СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика. Интерактивный комплекс для урочного и самостоятельного изучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексика.

Просмотр содержимого документа
«Лексика. Интерактивный комплекс для урочного и самостоятельного изучения.»

МБОУ СОШ№70 Интерактивный комплекс для самостоятельного изучения. МБОУ СОШ№70 Учитель высшей квалификационной категории Белоножко А.В.

МБОУ СОШ№70

Интерактивный комплекс для самостоятельного изучения.

МБОУ СОШ№70

Учитель высшей квалификационной категории Белоножко А.В.

Двадцать четвертое ноября.  Классная работа .   Цель. Систематизировать знания.   - развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать в группе.   - Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Двадцать четвертое ноября. Классная работа .

  • Цель. Систематизировать знания. - развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать в группе. - Воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Тема урока: Тему урока придётся определить самим. Задание: Определите ключевые слова темы урока по картинкам.

Тема урока:

Тему урока придётся определить самим.

  • Задание:

Определите ключевые слова темы урока по картинкам.

Определите тему урока.

Определите тему урока.

Навигационная карта Повторение. Словарная работа Новый материал. Тест Рефлексия Проверочные ные задания

Навигационная карта

Повторение.

Словарная работа

Новый материал.

Тест

Рефлексия

Проверочные ные задания

Повторение. Словарная работа.   Словарная работа (поставьте ударения). 1. Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный. 1. ТОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характеЕный, разнохарАктерный, 2. Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит. 2. РазвитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт.

Повторение. Словарная работа.

  • Словарная работа (поставьте ударения).
  • 1. Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный.
  • 1. ТОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характеЕный, разнохарАктерный,
  • 2. Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит.
  • 2. РазвитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт.
Повторение Язык это- система форм и единиц предназначенная для коммуникативных целей. Единицы языка- элементы системы языка (звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Повторение

  • Язык это-

система форм и единиц предназначенная для коммуникативных целей.

  • Единицы языка-

элементы системы языка (звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Лексика-это совокупность всех слов языка, его словарный запас. Ле́ксика от древне-греческого(τὸ λεξικός) — «относящийся к слову», «слово», «оборот речи». Ле́ксика —это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Лексика-это совокупность всех слов языка, его словарный запас.

  • Ле́ксика от древне-греческого(τὸ λεξικός) — «относящийся к слову», «слово», «оборот речи». Ле́ксика —это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Лексика. Лексика бывает

Лексика.

  • Лексика бывает
Лексика.

Лексика.

Лексика устной и письменной речи:

Лексика устной и письменной речи:

Лексика

Лексика

Лексика Лексика Тематические группы Однозначные слова Значение слова Многозначные слова Паронимы Синонимы Антонимы Омонимы

Лексика

Лексика

Тематические группы

Однозначные слова

Значение слова

Многозначные слова

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Однозначные слова Однозначные слова — это слова, имеющие одно лексическое значение.

Однозначные слова

  • Однозначные слова — это слова, имеющие одно лексическое значение.
Многозначные слова Многозначные слова – это слова, у которых есть минимум два лексических значения. При этом они схожи по каким-то параметрам, например, внешнему виду или функциональному назначению. А понять, о чем конкретно идет речь, можно только из контекста всей фразы.

Многозначные слова

  • Многозначные слова – это слова, у которых есть минимум два лексических значения. При этом они схожи по каким-то параметрам, например, внешнему виду или функциональному назначению. А понять, о чем конкретно идет речь, можно только из контекста всей фразы.
Синонимы Сино́нимы— слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Примеры синонимов: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Синонимы

  • Сино́нимы— слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Примеры синонимов: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
Омонимы Омо́нимы— одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

Омонимы

  • Омо́нимы— одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.
Антонимы Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Антонимы

  • Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Паронимы Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант.

Паронимы

  • Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант.
Тематические группы Тематическая группа - совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими денотатов по определенному признаку и выраженных различными словами: группа корова + бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.

Тематические группы

  • Тематическая группа - совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими денотатов по определенному признаку и выраженных различными словами: группа корова + бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.
1 группа парами подбирает синонимы 1.Надежда а)Краткий. 2. Изумительный. б) Необязательный   3. Лаконичный. 4. грациозный. в)Упование. г) Неотделимый. 5. Любезность. д)Комплимент.   6. Неотъемлемый. е) Восхитительный. 7. Лживый. ж) Сиять. 8. Факультативный. з). Невозмутимый. 9. Мистический. 10. Спокойный. и). Неискренний. к). Сборник. 11. Блестеть. 12. Альманах . л). Сверхъестественный. м) изящный

1 группа парами подбирает синонимы

1.Надежда

а)Краткий.

2. Изумительный.

б) Необязательный

  3. Лаконичный.

4. грациозный.

в)Упование.

г) Неотделимый.

5. Любезность.

д)Комплимент.

  6. Неотъемлемый.

е) Восхитительный.

7. Лживый.

ж) Сиять.

8. Факультативный.

з). Невозмутимый.

9. Мистический.

10. Спокойный.

и). Неискренний.

к). Сборник.

11. Блестеть.

12. Альманах .

л). Сверхъестественный.

м) изящный

2 группа сгруппируйте парами антонимы. 1.Явный. а). Мгновение. 2. Активно. б). Пассивно. 3. Ничтожный. в). Поддельный. 4. Вечность. г). Великий. 5. Вперед.   6. Всегда. д). Назад. е). Никогда.   7. Высоко. ж). Занижать. 8. Завышать. з). Полого. 9. Круто. и). Мягкий. 10. Твердый. к). Достаток. 11. Нужда. 12. Подлинный. л). Скрытый. м). Низко. 2 (Проверка: 1-л, 2-б, 3-г, 4-а, 5-д, 6-е, 7-м, 8-ж, 9-з, 10-и, 11-к, 12-в)  

2 группа сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный.

а). Мгновение.

2. Активно.

б). Пассивно.

3. Ничтожный.

в). Поддельный.

4. Вечность.

г). Великий.

5. Вперед.

  6. Всегда.

д). Назад.

е). Никогда.

  7. Высоко.

ж). Занижать.

8. Завышать.

з). Полого.

9. Круто.

и). Мягкий.

10. Твердый.

к). Достаток.

11. Нужда.

12. Подлинный.

л). Скрытый.

м). Низко.

2 (Проверка: 1-л, 2-б, 3-г, 4-а, 5-д, 6-е, 7-м, 8-ж, 9-з, 10-и, 11-к, 12-в)

 

Тест. Что изучает лексика?  1) части речи и их формы;  2) слова и их значения.  3) правила написания слов;  4) историю слова;

Тест. Что изучает лексика?

1) части речи и их формы;

2) слова и их значения.

3) правила написания слов;

4) историю слова;

Укажите пример нарушения лексической сочетаемости  1)сдержать слово  2) устроить встречу  3) осуществить договор  4) сдержать натиск

Укажите пример нарушения лексической сочетаемости

1)сдержать слово

2) устроить встречу

3) осуществить договор

4) сдержать натиск

Укажите ряд многозначных слов: 1) съедобный, утомление; 2) хохот, шезлонг; 3) компьютер, ландыш; 4) съемка, ручка.

Укажите ряд многозначных слов:

1) съедобный, утомление;

2) хохот, шезлонг;

3) компьютер, ландыш;

4) съемка, ручка.

Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:   1) аббат, атака, жюри 2)берег, город, молоко; 3) место, история, тетрадь; 4) ладонь, корова, дочь,

Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

1) аббат, атака, жюри

2)берег, город, молоко;

3) место, история, тетрадь;

4) ладонь, корова, дочь,

Определите, в каком варианте даны неологизмы:   1) опосля, прислухаться, не серчай; 2) курень, полуночник, шелоник; 3) бартер, кастинг, конфессия;  4) псалтырь, светлица, кафтан;

Определите, в каком варианте даны неологизмы:

1) опосля, прислухаться, не серчай;

2) курень, полуночник, шелоник;

3) бартер, кастинг, конфессия;

4) псалтырь, светлица, кафтан;

Рефлексия Проанализируйте полученные знания и ответьте на 3 вопроса. Запишите в тетрадь ответы: 1.Мне было интересно на уроке?  да/нет (если, то почему?) 2.На уроке я узнал _________________________________ 3. Могу ли я применить полученные знания на практике? ___________________________________________________ Оцените себя по шкале от 0 до 5 За наиболее полный ответ выставляется положительная отметка!

Рефлексия

  • Проанализируйте полученные знания и ответьте на 3 вопроса.
  • Запишите в тетрадь ответы:

1.Мне было интересно на уроке?

да/нет (если, то почему?)

2.На уроке я узнал _________________________________

3. Могу ли я применить полученные знания на практике?

___________________________________________________

  • Оцените себя по шкале от 0 до 5
  • За наиболее полный ответ выставляется положительная отметка!