Д/З
1.Орфоэпические нормы
Самостоятельная работа(пятиминутка)
1.Раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение
2. Словарный запас человека
3. Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской
4. Слова противоположного значения
5. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению
6. Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре
Проверь
1.Лексика
2.Лексикон
3.Синонимы
4.Антонимы
5.Омонимы
6.Паронимы
Лексическая
система
русского
языка
кластер
Лексика РЯ с точки зрения
значения слова
смысловых отношений
употребления
происхож
дения
Анекдоты На каких лексических явлениях они основаны?
1. К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем!
2. В парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою.
- - Надо вовремя передохнуть, чтобы не предохнуть в пути.
См. п.47, стр.238.
- омонимы
- омофоны
- омоформы
- омографы
Паронимы. Что такое ?
Паронимы. Что такое ?
Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1.Это был умный, красивый, горделивый человек.
2.Ты совершил поступок и должен ответить за это.
3. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.
4. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Паронимы - слова, сходные по своему значению или морфологической структуре
1.Это был умный, красивый, гордый человек.
2.Ты совершил проступок и должен ответить за это.
3. Почва в этом районе тяжёлая, глинистая.
4.Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.
Синонимы
Градация
Из предложений выпишите синонимы . Расположите их по принципу возрастания признака.
- Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
На каком языковом явлении основаны заглавия ?
1.«Война и …»
2.«Отцы и …»
3.«Волки и …»
4. «Красное и …»
5.«Живые и …»
6.«Толстый и …»
- Являются ли антитезой сочетания «живой труп», «горячий лёд»? Какое это средство художественной изобразительности?
Антонимы
Д/З
2. №
Выразительные средства лексики
Выразительные средства лексики
- ОКСЮМОРОН
- АНТИТЕЗА
- МЕТАФОРА
- МЕТОНИМИЯ
- СИНЕКДОХА
- ГРАДАЦИЯ
(п.39, 40, 42, 43)
Изобразительные средства языка
Название
Определение
Эпитет
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность
Олицетворение
Пример
Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека
Сравнение
Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого
Метафора
Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение
Метонимия
Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами
Синекдоха
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот , название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот
Гипербола
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления
Литота
Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления
Аллегория
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа
Оксюморон
Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов
Перифраз (перифраза)
Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.
2. Чайник кипит.
3. Готов задушить в объятьях .
4. Туманный Альбион.
5. При свете тьмы.
6. Мужичок с ноготок.
7. Лес, точно терем расписной.
8. Политический пасьянс.
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе.
10. Горячее сердце.
11. Ну и лиса! ( — о хитром человеке)
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).
2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).
3. Готов задушить в объятьях (гипербола).
4. Туманный Альбион (перифраз: Англия).
5. При свете тьмы (оксюморон).
6. Мужичок с ноготок (литота).
7. Лес, точно терем расписной (сравнение).
8. Политический пасьянс (метафора).
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха).
10. Горячее сердце (эпитет).
11. Лиса — о хитром человеке (аллегория).
Самостоятельная работа
Словосочетания
Признаки:
1.
2.
3.
Фразеологизмы
Найдите пары фразеологизмов-антонимов .
- Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.
- Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.
- Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность (книжн., разг.)
- Узел, сжигать, разрубать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово.
1.Сжигать мосты
2.Разрубать гордиев узел
3.Прометеев пьедестал
4.Прокрустово ложе
- Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.
Назовите вторую часть фразеолоизма.
1. Невзирая на_
2.Два сапога_
3.Буря в _____
4.Топтаться на__
5.Ни рыба __
6.Не мудрствуя____
7.Зарубить себе ____
8.Волчий_______
9.Как две капли воды_____
10.Сулит золотые_____
11.Еле-еле душа___________________.
12.На сон________________________.
13.Голод не ________________________.
14. Нельзя ли для прогулок __________.
15.Рожденный ползать_______________.
16.Краем уха______________________.
17.Как свои _________________.
18.Овчинка_____________________.
19.Проще пареной__________________.
20 .В двух ____________________
21. Взять себя ________________.
22. Засучив _______________.
23. На худой _________________.
24 .Пасть __________________.
25 .Хоть пруд _______________
Задания ЕГЭ № 24
- Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).
- Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).
- Из предложений 22–25 выпишите фразеологизм.
- Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.
- Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».
задание № 24 ЕГЭ
1.(15)Так они и пошли обратно – впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко. (16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня. – (17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана Кошелева, – вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты. – (18)Узнаю, – коротко сказал Школенко, – один пойду? – (19)Один, – сказал Кошелев.
3.(22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев
ЕГЭ -26Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор ведет диалог с читателем, используя такой прием, как ______________ (предложения 27-29, 37-39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчеркивает, например, употребленное в тексте _________ («вранье»). Такой прием, как ____ («Можно спокойно прожить») в предложении 31 – «без которых мне трудно» в предложении 33), и такой троп, как_____________(в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».
Список терминов:
1.Метафора
2. Диалектизм
3. Лексический повтор
4. Ряды однородных членов
5. Эпитеты
6. Парцелляция
7. Просторечное слово
8. Вопросно-ответная форма изложения
9. Противопоставление.
2 .
1 .
6 .
9 .
4 .
3 .
10 .
7 .
5 .
8 .
По горизонтали:
1.Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
2.Слова, у которых совпадают только отдельные формы слов.
3.Словарный состав русского языка.
4.Слова с противоположным лексическим значением
5.Прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта большей выразительности.
По вертикали:
6.Устойчивое словосочетание.
7.Стилистический прием сопоставления на первый несопоставимых, взаимоисключающих понятий .
8. Слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре.
9.Слова, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значений.
10. Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся по-разному.
Домашнее задание.
1.Написать сочинение по прочитанному тексту.
2. По учебнику № 171, стр.266:
3. Групповые задания
А) Подготовить сообщение о следующих языковых явлениях: ОКСЮМОРОН, АНТИТЕЗА, МЕТОНИМИЯ, СИНЕКДОХА (п.39, 40, 42, 43)
Б) Подготовить сообщение о следующих языковых явлениях: признаки старославянизмов и заимствованных слов (п. 44)
В) Подготовить сообщение на следующую тему:
«Лексика с точки зрения употребления» (п.45-47)