СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легкая атлетика в школе как средство физического воспитания школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды испытаний и нормативы комплекса ГТО

Просмотр содержимого документа
«Легкая атлетика в школе как средство физического воспитания школьников»





Содержание:


1.Пояснительная записка стр.3

2.Виды испытаний и нормативы комплекса ГТО (4 ступень) стр.4

3. Легкая атлетика в школе как средство физического воспитания школьников стр. 8

4.Подготовительная, основная и заключительная части урока стр.8-9

5. Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов стр.10-17 6.Заключение стр.19 7.Список литературы стр.20


























Пояснительная записка

Данная программа создана на основе государственной рабочей программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов (под редакцией В.И. Ляха), в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом особенностей образовательного учреждения, наличия материально-технического обеспечения, возможностей контингента учащихся.

Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.


Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.


Цель программы:

- познакомить детей с разнообразием легкоатлетических упражнений и возможностью использования для физического развития и совершенствования;

-создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами легкоатлетических упражнений;

-подготовка учащихся к успешной сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Задачи программы:

- повышение мотивации учащихся для занятий спортом;

- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

- формирование жизненно важных двигательных навыков и развитие физических возможностей школьников при занятиях легкой атлетикой;

- воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности;

- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.


В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

  • начального общего (1—4 классы); и - основного общего (5—9 классы);

  • среднего (полного) общего (10—11 классы).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

  • Личностным: включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Формированию мотивации к обучению и познанию.

  • Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

  • Метапредметным: включающим, освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

  • Предметным: включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,

  • его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, важная роль принадлежит упражнениям легкой атлетики. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры. На базе легкоатлетических видов построены ступени ВФСК ГТО.

Физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне»

С целью повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения введён ВФСК ГТО.

Виды испытаний и нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 4ступень (возрастная группа от 13 до 15 лет)



п/п

Виды испытаний

(тесты)

Нормативы

Мальчики

Девочки

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 60 м (с)

10,0

9,7

8,7

10,9

10,6

9,6

2.

Бег на 2 км
(мин, с)

9.55

9.30

9.00

12.10

11.40

11.00

или на 3 км

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

-

-

-

3.


Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

4

6

10

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)

-

-

-

9

11

18

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

-

-

-

7

9

15

4.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Испытания (тесты) по выбору

5.

Прыжок в длину с разбега (см)

330

350

390

280

290

330

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

175

185

200

150

155

175

6.


Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)

30

36

47

25

30

40

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

30

35

40

18

21

26

8.

Бег на лыжах на 3 км (мин, с)

18.45

17.45

16.30

22.30

21.30

19.30

или на 5 км (мин, с)

28.00

27.15

26.00

-

-

-

или кросс

на 3 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

9.

Плавание

на 50 м (мин, с)

Без учета времени

Без учета времени

0.43

Без учета времени

Без учета времени

1.05

10.

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция –
10 м (очки)

15

20

25

15

20

25

или из электронного оружия из положения, сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция –
10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

11.

Туристский поход с проверкой

туристских навыков

Туристский поход с проверкой туристских навыков на дистанцию
10 км

Количество видов испытаний (тестов)

в возрастной группе

11

11

11

11

11

11

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

6

7

8

6

7

8

** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим Требованиям.





Раздел «Легкая атлетика» представлен в программе предмета «Физическая культура» на всех ступенях образования. В нормативах комплекса ГТО широко представлены легкоатлетические упражнения (бег на короткие, средние и длинные дистанции, кросс, прыжки в длину с места и разбега, метание малого мяча и гранаты на дальность).

При планировании и проведении занятий преподаватель должен учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный фон занятий.

Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.

Во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость, силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, упражнения для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.

Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания лицом друг к другу; встречные скоростные упражнения; эстафеты; прыжки на необорудованных местах; выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие: наличие средств подготовки и укрепления опорно-двигательного аппарата, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Все упражнения по легкой атлетике выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и особенно стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силу мышц туловища, конечностей, особенно стопы.

На уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц ног, связанные с удержанием нормального свода стопы; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мыщци, также мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые: упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышение из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую в старших классах — спрыгивания с возвышения высотой 20—30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).

При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечнососудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение, поскольку у детей повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимания и нежелание выполнять задания.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании их содержания необходимо учитывать следующие рекомендации.

В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, особое внимание уделять осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте и в движении, в парах и в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, имеющие эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в эту часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников рекомендуется в большем объеме использовать упражнения для развития силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8—12 мин. Необходимо соблюдать следующее условие: упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, со сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:

  • общеподготовительные;

  • подводящие, состоящие из имитационных и специальных;

  • основные (целостное выполнение упражнений).

При разучивании и закреплении техники упражнений целесообразно использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30— 35 мин от общего времени.

При организации заключительной части урока надо учитывать последующие занятия школьников. Если после урока физкультуры у них есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости. Задача состоит в том, чтобы в течение 3- 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости, ловкости, силы и гибкости.





Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов.

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

  • формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

  • установление связей между жизненным опытом и знаниями по физической культуре;

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека.

  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразный формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега. Средства: бег из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега. Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000—2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину. Средства: прыжки в длину с 7 —12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту. Средства: прыжки в высоту с 3—9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность. Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 — 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 —8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2—3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения, стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости. Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей. Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей. Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением,, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей. Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Подвижные игры с элементами легкой атлетики. Игры с включением бега: «Рывок за мячом», «Наступление», «Гонка с выбыванием», «Догнать-обогнать» и др. Игры с прыжками: «Челнок», «Перемена мест», «Кто дальше», «Скакуны и бегуны». Игры, развивающие метательные способности: «Попади в цель», «Мяч через сетку», «Лапта».

Знания о физической культуре. Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства', измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия. Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5-—9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 —13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9—13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10—12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м.

Участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 60м, прыжок в длину, метание мяча, бег на выносливость).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 —15 лет, девочки 11 — 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дальность разбега, вес снаряда, способы преодоления препятствий и др. Точная количественная оценка результатов в легкой атлетике создает благоприятные условия для обучения школьников самостоятельному контролю и оценке своих физических возможностей.

Развитие физических способностей у школьников средних классов

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Выносливость

Бег 2 000 м

8 мин 50 сек

10 мин 20 сек

Координационные

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

12,0

10,0



В развитии двигательных качеств, большее внимание уделяется быстроте и скоростно-силовым способностям. Эффективным является использование метода сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговой тренировки.

Необходимо учитывать стремление подростков к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим психическим и физическим возможностям. Усилению мотивации на уроках способствует привлечение учащихся к судейству, руководству командой, демонстрации упражнений.

При оценке успеваемости следует аргументировать выставление той или иной оценки. С целью стимулирования интереса к занятиям, самосовершенствования необходимо в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей учеников.

Последовательность размещения учебных заданий на уроке в средних и старших классах может быть следующей.

Подготовительная часть урока: строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления. Общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части урока, командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть урока: вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или его основных фаз. В заключение обязательно планируются игры, эстафеты с набивными мячами скоростно-силовой направленности.

Заключительная часть урока: снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. Например, по физкультурно-спортивной деятельности — составление комплексов легкоатлетических упражнений определенной направленности,

В основе предметных действий лежат универсальные учебные действия. К предметным действиям относятся способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры.

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-спортивной деятельности.

Количественный критерий успеваемости определяет уровень физической подготовленности, развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости

В рамках физкультурно-спортивной деятельности, в зависимости от ступени образования, обучающиеся демонстрируют способность составлять и выполнять комплексы упражнений, в том числе легкоатлетических, для зарядки, физкультминутки занятия тренировочной (развитие физических качеств) или оздоровительной направленности (5 — 9 классы), недельного цикла занятий для физического совершенствования (10—11 классы), программы самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются индивидуальное выполнение упражнений и соревновательный метод.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре. Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребенка.

Рекомендуемые критерии оценивания знаний по разделу «Легкая атлетика»

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Аргументировано использует термины и понятия по легкой атлетике для доказательства своего мнения в условиях дискуссии. Обосновывает влияние занятий легкоатлетическими упражнениями для формирования личностных качеств и здорового образа жизни с точки зрения анатомофизиологических особенностей людей разного возраста и профессиональной деятельности

Дает характеристику основным терминам и понятиям.

Правильно использует термины и понятия при построении монолога по вопросам истории и теории легкой атлетики.

Описывает влияние занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека и их роль для формирования личностных качеств и здорового образа жизни

Перечисляет основные термины и понятия (виды легкой атлетики, упражнения, инвентарь и оборудование, физические качества, показатели нагрузки, методы и др.). Правильно по смыслу использует термины и понятия в бытовой устной и письменной речи. Перечисляет основные факторы, на которые оказывают влияние занятия легкой атлетикой для формирования личностных качеств и здорового образа жизни

Рекомендуемые критерии оценивания физкультурно-спортивной деятельности (на примере составления комплексов для развития физических качеств)

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Подбирает упражнения для 2 и более комплексов (по 6—8 упражнений каждый) в соответствии с поставленной задачей, обосновывает последовательность и дозировку упражнений, использование инвентаря, уровень нагрузки по показателям ЧСС, может организовать место занятий и провести комплекс со сверстником, показывая и объясняя технику упражнений

Подбирает 8 —10 упражнений в соответствии с поставленной задачей, определяет последовательность и дозировку, подбирает инвентарь, называет уровень нагрузки по максимальной величине ЧСС, может организовать место занятий и самостоятельно выполнить весь комплекс и объяснить технику упражнений

Подбирает 5 — 7 упражнений в соответствии с поставленной задачей и количество повторений, может самостоятельно выполнить весь комплекс





Критерии оценивания техники владения двигательными умениями и навыками

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Упражнение выполнено без грубых ошибок с установкой на максимальный результат в вариативных условиях соревнований

Без грубых ошибок выполнено упражнение в целом, с правильным ритмом, на уровне близком к максимальным индивидуальным физическим возможностям в стандартных условиях

Выполнено упражнение в целом, без грубых ошибок выполнена главная часть упражнения (отталкивание в прыжках, финальное усилие в метаниях)

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны иметь определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесен к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте. По физической культуре портфель достижений может включать в себя видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.










Заключение: многообразие двигательных действий, входящих в состав легкой атлетики, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, на развитие физических качеств и двигательных умений школьников.

Раздел «Легкая атлетика» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения нормативов физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО.

Задача учителя популяризовывать, заинтересовывать учащихся заниматься легкой атлетикой, продвигать и пропагандировать среди учащихся ВФСК ГТО.






















Список литературы:

  1. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

  2. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.

  3. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003

  4. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г.

  5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, издательство «Учитель»,2012;

  6. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"


20