Дата:15.09.2020г Класс:10 Урок-3
Курс: Художественное слово Учитель: Аппазова
Тема: Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы
Тип урока :совершенствование знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях;
- продолжить развивать умение давать лексическое толкование слову;
- продолжить развивать умение определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова;
- научить составлять текст, грамотно используя слова в речи.
Воспитательная:
- формировать бережное отношение к родному языку.
Развивающие:
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Ход урока
№ | Наименование структурного элемента урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | Организацион-ный момент: | Проверяет явку и готовность к занятию, настраивает на урок. | Готовятся к уроку. Доклад дежурного. |
2 | Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся | Предлагает ответить на вопросы и определить цели урока, актуальность и значимость изучения темы. | Отвечают на вопросы. |
3 | Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия. | Помогает сформулировать цели и задачи урока, сообщает о форме проведения урока: | Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь, |
4 | Подготовка обучающихся к восприятию нового материала. | Организует проведение игры: проводит словарную работу, предлагает ответить на вопросы; охарактеризовать структуру словарного состава русского языка, опираясь на схему; определить источники знаний лексического значения слова; предлагает выбрать эпиграф к уроку. | Команды работают со словарем, принимают участие в беседе, дают связный ответ на поставленный вопрос, жюри подводит итог 1 этапа работы команд. |
5 | Изучение нового материала. | Организует изложение материала, ставит проблемные вопросы, предлагает обучающимся выполнить дифференцированные задания, а жюри подвести итоги работы команд. | Докладчики рассказывают о профессионализмах, диалектизмах, жаргонизмах; проводят игру «Я – профессионал», предлагают посмотреть эпизод из фильма по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон», проводят игру «Найди синоним» |
5 | Закрепление нового материала. | Предлагает выполнить дифференцированное задание, ответить на вопросы, жюри подвести итог работы команд. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, делают обобщения; выбирают эпиграф к теме урока. |
6 | Подведение итогов урока. | Делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению домашнего задания, работе команд и жюри, объявляет оценки. | Дают оценку урока: жюри дает оценку работы команд в целом, команды оценивают работу жюри. |
7 | Домашнее задание. | | Записывают домашнее задание |
Ход урока
I. Организационный момент.
Преподаватель проверяет явку и готовность к занятию, настраивает обучающихся на урок. Командир группы докладывает преподавателю о готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся.
Беседа преподавателя с обучающимися
Преподаватель:
- Вспомните, какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?
Предполагаемый ответ: «Лексика и фразеология».
- Для чего необходимо изучать лексический состав русского языка? Как знания в этой области смогут помочь Вам в жизни, в вашей будущей профессии?
Заслушиваются и записываются на флип-чате ответы: «расширять свой словарный запас, чтобы точно излагать свои мысли», «не отстать от времени, потому что русский язык пополняется новыми словами» и др.
III. Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.
Преподаватель:
- Исходя из Ваших ответов и темы урока, попытайтесь сформулировать цели урока.
Предполагаемые ответы: «учиться грамотно строить свою речь», «тренироваться правильно составлять письменные тексты», «учиться вести диалог на определенную тему», «стать не только компетентным, но и грамотным руководителем» и др.
Преподаватель:
- Сегодня мы на уроке поговорим о магической силе слова: его точности, меткости и уместности, т. е. научимся определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова, а также составлять текст, грамотно используя слова в речи. Сегодня мы будем не только обобщать ваши знания и умения в области лексикологии, но и совершенствовать эти умения. Для этого построим нашу работу в форме игры. Вспомните домашнее задание и представьте, пожалуйста, свои команды.
Представление команд капитанами.
Преподаватель:
- Кроме команд у нас работает жюри.
Представление преподавателем жюри.
Преподаватель:
- Члены жюри оценивают работу команд, комментируют свое решение, подсчитывают количество баллов каждой команды за устный и письменный ответы, затем выявляют самую интеллектуальную команду-победителя и выбирают самого эрудированного игрока.
- А сейчас жюри познакомят Вас с условиями игры.
Ознакомление обучающихся с условиями игры.
IV. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Преподаватель:
- Прежде чем мы приступим к игре, давайте поразмышляем над лексическим значением слова «интеллектуальный».
Работа со словарем.
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий интеллект, низкий интеллект.
Интеллектуал – (разг.). Интеллектуальный человек.
Интеллектуальный – (книжн.). Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. И. человек. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка., М., 1988 г.)
Преподаватель:
- Что такое лексикология?
Предполагаемый ответ. Наука, изучающая лексику.
- А что значит лексика?
Предполагаемый ответ. Словарный состав языка.
- А лексикон?
Предполагаемый ответ. Словарный запас одного человека.
Преподаватель:
- Сегодня мы поговорим о лексикологии, опираясь на тексты художественных произведений и на Ваш жизненный опыт. Мы вспомним, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы. В конце урока Вы должны ответить на вопрос: Какое из предложенных высказываний о языке вы взяли бы эпиграфом к теме нашего урока? Своё мнение должны обосновать.
Обучающиеся зачитывают высказывания.
Высказывания писателей:
1. Необходимо широкое знакомство со всем запасом нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова.
М. Горький
2. Определите точно каждое слово. И вы избавитесь от половины заблуждений.
Декарт
Преподаватель:
- Рассмотрите схему и дайте связный ответ о структуре словарного состава русского языка. (Смотри приложение 3)
Предполагаемый ответ. Словарный состав современного русского языка по сфере употребления делится на две группы: общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и арготизмы).
Преподаватель:
- Что значит общеупотребительная лексика?
Предполагаемый ответ. Наиболее употребительные слова.
- Из каких источников мы можем узнать значение общеупотребительных слов?
Предполагаемый ответ. Из толковых словарей. Самый большой толковый словарь – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (120 480 слов). Краткий толковый словарь, составленный Ожеговым, - «Словарь русского языка» включает 57 000 слов. В него вошли наиболее употребительные слова.
- А слова, которые употребляются в науке, технике и обозначают понятия той или иной отрасли знания?
Предполагаемый ответ. Записывают в энциклопедические и терминологические словари, например: «Медицинская энциклопедия», «Географический словарь» и т. д.
Жюри оценивают устные ответы на вопросы обучающихся, их работу со схемой, выводы, подводят итоги 1 этапа работы команд «Беседа по теме урока».
Преподаватель:
- За пределами литературного языка находится лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Объяснение материала готовили Вы сами. Поговорим о профессионализмах. Подумайте, по каким профессионализмам можно определить вашу профессию?
V. Изучение нового материала.
Выступления представителей команд с изложением нового материала.
Профессионализмы
1. Доклад с презентацией о профессиональной лексике делает представитель первой команды (см. материалы доклада в приложении 4).
2. Проводится игра «Я – профессионал».
Задание выполняется на «Карте автомеханика» (см. Приложение 7). На выполнение дается 1 минута.
Преподаватель:
- Запишите как можно больше профессионализмов, связанных с Вашей будущей специальностью. Не учитывается общеупотребительная лексика (н.: руль, колесо и т. д.). Если при проверке (устно) у команд встречаются одни и те же слова, то они вычеркиваются. Победителем в этой игре будет та команда, у которой останется больше слов-профессионализмов.
3. Проверка задания – устно.
Дифференцированные задания.
(первое выполняется по учебнику, второе дается на карточке)
Преподаватель:
- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания, определитесь в выборе и приступайте к работе. На выполнение этого задания у Вас есть 5 минут.
Задание 1. Выполнить упражнение № 95 (А. И. Власенкова, Л. М., Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.:«Просвещение»).
Определите предмет по его описанию, толкованию, запишите соответствующий термин.
1) Наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости.
2) Транспортное средство, способное передвигаться по сущее и воде.
3) Прибор для измерения атмосферного давления.
4) Оптический прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами.
6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин.
Правильные ответы: 1-вездеход, 2-амфибия, 3-барометр, 4-микроскоп, 5-телескоп, 6-вольтометр.
Задание 2 (карточка). Задание повышенного уровня выполняется на «Карте автомеханика».
Прочитайте текст. Определите, к какому жанру можно отнести этот отрывок. О какой профессиональной деятельности идет речь? Заполните таблицу примерами из текста.
Текст: «Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке заготовок и деталей, имеющих искривления. Правка отличается от рихтовки приемами выполнения и применяемыми при операции инструментами и приспособлениями.
Заготовку можно править как в холодном, так и в нагретом состоянии.
Рихтовка – это правка закаленных деталей.
На предприятиях в основном используется не ручная, а машинная правка».
Общеупотребительные омонимы | Профессиональная лексика (термины) |
| |
Предполагаемый ответ: Данный текст можно отнести к учебной инструкции (научно-популярный подстиль речи). В тексте используется профессиональная лексика (приводятся примеры), используются омонимы (приводятся примеры).
Преподаватель:
- Итак, для подведения итогов второго этапа работы команд, сдайте, пожалуйста, жюри «Карты автомеханика». Пока члены жюри подводят итоги, вспомните еще раз:
- Что такое профессионализмы?
Предполагаемый ответ. Профессионализмы – слова и словосочетания, называющие специальные понятия и предметы разного рода ремесел и промыслов.
- Чем отличаются термины от профессионализмов?
Предполагаемый ответ. Термины точно и однозначно характеризуют предмет или явления, например: инфаркт, прогрессировать; к профессиональной лексике относятся слова и выражения, сгруппированные по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей и пр.
- Что значит профессиональные омонимы?
Предполагаемый ответ. Слова, не имеющие в лексическом значении ничего общего. Например, выправка заготовок и офицерская выправка.
Жюри подводит итоги 2 этапа работы команд.
Диалектизмы
1. Доклад с презентацией отрывка из фильма о диалектизмах делает представитель второй команды (см материал доклада в Приложении 5).
Докладчик:
- Для того чтобы наглядно представить Вам использование диалектных слов, я предлагаю просмотреть эпизод из фильма «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова.
Докладчик предлагает командам выполнить задание:
- Запишите слова, которые, по вашему мнению, можно отнести к диалектным. Попробуйте объяснить, почему, Шолохов использовал диалектизмы, а не общеупотребительные слова-синонимы?
Предполагаемый ответ. С помощью диалектизмов возможно предельно точно изобразить жизнь народа, передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев, показать его культуру.
Обучающиеся должны были выписать следующие диалектизмы: видывал, случа́й, гутарю, вынает, из партоманета, ишшо, прышпекту, энтого, патрет, аткель, подковали.
2. Анализ предложения.
Преподаватель предлагает выполнить задание:
- Прочитайте предложение. Объясните, благодаря чему понятен смысл предложения?
Текст предложения: «Все вечера, а то и ночи сидят ребята у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи, то есть картошку».
Предполагаемый ответ. Благодаря описанной ситуации, узнаваемости слова «огончиков», т. е. использует диалектизм, который не требует разъяснения, а диалектизм «опалихи» сразу же поясняется: «то есть картошку».
3. Дифференцированное задание.
Преподаватель:
- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания и приступайте к работе. На выполнение задания у Вас есть 5 минут.
Задание 3.1. Подберите к общенародным словам (верхняя строка) диалектные синонимы (нижняя строка). Объясните свой выбор. Сравните способ выражения близких понятий. (Для справок используйте словообразовательный словарь).
Ухват, гудеть, прятки, полотенце, колокольчик, слабый.
Слабкий, позвонок, хоронушки (ловички), брунжать (жундеть), утирка, рогач.
Правильный ответ: (ухват-рогач, гудеть-брунжать, прятки-хоронушки, полотенце-утирка,колокольчик-позвонок, слабый-слабкий).
Задание 3.2. Прочитайте предложения. Выпишите диалектизмы. Постарайтесь ответить на вопросы: «Какую ситуацию вы себе представили? Что можете сказать о героях? Почему Вы так думаете? Сделайте вывод, с какой целью автор использует диалектизмы в данной ситуации?»
Текст:
- Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то...
- Не надо. И поисть не поем, а курку решим...
- Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то.
Предполагаемый ответ. Диалектизмы отражают не только место рождения, но и, всю "подноготную" героев (социальный статус, род занятий, круг общения, даже их характер).
Преподаватель:
- Подведем итоги третьего этапа работы команд. Пока члены жюри работают, ответьте на вопросы.
- С какой целью писатели используют диалектизмы?
Предполагаемый ответ. При помощи диалектов писатели стремятся передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев.
- Для чего ученые-лингвисты изучают эту часть общенационального языка?
Предполагаемый ответ. Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».
Жюри подводит итоги 3 этапа работы команд.
Жаргонизмы
1. Доклад о жаргонизмах делает представитель третьей команды (см. материал доклада в Приложении 6).
Докладчик предлагает провести устную игру «Найди синоним»:
- Я называю жаргон, а вы - синоним из литературного языка. Побеждает та команда, которая больше всего даст правильных ответов.
стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие
стукач - доносчик
облом - неожиданно плохой результат
отпад - нечто выдающееся
офонареть - обнаглеть
запарить - сильно надоесть
не катит - не подойдёт
крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо
стрёмный - некрасивый
беспонтовый – нехороший
не кипишуй – перестань скандалить
фильтруй базар - следи за речью
шевели поршнями - иди быстрее
в натуре - по правде
туши свет - полный кошмар
Преподаватель:
- Легко ли было подобрать синоним? Почему?
Некоторые ответы. «Не всегда. Слабый словарный запас», «Трудно сразу переключиться с привычного языка на литературный».
Преподаватель:
- Очень часто люди не могут подобрать нужное слово или выразить свои мысли. Дайте совет, что необходимо делать для того, чтобы повысить уровень речевой и мыслительной деятельности? И на каком этапе жизни это не поздно делать?
Некоторые советы: «Больше читайте, старайтесь заменять грубые слова на благозвучные», «Работайте над собой всегда», «Это надо делать на протяжении всей жизни».
3. Дифференцированное задание.
Преподаватель:
- Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
Задание 3.1. Распределите слова на две группы: 1)термины; 2)жаргонизмы.
Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникали на основе переносных значений общеупотребительных слов.
Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).
Задание 3.2. Работаем корректорами. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений. Исправьте и запишите предложения.
1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки (повышения рейтинга).
2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра (высказывали недоверие).
3) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу (иметь охрану).
4) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром (фанаты).
4. Заслушивание ответов команд.
V. Закрепление нового материала.
1. Дифференцированное задание. Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания дается 5 минут.
Задание 1.1. Преподаватель предлагает решить тематический тест на листах (Приложение 8).
Задание 1.2. Преподаватель предлагает выполнить творческое задание на «Карте автомеханика». Составьте небольшой текст на тему «Автомеханик – профессия для настоящих мужчин». Подумайте о целесообразности употребления профессионализмов или профессиональных жаргонизмов в тексте.
В это время жюри подводит итоги четырех этапов работы команд.
Задание на закрепление проверяется преподавателем.
2. Обобщение изученного материала.
Преподаватель:
- Что нового вы узнали на уроке?
Предполагаемый ответ. Лексика ограниченного употребления является частью общенационального языка, в литературе чаще используется для речевой характеристики героя произведения или описания быта.
- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?
Предполагаемый ответ. Нет. Лексику, ограниченную в употреблении, следует использовать в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.
- Какое высказывание известных писателей Вы выберете эпиграфом для нашего урока? Почему?
Обучающиеся выбирают эпиграф к уроку, дают аргументированные ответы.
VI. Подведение итогов.
Заслушивание жюри: определение самой интеллектуальной команды и самого эрудированного игрока, поздравление победителей.
Преподаватель делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению индивидуальных заданий, работе команд и жюри, объявляет оценки, благодарит за урок.
VII. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Изучая спецпредмет». Учитывайте значение слов и уместность их в речи.
14