современная Молдавия). Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

Жанр – Легенда Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») —предание о каких-либо исторических событиях или личностях.  Направление – Романтизм. Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, сильной личности, идеального мира и борьбы личности с обществом  Композиция – рассказ в рассказе, так как легенду рассказывает старуха Изергиль. Словарная работа: Подвиг - героический самоотверженный поступок. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах. Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.) Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, Героический - свойственный герою совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Жанр – Легенда

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») —предание о каких-либо исторических событиях или личностях.

Направление – Романтизм.

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, сильной личности, идеального мира и борьбы личности с обществом

Композиция – рассказ в рассказе, так как легенду рассказывает старуха Изергиль.

Словарная работа:

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

Героический - свойственный герою

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Найдите в легенде зачин Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди  Где развитие действия?  Где кульминационный момент?  Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

Найдите в легенде зачин

Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди

Где развитие действия?

Где кульминационный момент?

Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

Анализ легенды о Данко, работа с текстом.   Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя?  - Где они жили сначала? - Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? - Символом чего является лес? ( Страх ) - Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких) - Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь? - К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх) - К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни) - И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.  - Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые . О какой красоте идет речь?  ( Внутренней, душевной ). - Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня») - На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький?  ( Глаза пылают, сердце пылает через глаза). нализ имени Данко ( Дать, дань, данный).

Анализ легенды о Данко, работа с текстом.

Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя?

- Где они жили сначала?

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?

- Символом чего является лес? ( Страх )

- Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые . О какой красоте идет речь? ( Внутренней, душевной ).

- Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

- На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? ( Глаза пылают, сердце пылает через глаза).

нализ имени Данко ( Дать, дань, данный).

- Какая есть замечательная пословица, отражающая это ? ( Глаза - зеркало души )

- Почему люди готовы идти за ним ? ( Поверили, хотят обрести свет ).

- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

  • За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

- В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)

- Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко ? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)

- Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей ?

Легенда насыщена изобразительно – выразительными средствами. Найдите их   Эпитеты : старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь Метафоры : лучи падали, ужас родили женщины Олицетворение : великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки Сравнение : деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец Гипербола : лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим Обилие однородных членов : весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез

Легенда насыщена изобразительно – выразительными средствами. Найдите их

Эпитеты : старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь

Метафоры : лучи падали, ужас родили женщины

Олицетворение : великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки

Сравнение : деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец

Гипербола : лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим

Обилие однородных членов : весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез

На   примере   Данко   Горький   показывает  героя, который ставит интересы окружающих выше за свои, живет ради других и стремится к осуществлению благороднейших целей. Романтический герой  Горького  наделен лучшими человеческими качествами: добротой, гуманность и жертвенность ради интересов народа.

На   примере   Данко   Горький   показывает  героя, который ставит интересы окружающих выше за свои, живет ради других и стремится к осуществлению благороднейших целей. Романтический герой  Горького  наделен лучшими человеческими качествами: добротой, гуманность и жертвенность ради интересов народа.

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?   (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение). – Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?  (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

  (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 

(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

 Сходство библейской истории и легенды о Данко: Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. Отличие сюжета легенды о Данко от библейской истории? Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

Сходство библейской истории и легенды о Данко:

Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение.

Отличие сюжета легенды о Данко от библейской истории?

Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

Подведение итогов урока - Что мы делали сегодня на уроке ? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).  - Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.) Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.   Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.  Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке ? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).

- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

 Помните: в жизни всегда есть место подвигам!

Помните: в жизни всегда есть место подвигам!

Домашнее задание: - Составьте синквейн по теме «Данко». (Возможный вариант синквейна: Данко Красивый, смелый Любит, спасает, погибает Жертвует собой ради других. Герой) 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему  cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.  5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Домашнее задание:

- Составьте синквейн по теме «Данко».

(Возможный вариант синквейна:

Данко

Красивый, смелый

Любит, спасает, погибает

Жертвует собой ради других.

Герой)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему  cинквейна .

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Благодарю вас за урок

Благодарю вас за урок