УМК: «Школа России». Русский язык (1 часть).
Автор: В.П.Кананина, В.Г.Горецкий.
Тема урока: Лексическое значение. Как определить лексическое значение.
Место урока: Словосочетание. Что такое словосочетание.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание учебной ситуации, способствующей формированию умения определять лексическое значение слов.
Оборудование урока: карточки с заданием, толковый словарь, учебник, тетрадь, ручка, проектор, планшет.
- ставят цель урока вместе с учителем.
¬- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью.
- определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
– умеют контролировать процесс и результаты своей деятельности.
-работают в паре, учатся прислушиваться к мнению партнера.
- договариваются в групповой работе с партнерами о способах решения учебной задачи.
- умеют действовать по плану.
- умеют выражать свои мысли; оценивают качества своей и общей учебной деятельности
- пользуются словарями при решении языковых задач.
- определяют слова по их лексическому значению.
- Распознают синонимы и антонимы, умеют подбирать сова к его лексическому значению.
Разработка фрагмента урока РО по теме «Лексическое значение. Как определить лексическое значение.».
Этап урока. Отводимое время. | Методы обучения. | Факторы взаимодействия. | Формулировка заданий (деятельности учителя и учащихся) | Планируемые результаты | Планируемые способы оценивания. |
Организационный этап. (2 минуты) | Словесный (инструктаж) | фронтальный | У.: - Приветствует учащихся. - мы хорошо поработали над предыдущей темой, мы хорошо поработали над предыдущей темой. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Д.: - Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают число и классную работу в тетрадях. | Л.: имеют мотивацию к работе на результат | Словесная похвала |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 минут) | Практический (работа по слайду), словесный (учебный диалог с учителем) | Фронтальная парная | У.: - Посмотрите на (слайд №1), прочитайте их и запишите в тетрадь любое из этих слов. -весна, штаны, яблоко, замок, ручка. Д.: - учащиеся читают слова и записывают одно из предложенных слов в тетрадь. У.: - а теперь объясните мне значение этих слов. Начинаем читать слова по очереди. Д.: - Весна (время года); штаны (одежда);яблоко (фрукт); замок(здание); ручка (письменная принадлежность); У.: - а что мы еще пропустили? Каким словам мы не дали еще значение? Д.: - мы дали только одно значение словам замок и ручка, но у них есть и другие значения. Ручка (часть предмета, за которую его держат. К примеру: дверная). Замок (устройство для запирания помещений. К примеру: дверной). У.: - слова, одинаковые по написанию, но разные по значению как называются? Д.: - многозначны У.:- обратимся к (слайду №2) и посмотри правильно ли вы сказали . У.: - скажите, глядя на проделанную работу, какая цель сегодняшнего урока? Д.: - научиться давать значения словам. У.: - а какой раздел в русском языке изучает значение слов? Д.: - лексика. У.:- да, все верно, колодцы. Цель нашего урока вы поставили верно, мы будем определять лексическое значение слов. (слайд№3) Чтобы нам достигнуть цели, я предлагаю нам вместе составить план сегодняшнего урока. Для этого поработаем в парах. Посмотрите, у каждой пары на столе есть белый конверт. Возьмите его и достаньте из него всё содержимое. Ваша задача сейчас – пункты плана расставить в нужном порядке. Не забываем правила работы в паре. Кто справится с заданием, поднимите, пожалуйста, руку. - Прочитайте, что у нас получилось? Д.: - 1. Узнаем, что такое лексическое значение слова. 2. Научимся определять лексическое значение слов. 3. Проверим полученные знания. -Давайте посмотрим на слайд и сравним. (Показывает слайд №4) Молодцы, все верно. | Предметные: - применяют правила орфографии в процессе выполнения письменных работ. К. – работают в паре, учатся прислушиваться к мнению партнера. Р. – ставят цель урока вместе с учителем. П.-Понимают цель урока | Словесная похвала. |
Актуализация знаний.(6 минкты) | Практический (работа письменно в тетради, у доски), словесный (учебный диалог с учителем) | Фронтальная, индивидуальная | У.: - а давайте с записанными словами придумаем 2 словосочетания, запишите полученные словосочетания в тетрадь. Саша выходит к доске потому что отвлекается на уроке и записывает по 1 словосочетанию со всеми словами. Д.: - один ребенок выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради - теплая весна ,ранняя весна; грязные штаны, яркие штаны ; зеленое яблоко, спелое яблоко; высокий замок, большой замок; черная ручка, холодная ручка; У.: - а теперь прочитайте полученные словосочетания. Получились ли у всех именно словосочетания,? Посмотрите на доску, есть ли в выполненном задании у Саши ошибки. Д.: - да, Саша неправильно написал «штаны одежда», это не является словосочетанием. У.: - молодцы, внимательные. | Предметные: - умеют отличать словосочетание от набора слов; К.- умеют вступать в диалог с учителем. Р. – умеют контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Взаимопроверка Словесная похвала |
Первичное усвоение новых знаний (10 минут) | Практический (работа со словарем, в тетрадях работа с карточкам, словесный (учебный диалог с учителем) | Фронтальная групповая | У.: - Теперь открываем учебник страница 40, смотрим задание под галочкой. Прочитайте. У каждого из вас на парте лежат словари, давайте найдем значение слов по толковому словарю Ожегова и запишем любое из значений в тетрадь. По очереди читаем получившиеся значения. Раздает карточки со словами. -свеча, кувшин ,родник, подберезовик, медведь. Свеча (Палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая для освещения.); Кувшин (глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою); Родник (Водный источник, бьющий, текущий из глубины земли); Подберезовик (Гриб с бурой шляпкой и белой мякотью, растущий в березовых лесах.); Медведь (Крупное хищное всеядное млекопитающее с большим грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами.) У.: - Поработаем группами, вам нужно написать 4-5 слов в одном столбце , а значение слов(значение искать в толковом словаре) в другом при этом разместив их хаотично. Затем обменяемся карточками и по группам соединим слова и верное значение каждого слова. У.: - а теперь немного поиграем. Критерии оценивания будут такие : если вы ошиблись хоть с 1 ответом, задание засчитывается неверным полностью ,если ответили на все верно- то задание выполнили верно. Я вам буду называть слова, а вы говорите противоположные. веселый - быстрый - красивый - пустой - худой - умный - трудолюбивый - тяжелый - трусливый - Д.: - веселый - грустный быстрый - медленный красивый - безобразный пустой - полный худой - толстый умный - глупый трудолюбивый - ленивый тяжелый - легкий трусливый – храбрый У.: - вы ответили на все слова верно, а теперь скажите как называются противоположные слова по смыслы ? Д.: - анонимы У.: - а это что за слова? Шалаш, дом, квартира, палатка Д.:- а это синонимы. Слова близкие по смыслу. У.: - открываем учебник страница 41.Знакомимся с предоставленной схемой. | Предметные: - пользуются словарями при решении языковых задач. К. – договариваются в групповой работе с партнерами о способах решения учебной задачи. П: - ориентируются в словаре. Р: - умеют действовать по плану. | взаимопроверка |
Первичная проверка понимания. (5 минут) | Практический(работа на платформе ЛенингАпс) | фронтальная | У.: - открываем планшеты, заходим на платформу по ссылке и выполняем задание индивидуально. Слово и его лексическое значение (learningapps.org) Д.: - заходят на платформу и выполняют задание по теме «Лексическое значение слова» | Предметные: - определяют слова по их лексическому значению. | |
Первичное закрепление. (5 минут) | Практический (работа в тетрадях и учебнике) | фронтальный | У.: -у всех получилось выполнить задание? Д.: - да. У.: - тогда перейдем к упражнению 66 из учебника страница 41. Прочитайте текст и спишите вторую часть текста. Д.: - читают текст и выполняют задание. У.: - найдите слово и запишите соответствующее данному лексическому значению «часть суток, следующая за ночью и предшествующая дню». Д.: - записывают слово «утро». У.: - напишите антоним к слову «Солнце» Д.: - дети записывают слово «ночь» У.: - выполненное задание я проверю позже, когда вы выполните дома домашнее задание. | Предметные : - Распознают синонимы и антонимы, умеют подбирать сова к его лексическому значению. Р. - определяют наиболее эффективные способы достижения результата. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 минуты) | практический | фронтальный | У.: - дома нужно вам разработать задание для подбора синонимов и антонимов. 5 слов с антонимами, 5 слов с амонимами. Так же вам нужно выписать все непонятные слова с упражнения 66 и найти их значение в толковом словаре. Все ли записали домашнее задание? Д.: - да | | |
Рефлексия (подведение итогов занятия).(2 минцты) | Словесный (диалог с учителем) | фронтальный | У.: - выполнили ли мы все пункты плана на уроке? Д.: - да, мы Узнали, что такое лексическое значение слова. Научились определять лексическое значение слов. Проверили полученные знания. У.: - как называются слова, близкие по смыслу ? Д.: - синонимы. У.: - всем спасибо за урок | Р.: ¬- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью. К. – умеют выражать свои мысли; оцениванивают качества своей и общей учебной деятельности | самооценка |