Лексическое значение слова.
Многозначные слова.
Чистописание
Определи буквы для минутки чистописания. Первая буква в слове БЕЛЫЙ обозначает парный по глухости-звонкости звук. Вторая буква является орфограммой в слове СЕСТРА . Пропиши заглавную букву согласного ____ и строчную букву гласного ____.
б
е
Словарная работа.
По данной записи установи, с какими словарными словами мы познакомимся на уроке.
ОУБЕЖДИН
Напиши новые словарные слова. Выдели орфограммы.
ужин
обед
Вставь пропущенные слова.
Лексическое значение слова – это то, что ______ слово.
Однозначные слова имеют ________ лексическое значение.
Многозначные слова имеют _______________ лексических значений .
Упражнение 1
1.Познакомься с записью. Прочитай слова в справке. Восстанови пословицу.
Ехал к (2ПС), да и (1ПС) не застал.
Справка : ПС – парный согласный звук; ужин, обед
2. Запиши пословицу. Объясни её смысл. Определи лексическое значение имён существительных.
3. Чем отличается буква Е в словах ЕХАЛ и ОБЕД? А чем отличаются эти слова?
4. Сколько звонких согласных звуков в слове ОБЕД?
Упражнение 2.
- Прочитай пословицы. Объясни их смысл.
Сорока на хвосте весть принесла.
Цыплят по осени считают.
2. Первой запиши пословицу, в которой только однозначные слова, затем – пословицу, в которой есть многозначные слова. Объясни значение многозначных слов.
3. Сравни пары слов: СОРОКА и ХВОСТЕ, ПРИНЕСЛА и ОСЕНИ. В какой паре слова имеют одинаковую орфограмму? Докажи.
4. Что есть общее в записанных предложениях? Чем они отличаются?
5. Какая буква в слове ВЕСТЬ нарушает равенство звуков и букв? Почему?
Упражнение 3.
Рассмотри запись. Прочитай слова в справке. Восстанови в загадке пропущенные слова.
Жёлтая, а не 4зв., круглая, а не солнце.
Хвост есть, а не 3 зв. .
Справка : мышь, луна.
- Запиши загадку. Найди многозначные слова. Объясни их значения.
- Найди в словах орфограммы, которые обозначены буквами согласных. Расскажи об их написании.
- Сколько мягких согласных звуков в слове МЫШЬ? Докажи.
Упражнение 4.
Используя запись и справку, составь загадку. Отгадай её.
Стоял на крепкой (многоз. сл), теперь лежит в (однознач.сл.)
Справка : лукошко, ножка.
- Запиши загадку. К какой лексической группе можно отнести слово-отгадку?
- Охарактеризуй записанное предложение. Что можно сказать о его главных членах?
- Найди слова с такой же орфограммой, как в слове НОЖКА. Расскажи об их написании.
- Сколько звонких согласных звуков в слове ГРИБ? Почему?