СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическая работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексическая работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.»

Лексическая работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Слово – великое оружие жизни.

В. О. Ключевский

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Одним из важнейших направлений в развитии речи учащихся является лексическая работа над словом. В начальной школе в течение всех четырёх лет обучения на уроках русского языка и литературного чтения ведётся целенаправленная лексическая работа.

Содержательность, логичность, доказательность, правильность речи в наибольшей степени зависит от её богатства, от обогащения речи новыми понятиями и представлениями, а хорошее владение речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни общества. Несомненно то, что всестороннее владение речью и знание родного языка во всех его направлениях является средством познания предметов, которые ученику предстоит изучать в школе.

Известно, что развитие языка происходит параллельно с развитием самого народа. С появлением нового поколения образуются новые слова, старые слова пополняются новыми лексическими значениями; старое значение меняется на новое; иногда значение слова утрачивается вовсе.

Одной из важнейших задач обучения является пополнение словарного запаса учащихся и активизация его словаря. Широкие возможности в этом направлении имеют уроки русского языка, литературного чтения, на которых дети не только расширяют свой словарь за счёт новых слов, но и уточняют значение уже известных.

Имеются следующие критерии для определения уровня словарного запаса речи:

1) точность речи, которая определяется такими показателями как:

а) понимание лексического значения слова;

б) соблюдение лексической сочетаемости слова.

2)выразительность речи, показателем которой является использование учащимися изобразительных средств языка.

3) разнообразие речи, показателем которого является отсутствие лексических повторов в высказываниях.

Как можно убедиться, что важное место в словарной работе занимает понимание значения слова и правильное использование его в речи?

Главным теоретическим понятием в работе по обогащению словаря устной речи учащихся является понятие лексического значения слова.

Под лексическим значением слова языковеды понимают его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка.

Именно на фоне понятия лексического значения слова определяется содержание словарной работы, одним из пунктов которой является работа над обогащением словарного запаса учащихся. Работа над значением слова и употреблением его в речи (активизация) является центром словарной работы и проводится с обязательной опорой на контекст.

Необходимо помнить, что лексическая работа слова должна проводиться учителем систематически, с учётом возрастных особенностей учащихся. Новые слова и понятия следует вводить в активный словарь ребёнка с опорой на те, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.

При работе над лексикой можно применять различные виды работ: анализ изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.) при изучении произведений, работа над синонимическим и антонимическим рядом слов, многозначными словами.

Эффективны для развития речи личные наблюдения учащихся на тематических экскурсиях с последующими отчётами, комментариями (как в устной, так и письменной форме).

Таким образом, под обогащением словаря учащегося мы понимаем не только количественное расширение словарного запаса за счёт новых слов, но и уточнение значений уже известных слов; расширение сферы их употребления.

Владеть словом – это не только соотносить его с определённым понятием, но и знание его семантически, сочетаемости и сферы употребления.



Список использованных источников

  1. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Москва, Просвещение, 1995г.

  2. Львов М. Р. Развитие речи младших школьников. Москва, 1996г.

  3. Жинкин Н. И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Москва, 1992г.

  4. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва, 1998г.

  5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителей начальных классов по развитию речи учащихся. Под редакцией Т. А. Ладыженской. Москва, 1993г.

  6. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Москва, Просвещение, 1999г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!