Легоконструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников
«Развитие инженерного мышления у дошкольников»
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно- технической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т. д. Развивать инженерное мышление необходимо ребенку уже с малых лет, поэтому начинать заниматься конструкторской деятельностью можно уже с младшего возраста.
Основная цель конструирования по ФГОС ДО: - развитие интереса к конструктивной деятельности; - знакомство с различными видами конструкторов; - воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. -развитие речи Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т. е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.
Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения. Известно, что у детей с хорошо развитыминавыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей. Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Подберите интересные игры для детей, например: «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия». На занятиях по аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т. д.). Детям очень понравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.
Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.
Например: постройки из легоконструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий. С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. В качестве итогового задания, предложите детям стать строителями и построить улицу города с домами, дорогой, парком. Имея представления о конструировании домов, мостов, транспорта, они создадут свои варианты уже знакомых построек. Дети очень увлекаются строительством и в процессе совместной работы учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, решать проблемные вопросы: «Как сделать машину устойчивой?», «Какие детали использовать, чтобы построить мост через широкую реку?». Так как одна из важнейших задач - это развитие речи детей в процессе конструирования, необходимо побуждать их рассказывать о своей постройке, помогать наводящими вопросами. Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении.
Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из ЛЕГО конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки. Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.
В образовательной программе детского сада для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, игры со строительным материалом, во время которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни
. Вторая младшая группа Осваиваются навыки не только определять основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать детали на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.
Средняя группа В образовательной программе предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы. Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).Воспитатель на виртуальных экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты Санкт-Петербурга, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем мире, которые они используют в игре.
Воспитатель первой младшей группы "Б" И.А. Никольских представила систему работы с конструктором Lego Education DUPLO "Лото с животными", который предназначен для организации совместной деятельности с детьми в возрасте от 1,5 лет.
Лото с животными DUPLO – это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких с целью познакомить их с принципами обучения, которые пригодятся малышам в дальнейшем. Во время организованной в игровой форме работы с набором Лего Лото с животными DUPLO малыши запоминают цвета,формы, учатся анализировать и работать по схеме. А так же знакомятся с представителями животного мира. Кроме того, игра отлично развивает коммуникативные навыки.
Педагог средней группы Е.А. Некрасова представила свой опыт работы о том, каким образом продолжается работа с детьми по описываемому направлению уже в среднем дошкольном возрасте. Она рассказала о формах и приемах работы по организации деятельности группы детей с применением конструктора нового поколения Lego Education "Моя первая история". Данный конструктор разработан производителем как один из эффективных инструментов, способствующий развитию речи детей.
Основные задачи обучения при использовании набора «Моя первая история» следующие:
Развитие языковых навыков, включая повествование, говорение и слушание
Социально-эмоциональное развитие во время совместной работы детей над повествованием и придумыванием историй
Развитие навыка конструирования, а также развитие мелкой моторики -
Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде
Развитие свободного творчества и ролевых игр
Применение набора с детьми среднего возраста начинается со знакомства с конструктором, его деталями в свободной деятельности детей в ходе режимных моментов. Детям дается возможность наиграться. Кроме того, для закрепления знания деталей, продолжения развития мелкой моторики я использую конструктор в ходе таких видов специально организованной образовательной деятельности как занятия по ФЭМП (математика). На этих занятиях мы учимся сравнивать детали конструктора по таким признакам как длина, ширина, высота, толщина, используя приемы наложения и приложения. Знакомимся с образованием числа от одного до пяти. Детям дается возможность научиться считать и отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу, объединять детали в группы по цвету, форме. Так же на таких занятиях с конструктором формируются навыки определения пространственных направлений – лево, право.
Основная работа с набором «Моя первая история» строится в соответствии с его предназначением в ходе специально организованной образовательной деятельности – занятиях по речевому развитию, где данный набор используется 1 раз в две недели а продолжается в свободной творческой деятельности детей. В ходе занятий дети, как всей группой, так и малыми подгруппами придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории. Помимо карточек, которые предложены в наборе, мы используем и другие разнообразные сюжетные картинки, мультимедийные изображения. Так же набор содержит фигурки людей и животных, чем очень привлекает внимание детей. Малыши учатся создавать полноценные сказки, истории, состоящие, например, из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, а так же составить рассказ из личного опыта.
В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием. В этой возрастной группе средствами развития технического творчества дошкольников являются конструкторы нового поколения Лего из серии «Машины и механизмы», которые позволяют быстро и эффективно обучить самых маленьких основам физики, проектирования и технологии.
Опытом работы по оргнизации деятельности с конструктором более технической направленности поделилась воспитатель старшей группы Л.А. Фарленкова.
С целью формирования интереса к техническому творчеству и предпосылок к инженерному мышлению детей шестого года жизни применяется набор Lego Education «Первые механизмы». Конструктор предполагает первое знакомство с основными понятиями естественных наук и опыт построения моделей, содержащих колесные пары, рычаги и зубчатые колеса. Гостям был предложен к просмотру видеоролик, демонстрирующий фрагменты специально организованной деятельности по построению детьми одного из изученных ими первых механизмов - "вертушки".
Формирование интереса к техническому творчеству и азов инженерного мышления путем изучения простых механизмов продолжается в подготовительной к школе группе, но уже с применением более усложненного конструктора. В данном направлении вниманию гостей воспитателем подготовительной к школе группы О.П. Поповой было представлено занятие с подгруппой детей седьмого года жизни по развитию способностей к техническому творчеству посредством создания механической модели "карусель" , организованное с применением образовательного набора Lego Education "Простые механизмы"
.
Результатом занятия явилась готовая модель карусели, действующая путем механического вращения рычага (или ручки), которая вращает простой механизм – большое зубчатое колесо, за счет которого и движется в конечном итоге вся модель. В ходе занятия гости смогли увидеть, что дети знакомы с таким основным простым механизмом, как зубчатое колесо. Они понимают принцип работы готовой модели, последовательность запуска механизма.
По окончании занятия О.П. Попова представила информацию о целях и задачах, поставленных в ходе своего мероприятия, а так же более подробно познакомила участников семинара с системой работы по применению в образовательном процессе набора Lego Education "Первые механизмы".
Еще одно инновационное направление в образовательном процессе нашего ДОУ было представлено и описано старшим воспитателем О.А. Родионовой, которая представила вниманию гостей систему индивидуальной и подгрупповой работы с детьми подготовительной к школе группы по основам робототехники с применением образовательного набора Lego Education WeDo ("Перворобот"). С участниками семинара был провден небольшой мастер-класс по программированию одного из заранее собранных механизмов. Ниже - фотоматериалы, демонстрирующие организованную образовательную деятельность с детьми по основам робототехники с применением набора Lego Education WeDo
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы я изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС, постаралась усовершенствовать развивающую предметно- пространственную образовательную среду в группе, стала пополнять Лего-центр: картотекой игр ; Лего раскраски, сборник «Лего-сказок», лэпбук «Удивительный мир Лего» (Приложение 1) Разработала систему конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий, наглядный материал (схемы, аудиозаписи.
С детьми начала работу со знакомства с Лего-центром и легоконструктором. Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в такой последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей
Использовала игры: «Чудесный мешочек.»
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.
Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный, 4 коробки (такого же цвета).
Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам. Мы начали свою работу с изготовления простейших предметов. Нашей целью было научить детей скреплять детали на практике. Увидеть результат своих действий, обыграть постройку. Конструктор ЛЕГО можно практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.
На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с лего-конструкторов, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС.
«Познавательное развитие»
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).
В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь средипредложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
«Лабиринт».
Цель: развивать мышление, внимание, координацию движений.
Дети самостоятельно строят лабиринты, сложные и простые, на Лего-пластине. Или играют в готовый лабиринт, построенный воспитателем.
«Собираем и считаем»
Цель: закреплять счет и состав числа в пределах 9; развивать внимание, мышление. Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольки кубиков, какое число изображено в данном столбце.
«Широкая и узкая тропинки»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним. Лего – мозаика «Цифры» собери цифру по образцу, собери цифру по памяти закончи цифру и т. д
«Социально-коммуникативное развитие»
«По грибы, по ягоды»
Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета
Оборудование: кирпичики LEGO.
В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем
Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас
Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.
Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.
«Светофор»
Оборудование: конструктор LEGO
Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
«Речевое развитие»
Использую эффективный прием «Ситуация письменной речи» «письменной речи», когда ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Проговаривая высказывание, ребёнок замедляет темп речи, что позволяет ему заранее продумывать своё высказывание, подбирать наиболее точные слова, вносить исправления. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
«Расскажи сказку»
Оборудование: конструктор LEGO
Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности,развивать воображение и словесное творчество детей. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.
«Художественно-эстетическое развитие.
«Выложи вторую половину узора»
Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.
Оборудование: конструктор Лего
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Попробовала использовать лего-детали в аппликации, получились объемные интересные работы. Использовала и лего в лепке на тему «Новые Lego-герои»,рисовали с детьми деталями деревья используя прием ««Lego- печать»
«Физическое развитие»
«Собери кирпичики LEGO»
Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.
Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.
Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет. «Лего на голове»
Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке
Оборудование: кирпичики LEGO
Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детейсвоей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
«Лего на голове»
Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке
Оборудование: кирпичики LEGO
Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Заметила, что дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т. к эмоционально вовлечены
Помощниками в моей работе являются родители воспитанников.
Работу с родителями организовала таким образом:
2. Беседы с родителями Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
4. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
5. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»
Работу с коллегами организовала по следующим направлениям. 1. Консультации
2. Индивидуальные беседы.
3. Мастер – класс для коллег «Использование Лего – конструирования
в образовательной работе с дошкольниками»
4. Доклад на педагогическом совете из опыта работы на тему «LEGO- конструирования как средство развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста»
5. Показала открытое занятие на ресурсном центре на тему «Мой родной город Стародуб» с использованием легоконструктора.
6. В 2017 году стала участницей Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» в г. Брянске
С воспитанниками приняли участие в конкурсе….
На основании вышеизложенного, я делаю вывод, что поставленные задачи в основном выполнены.
Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать леготехнологии с учетом современных требований.
Список используемой литературы:
1. Сайт http://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
2. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html
3. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
4. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
5. М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
6. Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
7. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
8. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
9. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
10. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
11. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
12. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
13. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
14. Лиштван З. В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
15. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
16. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
17. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
18. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
19. http://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
По данным правительства РФ сфера инженерии и технологии - сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Что же такое инженерное мышление? "ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции" (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова). То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли. Но данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Разберемся с сущностью инженерного мышления у человека. Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. То есть инженер умеет мысленно предугадать результат своей деятельности, опираясь на обоснованные факты, накопленные знания, умения и опыт. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формированию инженерного мышления способствуют постановки и решение практических профессиональных задач. Задачи, которые ставит перед собой инженерия, должны основываться на общечеловеческих интересах (экологических, экономических, социальных) и признавать высшей ценностью человеческую жизнь. То есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы; гуманизм. Развитие технического мышления основано на гуманистических идеях и ориентировано на создание полезных для общества изобретений. А.Эйнштейн говорил так о технической творческой инженерной деятельности: «Это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо».
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как легоконструирование и другие виды конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.
Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:
- конструирование из конструкторов Lego Education, Lego «Первые механизмы» и Lego WeDo, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;
- проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов на муниципальной научно-исследовательской конференции юных исследователей «Литвиновские чтения»;
- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.
Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.
При этом становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста формируются мной в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я - творец. Что позволяет нам запустить процесс использования вариативных методов и приемов педагога, то есть наших поливозможностей в рамках развития инженерного мышления.
Итак, проследуем по пути ребенка-творца.
Я – исследователь.
На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.
Я – конструктор.
В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.
Я – мастер.
В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор).
У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.
В «Мастерской» ребенку-мастеру, создавшему поделку, вручаем знак-стикер (свидетельство его «точки гордости»). Это положительно отражается на его самооценке и создает мотивацию для перехода на следующий этап.
Я – творец.
Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный «почерк» мастера.
Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа ,может послужить натурой для рисунка юного художника; стать объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.
Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.