План-конспект урока биологии
Класс: 10
Педагог: Амшей Т.Н.
Тема: Лекарственные растения и использование их человеком.
Цель урока: познакомить учащихся с видами лекарственных растений и использованием их человеком.
Задачи урока:
Образовательные: формирование понятия «лекарственные растения», изучение многообразия лекарственных растений Беларуси; формирования представления о лекарственных свойствах растений, фитонцидах, научить детей распознавать их. Научить ребят готовить и оформлять сообщения. Воспитывающие: формирование навыков безопасного обращения с лекарственными растениями; воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие: развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность; развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.
Оборудование: наглядный материал – гербарии лекарственных растений, образцы лекарственных сборов из аптеки.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся, настрой на работу.
Мотивация к учебной деятельности.
Тестирование
1. Какое из перечисленных животных НЕ является ядовитым в Беларуси?
а) Гадюка обыкновенная
б) Оса
в) Шмель
г) Уж обыкновенный
2. Какой яд выделяет гадюка обыкновенная?
а) Нервно-паралитический
б) Гемотоксичный
в) Некротический
г) Кардиотоксичный
3. Где чаще всего можно встретить гадюку обыкновенную в Беларуси?
а) В хвойных лесах
б) В лиственных лесах
в) На болотах
г) На лугах
4. Какое животное использует яд для паралича добычи?
а) Гадюка обыкновенная
б) Шершень
в) Пчела
г) Клещ
5. Какой из перечисленных признаков характерен для укуса гадюки?
а) Две точки от клыков, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга
б) Одна точка от клыка
в) Кровотечение
г) Покраснение кожи
6. Что нужно сделать при укусе гадюки?
а) Отсосать яд
б) Наложить жгут
в) Приложить холод
г) Все вышеперечисленное
7. Какое животное в Беларуси может вызвать аллергическую реакцию при укусе?
а) Гадюка обыкновенная
б) Клещ
в) Шершень
г) Пчела
8. Какое из перечисленных животных не является ядовитым, но может быть опасным?
а) Гадюка обыкновенная
б) Уж обыкновенный
в) Клещ
г) Шмель
9. Какое животное в Беларуси может быть переносчиком болезней?
а) Оса
б) Шмель
в) Клещ
г) Гадюка обыкновенная
10. Какое животное в Беларуси использует яд для самозащиты?
а) Шершень
б) Пчела
в) Гадюка обыкновенная
г) Все вышеперечисленное
Ответы:
1. г) Уж обыкновенный
2. б) Гемотоксичный
3. б) В лиственных лесах
4. б) Шершень
5. а) Две точки от клыков, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга
6. в) Приложить холод
7. г) Пчела
8. б) Уж обыкновенный
9. в) Клещ
10. г) Все вышеперечисленное
Разбаловка: все ответы верные – 6 баллов, далее минус 1 бал за каждый неправильный ответ.
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
Мы отправляемся в прекрасное путешествие в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувства радости и восторга. Так пусть перед вами откроется чудесный мир в живых красках, в собственном творчестве, в красоте. Наши леса и реки является любимым местом отдыха наших жителей. Жители города и учащиеся школы стараются, следят за её чистотой их берегов, организовывают субботники по очистке излюбленного места. От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее.
Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы наладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью:
"Каждый хотел лучшего только для себя!"
Антуан де Сент-Экзюпери.
Давайте, ребята, вспомним, какие растения можно встретить в окрестностях города?
Назовите растения, которые вы знаете. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как ты думаешь, почему?
Прочитайте слова, которые записаны на доске верба, мать-и-мачеха, ель, крапива, лютик подорожник василёк, зверобой, осока, одуванчик, ромашка, камыш, малина, брусника.
- Почему эти растения разделены на две группы?
- А как вы догадались?
- Какова же тема урока?
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях. Записывают тему в тетради.
- Назовите, чтобы вы хотели узнать в ходе нашего урока?
- Угадайте по описанию, что это за лекарственное растение.
1. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
2. В поле сестрички стоят.
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления))
3. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
4. Желтый цвет, дыряв листок,
Но, как доктор Айболит
Всех излечит, исцелит. (Зверобой)
5. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. Малина
6. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах.. (Мяты)
7. В перелесках меж полей
Растет корень-чародей,
Он целебен, ароматен,
Сердцу каждого приятен. (Валериана)
8. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника)
9. Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну, просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас. (Брусника)
10. Колосится в поле рожь…
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож. (Василёк)
Релаксирующий момент. (здоровье сберегающие технологии)
Учитель: Вы прислонитесь к сосне и вдохните. Вы чувствуете смолистый воздух?
Какой он прозрачный и чистый! А как легко и свободно дышится людям с больными легкими в сосновом лесу! В тяжелые годы войны было организованно массовое производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизнь?
(Рассматривание гербария «Лекарственные растения»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Изучение новой темы.
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Врачами в средневековье были монахи. Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер. Лекарства (лекарственные травы) завозили в Константинополь. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, знания о том, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать их. До сих пор хранят старые люди в своей памяти тайны о силе различных трав. Много легенд и мифов сложено о лекарственных растениях.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми лекарственными растениями и соберем их в целебное лукошко. Эти растения расскажут о себе много интересного. Узнаем когда их нужно собирать и как применять.
Работа над проектами и их демонстрация «Лекарственные растения» - 6 групп:
1. Подорожник большой и Ромашка лекарственная
2. Береза повислая и Шиповник майский
3. Валериана лекарственная и Одуванчик лекарственный
4. Черника обыкновенная и Малина обыкновенная
5. Мята перечная и зверобой продырявленный
6. Девясил высокий и Брусника обыкновенная
Учащиеся заполняют в тетрадях таблицу по знакомым вам лекарственным растениям по ходу выступления учащихся.
№ | Название лекарственного растения | Область применения |
| | |
Закрепление материала. Прием «ПОПС».
Домашнее задание.
§ 19, вопр. 1,2
Оценки за урок.
Итог урока:
Закончился наш урок, подведены итоги. Мы узнали много нового и интересного о лекарственных растениях и самое главное мы должны сделать вывод, что без надобности нельзя срывать растения, нельзя губить жизнь.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветов,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Спасибо за урок и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!