СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика русского языка с точки зрения употребления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова

Просмотр содержимого документа
«Лексика русского языка с точки зрения употребления»

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ Русский язык 5 класс

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Русский язык

5 класс

  ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА —    слова, известные всему народу и  употребляемые всеми (ЧЕЛОВЕК,  ПРИРОДА, ДЕРЕВНЯ, МАМА, СТОЛ и др.)

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА —

  • слова, известные всему народу и употребляемые всеми

(ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ДЕРЕВНЯ, МАМА, СТОЛ и др.)

 ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА   (от греч. «диалектос» — местный говор.) —  слова, употребляемые только жителями  той  или иной местности:  ПЕТУХ — КОЧЕТ, ДОМ — ХАТА,  ТРОПИНКА — СТЕЖКА и др.  Употребление диалектных слов  (диалектизмов) в разговорной речи портит ее, делает ее малопонятной. Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жи - телей определенной местности. В толковых словарях диалектные слова сопровождаются пометкой  ОБЛ.  (областное).

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА

  • (от греч. «диалектос» — местный говор.) — слова, употребляемые только жителями той или иной местности:

ПЕТУХ — КОЧЕТ, ДОМ — ХАТА, ТРОПИНКА — СТЕЖКА и др.

Употребление диалектных слов (диалектизмов) в разговорной речи портит ее, делает ее малопонятной.

  • Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жи - телей определенной местности. В толковых словарях диалектные слова сопровождаются пометкой

ОБЛ. (областное).

Дело всей жизни.

  • По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
  • Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
  • - Замолаживает...
  • - То есть как „замолаживает"? — мичман* смотрит недоуменно; Пасмурнеет, — коротко объясняет 3 ямщик. - К теплу.
  • Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
  • „ Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакивать.
  • Этот морозный мартовский день 1819,года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевер-нуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый „Толковый словарь живого великорусского языка". А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль тучками, говоря о небе, клониться к ненастью".
  • (По М. Булатову и В. Порудоминскому.)
  •  
Какие слова обозначают одно и то же? - Где Люба? – спросил я. - По батожья ушла. - По что? - Ну, по петушки. - По что? По что? - По стебени. - Не понимаю вас. - Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По щавель. В. Боков - Какое из этих слов общеупотребительное?

Какие слова обозначают одно и то же?

  • - Где Люба? – спросил я.
  • - По батожья ушла.
  • - По что?
  • - Ну, по петушки.
  • - По что? По что?
  • - По стебени.
  • - Не понимаю вас.
  • - Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По щавель. В. Боков
  • - Какое из этих слов общеупотребительное?

Стилистическая работа В хате В хате В хате Пахнет рыхлыми дрочёнами У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. … Мать с ухватами не сладится Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. (С.Есенин)  Дёжка – деревянная кадка, в которой месят тесто. Дрочёна – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами. Махотка – крынка, горшок. Паз – узкая щель между кирпичами. Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки вещи.

Стилистическая работа

  • В хате
  • В хате
  • В хате
  • Пахнет рыхлыми дрочёнами
  • У порога в дёжке квас,
  • Над печурками точёными
  • Тараканы лезут в паз.
  • … Мать с ухватами не сладится
  • Нагибается низко,
  • Старый кот к махотке крадется
  • На парное молоко. (С.Есенин)
  • Дёжка – деревянная кадка, в которой месят тесто.
  • Дрочёна – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.
  • Махотка – крынка, горшок. Паз – узкая щель между кирпичами.
  • Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки вещи.
 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА —   профессионализмы (от лат . «профессио» — постоянная специальность.) — слова, связанные с особенностями той или иной специальности, профессии: КОК — повар, КАМБУЗ — кухня и др.  ( из фр. profession — буквально — «(официальное) объявление о своей специальности)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА —

  • профессионализмы (от лат . «профессио» —
  • постоянная специальность.) — слова,
  • связанные с особенностями той или иной
  • специальности, профессии:
  • КОК — повар, КАМБУЗ — кухня и др.

( из фр. profession — буквально — «(официальное) объявление о своей специальности)»

Прочитайте написанный на доске текст, придумайте ему название, перепишите, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова Как интересно подготовил Сергеев сообщение об антонимах и омонимах! — ... учительница... Вы говорите о Сергееве Саше? Посмотрите, как хорошо, начертил он систему, координат в блокноте для диаграмм, — вступил в разговор преподаватель... И ориентироваться на

Прочитайте написанный на доске текст, придумайте ему название, перепишите, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова

  • Как интересно подготовил Сергеев сообщение об антонимах и омонимах! — ... учительница...
  • Вы говорите о Сергееве Саше? Посмотрите, как хорошо, начертил он систему, координат в блокноте для диаграмм, — вступил в разговор преподаватель...
  • И ориентироваться на "местности он научился " прекрасно...
  • Приходите ко мне на урок. Увидите, с каким искусством делает он кувырок вперед, стойку на лопатках, «мостик» — ...
  • - По какому признаку можно было определить участвующих в разговоре людей?