СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление художественной идеи легенд из рассказа М ГорькогоСтаруха Изергиль"  формирует у учащихся  нравственные качества личности, гуманистические взгляды и убеждения 

Просмотр содержимого документа
«Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция»

11


Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с  творчеством М. Горького;

2 Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3 Как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  1. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

  • Эпиграфы к уроку:  « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное». А. М. Горький:

«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.  

. 1 Существует древняя легенда. Одного философа спросили: «Диоген, что ты ищешь днем с огнем?»

- Я ищу человека.

- Кого? Днем с огнем?

- Да, я ищу человека.

- Как  вы думаете, что имел в виду Диоген?  ( человек сложен, загадочен, часто его душа скрыта  даже от него самого).

Вопрос : О чём мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего сегодняшнего разговора? Что есть человек ?


Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова:  «Если только для себя, то зачем ты?» 


Это один из важнейших вопросов в творчестве М. Горького В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с рассказом «Старуха Изергиль»,  произведением, в котором героиня рассказывает три истории: историю своей жизни и две романтические легенды


Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.


легенды, в которых Горький тоже поднимает вопрос о человеке и о том, как ему жить среди людей. ,  Что такое легенда?

Примечание:


II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы


  1. Какова композиция рассказа? Это рассказ в рассказе (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко».


  1. Все три части объединены  общей идеей, стремлением автора выявить ценность

человеческой жизни).


В основе построения рассказа лежит приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).


-А теперь давайте сравним двух героев: Ларру и Данко. Чем они отличаются друг от друга и чем они похожи?

( работа по вариантам заполнение таблицы


  1. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

  • Можно ли назвать Данко исключительным героем?

  • А чем можно объяснить его исключительность?

(Он такой изначально, хотя старуха Изергиль пытается объяснить его

исключительность красотой Данко: «Данко — один из тех людей, молодой красавец.

Красивые всегда смелы».

(Ларра — герой для себя, презирающий людей, эгоист.     Данко — героой для людей.

Альтруист.

(* альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.)

Тем не менее оба они герои исключительные. Оба противопоставлены миру людей Проблема человек и люди, герой и толпа - проблема двусоставная}.

-        Все это время мы говорили исключительно о героях,   не касаясь этой проблемы:
проблемы «человек и люди». Сравнивая Ларру и Данко, мы не можем не обсудит это.

-        Почему Ларра противопоставляет себя людям? (Ларра - сын женщины и орла. И это не
просто сюжет, а уже характеристика. Он рожден с орлиной кровью,   поэтому  не
может   быть   как   все.   Отношение Ларры   к   народу высокомерное, эгоистичное).

  • А как народ относится к Ларре? Правы ли они, наказывая его? (Они правы, карая Ларру, но люди делают это с какой-то подчеркиваемой жестокостью, перебирая казни. Ларра их оскорбил, но он для них - личность исключительная, и они его боятся).

  • Какое наказание выбрали для Ларры люди? (Они обрекли его на вечное одиночество. Его  хотели   приговорить   к   смерти,    но   приговаривают    ...к бессмертию.)

-        Почему смерть не является достаточным наказанием для Ларры? (наказанный вечным существованием и одиночеством, то есть получив то, на что он претендовал с самого начала, юноша, получивший имя Ларра, что значит отверженный, выкинутый вон, обречен бессмертию вечного скитания)

-        Вспомните,   как  Ларра  отреагировал  на  это   наказание?   О   чем   это
свидетельствует? (Ларра понял, что не может жить один. Он бросился к людям. В этот
момент он становится 
человеком. Но люди этого не поняли, и по-прежнему
отталкивают его.

  • Но почему же Данко, жертвующий собой ради любви к другим, попадает в положение отвергнутого? (Данко ведет людей к свету. Люди разуверились в нем — звериное, рабское вырывается наружу).

  • Как вы можете доказать это текстом? («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них».)

  • Почему же Данко не бросил людей? Ведь он видел, как люди отвергают его?! (Любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».)

  • Данко вырывает сердце. «Что сделаю я для людей?» Как складываются отношения между Данко и толпой?

  • Обратимся снова к

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46].  Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». [2:47]  Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

  • Чем же отплатили ему люди? (Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.)

  • Чего мог опасаться этот «осторожный» человек?

-        Таким   образом,   Данко   и  Ларра  сходны  между   собой.   Они   сходны  в
исключительности, масштабности своих характеров. Их положение - положение
трагедийное. Исключительность и трагедийность объединяют этих двух героев.


4. Анализ легенды о Ларре (отвергнутый)

  • Кто является главным героем первой легенды? В чем его исключительность

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе. [3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры. 

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. . (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…) 

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили  Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев  был подвержен подобному наказанию?

  • Что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

 «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.» [1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?  

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14] 

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[ 1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.  

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.

Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт.

Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка  таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

































Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа - герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.)

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

эгоизм

4) Отношение      к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

 

 

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

 

7) Авторская оценка героев

 «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 







  • Вернемся к проблемному вопросу урока:  «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?» 

8. Рефлексия А М Горький « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».



  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем:

«Какого человека можно назвать красивым

Разумен или неразумен подвиг Данко? .        Существует мнение, что подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно
было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в
разумных пределах.

В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?




















































Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям


 

2) Толпа - герой

  










  

3) Отличительная черта характера

 

 

 







 

4) Отношение      к жизни

 










5) Поступки, совершаемые героями

 

 

 












 

 


6) Авторская оценка героев








7) Легенда и современность

  .








 

  •    Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

  • -        Это вопрос поднимали многие писатели, в том числе над этим размышлял М. Горький.

Продолжает стадию размышления дискуссия «совместный поиск».

-        Как вы относитесь к Данко?

4. Домашнее задание.

Написать творческую работу, выбрав одну из тем:

1.        А.Г Вампеев считает, что «история Данко представляет собой аллегорию
человеческой жизни».

  • Определите лексическое значение слова «аллегория».

  • Как можно аллегорически объяснить в тексте болото, лес, грозу, путь племени Данко.

2.        Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего
счастья».

  • Какой поступок вы назовете подвигом?

  • Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

  • Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя

общего счастья?

*•

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!