Конспект урока по русскому языку для 5 класса на теме «Лексическое и грамматическое значение слова».
Цель: первичное усвоение нового понятия «лексическое и грамматическое значение».
Задачи:
1. Воспроизвести своими словами правило, выполнять действия по образцу.
2. Развивать интерес к родному языку.
3. Формировать умение анализировать исследуемое языковое явление; делать выводы; включаться в рефлексию деятельности.
Урок - объяснение нового материала.
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Этап целеполагания
3. Объяснение нового материала
а) Введение понятия лексика
б) Формулирование понятий лексическое и грамматическое значение.
4. Физкультминутка
5. Закрепление понятий. Решение проблемных ситуаций.
а) Упражнение 1. Важность лексического значения.
б) Упражнение 2. Важность грамматического значения.
6. Итоги работы и рефлексия
7. Домашнее задание
ХОД УРОКА
Композиционные части.
Задачи.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Организационный момент
II.
Этап целеполагания
Создать ситуацию присвоения целей и задач урока.
- Тема сегодняшнего урока «Лексическое и грамматическое значение слова».
-Посмотрите на тему урока и скажите, что мы сегодня должны узнать?
Формулируют те задачи, решение которых поможет раскрыть тему.
III.
Объяснение нового материала
Актуализация знаний.
Вводная беседа.
Ввести ребят в круг понятий.
Из чего состоит наша речь? (Из слов)
Что обозначают слова? (Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и т.д.)
Наш язык - один из самых богатых и красивых языков в мире. В словаре Ожегова, например, 57000 слов.
Замечательный писатель К.Г.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Народ, который создал такой язык — поистине великий и счастливый народ».И вы, ребята, должны гордиться, что принадлежите этому народу.
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Введение понятия «лексика, лексикология».
Знакомство с понятием.
Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. «Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией».Слово «лексика» происходит от греч. lexis - слово, выражение, оборот.
- Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, то есть лексика, или остается неизменным, постоянным?
А почему это происходит? Можете вы назвать слова, которые появились в наше время? (Компьютер, робот...)
Очень важно и интересно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.
Основная часть.
Формулирование понятий (лексическое и грамматическое значение слов).
Разграничить понятия.
-Послушайте стихотворение Петра Комарова «Кабарга»
Весь день молчит суровая
Столетняя тайга.
У кедра обомшелого
Укрылась кабарга.
Над ней летят пушистые
Снежинки в тишине,
И кружатся, и падают,
И тают на спине…
Сюда в погоду ясную
Охотник завернет,
Но только снег утоптанный
У дерева найдет.
- Знаете ли вы смысл выделенных слов?
- Если значение слова непонятно, какие действия необходимо предпринять? (Воспользоваться словарем.)
- Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов?
-Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
- 3 человека пойдут к доске и запишут значения этих слов.
- Подумайте, а можно что-то сказать об этих словах, как о части речи. Запишем выводы.
Обомшелого – прилагательное, Р.п., ед. ч., м.р..
Кабарга –существительное, И.п., ед.ч., ж.р..
Завернет – глагол, наст. время, 2 спряжение, ед.ч..
- Попробуйте подобрать слова с такой же характеристикой, как у прилагательного обомшелый. Почему мы понимаем, что это прилагательное. Подберите существительные и глаголы, имеющие те же характеристиками, что и кабарга и завернет.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно объясняет смысл, другое – указывает на часть речи.)
- Внимание! Какие вопросы рассматривает лексика? Какое же из двух значений будет лексическим?
- Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова.
- Второе значение мы рассматривали с помощью признаков части речи. Какое это значение?(Грамматическое)
- Попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи.
V.
Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение.
Создание проблемной ситуации.
Понять, насколько важно лексическое и грамматическое значение.
1 упражнение.
- Как лексическое значение перечисленных слов поможет вам выбрать нужную орфограмму?
Сл…зать с дерева. Сл…зать сметану.
Хвойные л…са. Хитрая л…са.
Отв…рить картофель. Отв…рить калитку.
Ве…ка дерева. Разве…ка боем.
- Какой вывод вы можете сделать, выполнив это задание?
(Чтобы написать орфограмму, надо учитывать лексическое значение.)
2. - А теперь посмотрим, необходимо ли знать грамматическое значение?
Внимательно прочитайте сказку Людмилы Петрушевской и подумайте, о чем она. (раздать тексты)
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке, увазила Бутявку и волит:
- Калушата! Калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали, стрямкали Бутявку и подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волиткалушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые, от бутявок дудонятся.
А Бутявкаволит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Можно ли понять текст? Почему? Каких героев вы представляете, что они делают?
Посмотрите, как себе представил эту сказку режиссер мультфильма. Правильно мы поняли сказку. Почему?
Можно ли понять, какие части речи использованы в первом предложении, какие члены предложения?
Возьмите карандаши и в тексте поработайте с первым предложением.
По какой части слова мы опознаем часть речи? (по окончанию)
Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Есть ли в сказке однокоренные слова? Как это узнать?
Калуша с Калушатами
Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то корень – носитель лексического значения.
Какое значение добавляет суффикс –ат-? (детеныши)
Приведите примеры (медвежата, тигрята, поросята)
Значит, суффикс тоже может добавлять лексическое значение.
Посмотрите на слово сяпала, какие признаки глагола мы можем здесь указать.
Выходит, в одном случае суффикс может выражать лексическое значение, а в другом - грамматическое значение, указывая на время глагола.
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.
VI.
Подведение итогов работы и рефлексия
Определить, сформированы ли понятия «грамматическое значение» и «лексическое значение»
- Что мы узнали на уроке? Чему научились?