Паронимы
Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей, животных, вещи называет, Хранит надежно наших знаний клад. П. Чесноков
Презентация к урокам русского языка по теме «Лексика» 10 класс
Автор: учитель русского языка и литературы
Тураев Эркинжон
- Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов.
- К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский - дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки - останки)
- Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ
- Примеры: лесная- лесистая;
невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный
Паронимы бывают
- приставочными;
- суффиксальными;
- различающиеся конечными буквами
Приставочные паронимы. Различай значения!
- У платить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)
- О платить -заплатить за что-нибудь
- О деть кого-либо
- На деть на себя
- Пред ставить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо
- Предо ставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.
Приставочные паронимы. Различай значения!
- В стряхнуть - приподняв, потрясти с силой.
- С тряхнуть - тряхнув, скинуть, сбросить.
- По верка - сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.).
- Про верка - установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.
- Об судить -разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.
- О судить -выразить неодобрение кому- чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.
- Не терпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.
- Нес терпимый - превышающий терпение, с трудом переносимый.
- О писка - ошибка в написании чего-нибудь по рассеянности.
- От писка - формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.
Различай значения! Составь словосочетания!
- Встать – подняться.
- Стать - сделаться кем-либо.
- Поступок – действие, совершенное кем-либо.
- Проступок – провинность, неблаговидный поступок.
Суффиксальные паронимы
- Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.
Помни!
- Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
- КРАСОЧНЫЙ . Отличающийся яркими красками.
- КРАСЯЩИЙ . Служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец).
Различающиеся конечными буквами
- База - основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.
- Базис - совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.
- Абонент - владелец абонемента (лицо или учреждение).
- Абонемент - право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
Различающиеся конечными буквами
- Невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.
- Невежда - малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
- Адресат - тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
- Адресант - тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
- Дипломат - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
- Дипломант - лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.
Составь словосочетания!
тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.
пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.
Лингвистическая задача
- В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными .
Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!
- 1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого. 10. Группа старшеклассников... (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).
Исправь ошибки!
- 1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
- 2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.
- 3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
- 4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
- 5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
- 6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
- 7. Черты лица у него были невыразимыми.
- 8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.
Исправь ошибки!
- 1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись.
Подбери пару! Составь словосочетания!
Драматический – ...
Дружеский – ...
Единственный – ...
Искусно – ...
Наследие – ...
Безответный – ...
Информационные источники
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995
- На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
- Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007
- http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_
- Шаблон для презентации – Белозеровой Т.